Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы антикризисного управления






Основным законодательным актом в нашей стране, регламентирующим деятельность предприятий условиях экономического кризиса является Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Несостоятельность (банкротство) в статье 2 Закона определяется как «...неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее — банкротство)» [4].

Из определения банкротства следует, что одним из основных признаков несостоятельности является неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Таким образом, не может быть признано несостоятельным (банкротом) предприятие в случае неуплаты штрафов, пени, неустоек, поскольку суммы санкций не являются кредиторской задолженностью по оплате товаров (работ и услуг).

Под неспособностью предприятия обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды данное определение подразумевает отсутствие денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм.

Далеко не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о возможности предъявления требований о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом). В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» принимается не внимание лишь сумма задолженности, превышающая стоимость имущества должника. Исключение составляют случаи, когда стоимость имущества хотя и превышает сумму задолженности, однако имеет место неудовлетворительная структура баланса должника: такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед всеми кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

Согласно Закону «правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы...», а при неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей «...должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые к иные уполномоченные органы». Кроме этого, статьей 8 Закона определяются случаи, когда должник «...обязан подать заявление должника в хозяйственный суд...», а именно:

· если удовлетворение требований одного или нескольких креди­тов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами или к прекращению деятельности должника — юридического лица;

· при ликвидации юридического лица была установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

В вышеуказанных случаях заявление должника «...должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания», в противном случае виновные лица будут нести субсидиарную ответственность.

При рассмотрении заявления должника о банкротстве суд может выявить ложное банкротство, когда «...подано заявление должника при наличии у лица, от имени которого подано это заявление, возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме». В этом случае «...то лицо, от имени которого подано заявление, несет перед кредиторами ответственность за убытки (вред, в том числе моральный), причиненные этим действием, если иное не предусмотрено законодательством».

На основании заявления судья возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве). При отсутствии признаков банкротства хозяйственный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления с банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника — юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры: защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение.

Защитный период. При разбирательстве дела о банкротстве хозяйственным судом вводится защитный период в отношении предприятия должника.

При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается информация о назначении временного управляющего.

Защитный период — одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соот­ветствии с Законом (принятие хозяйственным судом решения о при­знании должника банкротом и открытии конкурсного производства или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Указанная процедура вводится хозяйственным судом в течение трех месяцев с момента принятия им заявления о банкротстве.

Введение защитного периода не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления предприятия-должника от исполнения их функций, однако они могут совер­шать сделки и исполнять платежные обязательства только с пись­менного согласия временного управляющего.

Закон определяет права и обязанности временного управляюще­го. Так, статьи 35 и 36 Закона содержат положения, определяющие права и обязанности временных управляющих, среди которых:

- принятие мер по обеспечению сохранности имущества долж­ника и его защите;

- истребование полного списка кредиторов и дебиторов с указа­нием суммы задолженности, развернутого баланса активов и пасси­вов, отчета о финансовом положении и другой необходимой инфор­мации, содержащейся в книгах, счетах и иных документах;

- установление кредиторов должника и определение размера их требований;

- проведение анализа финансового состояния и платежеспособ­ности должника;

- оказание содействия в организации хозяйственной деятельно­сти должника, заключении мирового соглашения;

- определение наличия признаков ложного или преднамеренно­го банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убыт­ков кредитору;

- предоставление по окончании защитного периода отчета о своей деятельности и заключения о финансовом состоянии и плате­жеспособности должника (статья 36).

Для определения наличия оснований для возбуждения конкурсно­го производства временным управляющим в процессе защитного периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособ­ности должника в соответствии с «Правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 46, Министерства экономики Рес­публики Беларусь № 76 Министерства по управлению государствен­ным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 1850, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 20 от 27 апреля 2000 г.

На основании данного анализа принимается решение об открытии конкурсного производства или прекращении производства по делу о банкротстве.

Конкурсное производство. Хозяйственный суд возбуждает производство в случаях, если:

· неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

· имеются обстоятельства, которые очевидно свидетельствуют о том, что должник не в состоянии выполнять свои платежные обязательства (статья 41).

