Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметрический t-критерий Стьюдента.






Если измерения проведены по шкале интервалов и установлено, что распределение признака не отличается от нормального, тогда рекомендуется использовать t-критерия Стьюдента, который напрямую определяет значимость различий между средними значениями двух выборок, при этом, не требует, чтобы выборки были одинаковыми по объему и определяется только стандартным отклонением и объемом этих выборок.

Мы приводим формулу по (Сосновский Б.А. (1979г))

,

где и - средние арифметические, различия, между которыми проверяются;

и - соответствующие ошибки средних, рассчитываемые по формуле: , где s - среднеквадратичное отклонение, N- объем каждой выборки.

При этом считаем нужным рекомендовать за брать большее, а за - меньшее из двух сравниваемых средних значений.

Для определения наличия (отсутствия) значимости различий на уровне исследуемого признака полученное tнабл необходимо сравнить с tтабл. (см. таблицу 2 Приложения). Для нахождения табличного значения необходимо вначале определить число степеней свободы по формуле: f=n1+n2-2 где n1 и n2 –объем первой и второй выборки. Если выполняется условие, что tнабл > tтабл. a=0, 01, то можно говорить о том, что различия между средними по выборкам статистически достоверны. Если tтабл/ a=0, 05 < tнабл < tтабл a=0, 01, тогда мы говорим о том, что у нас нет оснований делать однозначные выводы потому, что попали в «зону неопределенности». Если tнабл < tтабл. a=0, 05, тогда мы имеем право однозначно утверждать, что значимых различий по данному признаку не существует.

Пример 1.. Перед студентом стояла задача определить, значимы ли различия по уровню ригидности между молодыми и пожилыми людьми. В качестве диагностического инструментария была использована 6-ая шкала ММРI. Выборка составила 12 испытуемых в возрасте 20 – 22 года и 10 испытуемых в возрасте 55 – 60 лет (небольшой объем выборки определяется тем, что наша задача сводится к показу общей схемы расчетов). Проведенные эмпирические исследования дали следующие результаты (приводится в стенах).

Молодые: 48; 44; 52; 40; 53; 58; 41; 38; 47; 40; 51; 48.

Пожилые: 50; 49; 64; 60; 54; 48; 59; 68; 55; 50.

По правилам статистического анализа необходимо определить характер распределения, но мы пойдем на допущение, что характер распределения не отличается от нормального.

Сформулируем нулевую и альтернативную статистические гипотезы: Н0: люди пожилого и молодого возраста статистически достоверно не различаются по уровню ригидности; Н1: люди пожилого и молодого возраста статистически достоверно различаются по уровню ригидности.

Проверим гипотезы.

1. Рассчитаем средние значения по каждой выборке. Для молодых =46, 7; для пожилых =55, 7.

2. Приступим к расчету m по каждой выборке. Расчет удобнее производить в табличной форме (первая строка – индивидуальные значения, вторая строка- среднее значение для всей выборки, третья строка-разность между индивидуальными значениями и средним, четвертая строка – квадрат разницы).

Таблица 1. (молодые)

                        å
46, 7 46, 7 46, 7 46, 7 46, 7 46, 7 46, 7 46, 7 46, 7 46, 7 46, 7 46, 7  
1, 3 -2, 7 11, 3 -6, 7 5, 3 11, 3 -5, 7 -8, 7 0, 3 -6, 7 4, 3 1, 3  
1, 7 7, 3 127, 7 44, 9 28, 1 127, 7 32, 5 75, 7 0, 1 44, 9 13, 5 1, 7 505, 8

Рассчитаем среднеквадратичное отклонение (s):

Рассчитаем ошибку средней:

Таблица 2 (пожилые)

                    å
55, 7 55, 7 55, 7 55, 7 55, 7 55, 7 55, 7 55, 7 55, 7 55, 7  
-5, 7 -6, 7 8, 3 4, 3 -1, 7 -7, 7 3, 3 12, 3 -0, 7 -5, 7  
32, 5 44, 9 68, 9 18, 9 2, 9 59, 9 10, 9 151, 3 0, 5 32, 5 422, 2

Рассчитаем среднеквадратичное отклонение:

Рассчитаем ошибку средней:

Следующий этап – подставить полученные значения в основную формулу:

Полученное значение t эмпирическое или наблюдаемое необходимо сравнить со значением t табличным. Для нахождения t табличного рассчитаем число «степеней свободы» f по формуле f=n1 + n2 – 2, где n1 и n2 объем первой и второй выборки. В нашем случае f= 12 +10 –2 = 20. По таблице 2 приложения для данного числа «степеней свободы» находим t табл. для a= 0, 05 и a= 0, 01. t табл.=2, 845 при a= 0, 01 и t табл.=2, 086 при a= 0, 05. По правилу принятия решений, если t набл. превосходит t табл. при a= 0, 01, тогда мы отвергаем Н0 и принимаем Н1 и можно говорить о статистически достоверной значимости различий на уровне средних значений двух выборок. В нашем случае 4, 44 > 2, 845, поэтому мы говорим о том, что статистически достоверно в 99 случаях из 100 ригидность пожилых людей будет выше, чем у молодых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.