Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективные основы антикризисного управления






 

Считается, что во многих случаях кризис в развитии пред­приятия нельзя устранить, так как он появляется как объек­тивное явление, отражающее цикличный характер развития. Но остроту кризиса можно значительно снизить, если менедж­мент будет антикризисным, т. е. будет учитывать предпо­сылки его возникновения.

Антикризисный менеджмент — процесс управления, направленный на предотвращение или смягчение кризиса, удержание функционирования предприятия в режиме выживания в период кризиса и вывода его из этого состояния с минимальными потерями.

При этом функционирование представляется как поддержа­ние жизнедеятельности, сохранение работы в рамках достигну­тых качеств. Развитие связывается с приобретением нового ка­чества по обеспечению устойчивости жизнедеятельности пред­приятия, его роста.

Концепция антикризисного управления вклю­чает четыре блока проблем.

Первый блок обозначает проблемы, связанные с управлени­ем на различных фазах цикличного проявления кризисного раз­вития. В содержании антикризисного управления должны ре­шаться проблемы распознавания, предотвращения, поддержа­ния жизнедеятельности, выхода из кризиса и ликвидации его последствий.

Следует иметь в виду, что на каждой из фаз развития кризисной ситуации целесообразно использовать адекватные механизмы управления: мотивацию, ценностную ориентацию, ужесточенные организации, смягчение, неформальное управление и др.

Второй блок проблем включает процессы методологии и организации управления, функционирования финансово-экономических и социально-психологических проблем.

Решение этих проблем связывается с формированием мис­сии и цели управления; определяются пути и методы менедж­мента в условиях кризисной ситуации. При необходимости рас­сматриваются подходы к диверсификации производства или проведения конверсии, что вызывает неопределенность поиска дополнительных вложений.

Третий блок проблем сводится к дифференциации техноло­гии управления, к прогнозированию кризисов оценки кризис­ных ситуаций готовности к риску и предвидению возможных его последствий, разработке и осуществлению инновационных стратегий, способствующих выходу предприятия из кризисного состояния.

Четвертый блок проблем связывается с проблемами социально-экономического типа, которые сводятся к поведению пред­приятия на рынке и управлению персоналом. Это вызывает мо­дернизацию и реконструкцию предприятия на основе иннова­ций, обновление маркетинговых процессов, обучение и привле­чение персонала для работы по новым подходам организации управления.

Система антикризисного управления в кризисных ситуаци­ях предусматривает быструю смену внутреннего состояния предприятия и его положения в окружающей социально-экономической среде.

Состояние предприятия характеризуется наличием потенциальных возможностей развития, финансовым положением, сис­темой методов, приемов выхода из кризиса.

Считается, что в структурном подходе более подходящим вариантом антикризисного управления выступают определенные типы матричных структур, деформация управления по определенным проблемам, расширение диапазонов — вариантов управленческих решений, стратегических направлений, инновационных программ, инвестиционных проектов.

Управленческие решения целесообразнее разрабатывать на программно-целевых подходах, подходить к ним обоснованно и качественно, так как в этих условиях они усугубляют ситуа­цию.

Очень важным условием в антикризисном менеджменте являются мотивационные моменты, поддержка разумных инициатив в поиске путей выхода из кризиса, в ставке на коллективную, взаимную поддержку. В период развития кризиса эти факторы играют решающую роль, особенно в формировании сти­ля управления, который сознательно проектируется менеджером в процессе работы.

В антикризисном менеджменте решающее значение имеет стратегия управления, которая может быть дифференцирована по видам кризиса. Есть стратегия предупреждения кризиса, которая предусматривает распознавание кризисных явлений, анализа их характера и тенденций. В практике развития пред­приятия может быть стратегия противодействия явлениям кризисного характера, замедлению его наступления.

Различают две тактики антикризисного управления: защитную и наступательную.

В основу защитной тактики положено проведение мероприятий при благоприятном стечении обстоятельств, занятие выжи­дательных позиций, пока ситуация не изменится к лучшему.

Наступательная тактика предусматривает изучение и заво­евание рынка на базе маркетинговых исследований, модерниза­цию производства и управления, развитие персонала, совершен­ствование принципов и методов работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.