Конкурсное производство — одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Общий срок конкурсного производства составляет двадцать два месяца.

Открытие конкурсного производства означает, что срок исполне­ния всех денежных обязательств должника будет считаться наступив­шим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и про­центов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Одна из основных фигур в конкурсном производстве — а нтикризисный управляющий, поскольку с момента принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства он выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника, к нему переходят права и обязанности руководителя должника.

На управляющего возлагаются обязанности по аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы, обеспече­нию сохранности имущества должника, установлению кредиторов должника и организации защиты их требований и т. д. (статья 76).

Необходимо еще раз обратить внимание на очередность удовлет­ворения требований кредиторов, в частности, на то обстоятельство, что Закон отдает предпочтение требованиям граждан, перед кото­рым должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью (статья 144).

Конкурсное производство включает в себя следующие процедуры: санацию, ликвидационное производство.

Санация — процедура конкурсного производства, предусматрива­ющая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание фи­нансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотно­шений должника и кредиторов в установленные сроки (статья 1).

Санация проводится на основании плана санации, утверждаемо­го общим собранием кредиторов и хозяйственным судом. В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению плате­жеспособности должника и срок ее восстановления.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-долж­ника для продолжения его деятельности путем оказания этому пред­приятию финансовой помощи собственником и иными лицами. Для восстановления платежеспособности должника могут быть примене­ны различные меры, а именно:

- ликвидация дебиторской задолженности;

- исполнение обязательств должника собственником имущества — унитарного предприятия или третьими лицами;

- предоставление финансовой помощи из специализированного фонда;

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- продажа части имущества должника;

- уступка требований должника;

- предоставление должнику дотаций, субсидий, субвенций;

- продажа предприятия должника;

- применение иных способов.

Чтобы определить наличие оснований для проведения санации, хозяйственный суд может назначить финансово-экономическую экспертизу, от результатов которой будет зависеть принятое им решение.

Санация вводится на срок до восемнадцати месяцев (статья 128). Однако хозяйственный суд вправе по ходатайству собрания кредиторов или управляющего, если иного не предусмотрено законодательством, продлить срок проведения санации.

В случае прекращения санации хозяйственный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии ликвидационного производства.

Ликвидационное производство открывается при принятии хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства, которое подлежит немедленному исполнению (статья 141). Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Однако указанный срок может быть продлен на шесть ме­сяцев, а при необходимости — более шести месяцев. Определение хозяйственного суда о продлении сроков ликвидации сверх установленных может быть обжалован (статья 141).

После вынесения хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на торгах, если собранием или комитетом кре­диторов не установлен иной порядок продажи имущества.

Управляющий с согласия собрания или комитета кредиторов впра­ве выставить на торги права требования должника.

Размер, порядок удовлетворения требований кредиторов, а также очередность удовлетворения требований кредиторов определены в статьях 144—149 Закона. Очередность удовлетворения требований кредиторов такова:

• вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства;

• в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих по временных платежей;

• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

• в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам;

• в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

• в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения тре­бований кредиторов предыдущей очереди. Вопросы, касающиеся удовлетворения требований кредиторов рассматриваются в статье 150 Закона.

Управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия — собранию кредиторов отчет о своей деятельности. Он также обязан по требованию хозяйственного суда предоставлять хозяйственному суду все сведения, касающиеся ликвидационного производства (статья 151).

После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет о результатах проведения ликвидационного производства (статья 152).

После рассмотрения хозяйственным судом отчета управляющего о результатах проведения ликвидационного производства хозяйствен­ный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Данное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения записи в реестр полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным (статья 154).

Мировое соглашение. На любой стадии рассмотрения хозяйствен­ным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т. п., вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.

Единственное условие утверждения хозяйственным судом мирового соглашения — погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди.

Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения влечет прекращение производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается на стадии конкурсного производства, принятое хозяйственным судом решение о признании должника банкротом и открытие конкурсного производства не подлежит исполнению (статья 158).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.