Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы управления инновационной деятельностью






В современных условиях сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности интеграции науки и производства, главными из которых являются: ориентация исследований и разработок на потребности рынка; усиление влияния рыночных факторов и рыночной конъюнктуры на определение целей и стратегий предприятий.

Формы организации и управления научными исследованиями имеют большое разнообразие:

1) государственные научно-технические центры (институты, конструкторские бюро, специальные конструкторские бюро и др.);

2) государственные научно-технические программы;

3) независимые научно-технические организации (науч­но-технические центры, научные лаборатории, венчурные компа­нии и др.);

4) внутрифирменные научно-технические центры;

5) научно-технические филиалы и дочерние научно-технические компании промышленных фирм и ТНК;

6) внутрифирменная сеть научных подразделений (подразде­ления НИОКР);

7) научно-технические (творческие) коллективы по програм­мам и проектам;

8) технопарки;

9) корпорации научных и технических коллективов.

Фундаментальные и прикладные разработки в современных условиях выполняются непрерывно специализированными научны­ми, учебными коллективами в государственных научно-техничес­ких центрах и научных лабораториях, в вузах и значительно реже в независимых научно-технических фирмах. Прикладные исследова­ния ведутся также во многих крупных корпорациях (ТНК).

Разработка нововведений по отдельным видам продукции реализуется в виде новых поколений такой продукции с новыми, отличающимися характеристиками и качеством. Каждое последующее поколение имеет меньшую продолжительность жизненного цикла, при этом увеличивается поток информации, сопровождающий создание нового продукта, появляется возможность параллельного выполнения работ по новациям новых поколений.

Реализация инновационной деятельности в большинстве случаев осуществляется в виде конкретных инновационных проектов. Такой проект можно понимать как дело, деятельность, мероприятие, предлагающее осуществление ком­плекса определенных действий, обеспечивающих получение но­вого результата, достижения новых целей, а кроме того, как систему организационных, правовых, методических, расчетных, теоретических и финансовых правил и документов, необходимых для осуществления целенаправленных действий по развитию предприятия и обеспечению его конкурентоспособности в условиях международной интеграции рынка.

Новым в 80-е гг. явилось создание и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, который выделился из общего процесса управления производством и выпуском традиционной продукции. Переход к новой системе управления предусматривает выделение проблематики инновационного процесса и превращение ее в самостоятельный объект исследований.

Управление нововведениями представляет собой совокупность основных функций менеджмента (маркетинга, планирования, организации, контроля и мотивации), которые направлены на решение специфических задач поиска идей, разработки и внедрения нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы в течение всего периода ее существования.

Сфера управления нововведениями охватывает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, направленной на получение выгоды (прибыли) или социального эффекта: научные исследования и разработки (НИОКР), производство, сбыт, финансирование работ, информационное обеспечение, обмен технологиями и т. д.

Управление инновационным процессом направлено на решение следующих проблем:

1) исследование рынка для определения необходимой новации, в том числе определение: ожидаемого спроса на новые продукты в части их качественных и потребительских характеристик и цены, а также условий поставки и обслуживания; стратегии продвижения на рынок;

2) прогнозирование жизненного цикла нового продукта и необходимых мероприятий по созданию, производству и сбыту продукта в течение его жизни (размеру и характеру необходимых производственных площадей, необходимым инвестициям, условиям обеспечения персонала и т. п.);

3) определение системы сбыта нового продукта;

4) анализ условий обеспечения ресурсами, необходимыми для производства (материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, в том числе доступностью этих ресурсов и конъюнктуры рынков ресурсов);

5) определение субподрядчиков для освоения и необходимых поставок оборудования и оснастки, а также кооперированных поставок деталей, узлов и полуфабрикатов, в том числе определе­ние степени и форм их участия в реализации нововведений (партнерство, создание совместных производств и др.);

6) проработка взаимодействия с конкурентами при освоении технически сложного и (или) рискового продукта;

7) оценка и анализ затрат и выгод вариантов нововведений и их внедрения с учетом реальной и прогнозируемой рыночной конъюнктуры;

8) оценка эффективности инвестиций в конкретное нововве­дение и планирование инновации как инвестиционного проекта с учетом альтернативных вариантов инвестиций в другие проекты;

9) анализ ожидаемых рисков и неопределенностей. Определе­ние средств и методов их минимизации и управления ими;

10) исследование технологического уровня конкретной инно­вации и возможностей передачи (заимствования) технологий в процессе создания, освоения, размещения и поддержания мини­мально необходимого уровня продаж на рынке;

11) определение организационной формы проведения работ но созданию, освоению и производству, а также сбыту нового про­дукта.

Понятие системы управления включает создание инновационной структуры и соответствующей культуры управления инновациями, при которых основные направления технологического развития и совершенствования производства предприятия (кор­порации) связаны с созданием новой продукции и интегрируют­ся в общий стратегический план его развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.