Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстановление выбора






Очень хорошо, что носитель Божьего образа совер­шает выбор. Осознание и ощущение этого права при­вносит в жизнь чувство жизнеспособности. Выбор идти по Божьему пути добавляет это чувство жизне­способности к спокойной и увлекательной радости ак­тивной и осмысленной жизни.

Увещевания жить христианской жизнью исходят в основном из того, что люди в той или иной степени осознают, что совершают выбор. Но если до того, как они в действительности почувствуют факт выбора, им

* Нужно отметить, что утрата чувства воли может наиболее остро ощущаться в какой-то одной области поведения или же носить общий характер. И часто за утратой чувства воли стоят неосознан­ные цели.


необходимо осознать цель своего поведения, подавля­ющее большинство людей в таком случае — как хрис­тиан, так и нехристиан — просто не ощутит себя в качестве существ, совершающих выбор. Для большин­ства из нас выбор — это то, о чем мы иногда говорим, но редко чувствуем.

Мы согласны с тем, что носители Божьего образа совершают выбор. И мы согласны с тем, что нам сле­дует выбрать ту жизнь, к которой призывает Бог. Но пока люди не осознают по-настоящему, что они выби­рают свои действия, увещевания идти по какому-то определенному пути ничего не дадут. Призывы изме­ниться не приведут ни к чему хорошему, если те, к кому эти призывы обращены, совсем не осознают, что они могут измениться. Поэтому необходимо поставить важный вопрос: как нам прийти к осознанию того, что мы способны делать выбор?

Недавно я услышал от одного популярного пропо­ведника, выступающего по телевидению, слова, кото­рые он адресовал своей огромной аудитории слушате­лей: «Я могу измениться, я должен измениться, и я изменюсь!». И это все, что нужно, чтобы восстановить осознание выбора? Сделают ли свое дело многократ­ные напоминания о том, что я наделен способностью делать выбор? Или же осознание этой истины — труд­ный и постепенный процесс?

Один клиент после сложных раздумий о том, как ему поступить по отношению к своей жене, которая стала для него невыносимой, показал мне плакат. Этот плакат гласил: истина сделает вас свободными,

НО СНАЧАЛА ОНА СДЕЛАЕТ ВАС НЕСЧАСТНЫМИ. Если ВОС-становление осознания выбора требует, чтобы мы сталкивались с неясными, а порой и просто ужасными целями, стоящими за нашим поведением, то путь к познанию радости свободы будет лежать и через болез­ненные минуты обличения.

Но надо еще отметить, что осознание свободы вы­бора требует от нас, чтобы мы ясно понимали те само­защитные намерения, которые портят практически все направления, по которым мы идем. Недостаточно мастурбатору признаться: «Да, я вижу цель моего по­ведения. Я хочу получить немедленное удовольствие,


198


Как понимать людей


Свобода выбора: люди обладают волей


199


 


не заботясь о моральном аспекте того, доставляю ли я удовольствие моей супруге». Само по себе это может быть и правдой, но это не показывает нам корня мо­тивации этого человека.

Тот, кто полностью осознает свою способность сде­лать выбор в пользу воздержания от мастурбации, не испытывает необходимости задумываться о «более глубоких» целях, чем просто удовольствие. Он делает свой выбор согласно своим убеждениям.

Но человек, испытывающий мастурбацию как ком-пульсивное воздействие, которое он не в состоянии контролировать, должен более внимательно смотреть на свою мотивацию, если он стремится раскрыть тот факт, что он обладает свободой выбора — делать это или нет. Вычерпывая помыслы сердца (Притчи 20: 5), призывая Бога испытать его (Псалом 138: 23) и по-на­стоящему осознавая с помощью христианских друзей обманчивость своего сердца (Евреям 3: 13), он в конце концов придет к обличительному осознанию своего стремления к самозащите. Пока он не осознает, что стремится избежать пустоты личного круга, и не по­кается в этом стремлении, открыто испытав свою боль, он не придет к реальной свободе.

Побуждение к мастурбации необходимо рассматри­вать как средство быстро утолить боль личного круга. Более того, стремление защититься должно рассмат­риваться как контролирующая энергия, стоящая за широким кругом действий (в том числе и мастурба­цией), которые все вместе формируют стиль взаимоот­ношений. Когда станет ясным его главное направле­ние, человек сможет понять, что выбор состоит не в том, заниматься мастурбацией или нет, а в том, дове­риться ли Богу или же зависеть от своих собственных методов. На этом уровне выбор можно осознать.

Когда человек раскрывает цель самозащиты, стоя­щую за его поведением, и когда человек начинает осознавать, что самозащита находится в полной про­тивоположности вере в Бога, в нем постепенно восста­навливает чувство воли. Рост христианской личности зависит от постоянно растущей осознанности тех самых моментов фундаментального выбора, которые повсеместно встречаются в нашей жизни. Когда по-


требление чрезмерного количества сладкого становит­ся компульсивным поведением, необходимо осознать, каким образом желание съесть пирожное способствует защите этого человека от личной боли, а также по­нять, что фактически мы находимся в плену иллюзий, полагая, что личная жизнь доступна через физическое удовольствие.

Когда это предположение становится очевидным, мы можем сделать выбор: либо съесть пирожное, либо отказаться от него, расценив это как путь к жизни. Когда вопросы мотивации в нашем сознании ясно очерчены, становится очевидной реальность того вы­бора, с которым мы сталкиваемся. Удастся ли восста­новить чувство выбора или нет, зависит от того, удаст­ся ли выявить фундаментальные цели.

Когда становится понятным, что жизненной моти­вацией является самозащита, люди начинают видеть, что преодоление таких проблем, как компульсивная мастурбация, подразумевает серьезный сдвиг в на­правлении от самозащиты к участливому отношению к другим людям. Необходимо менять стиль общения: оставить действия, отражающие защитную страте­гию, и действовать так, чтобы выражать себя и помо­гать другим людям. Чтобы бороться с таким поведе­нием, как мастурбация, и делать это так, чтобы обрес­ти и зрелость, и самоконтроль, необходимы глубокие перемены в фундаментальных целях жизни данного человека. Усилия, направленные только на то, чтобы прекратить совершать нежелательные поступки, про­являя при этом все больше силы воли, как правило, заканчиваются неудачей. Обращение к Богу с прось­бой о помощи и активное чтение Писания — это толь­ко часть ответа, однако никакое терпение и никакие изменения ничего не стоят, если человек не признает ошибочных целей и не кается в них.

Процесс этот медленный и бесконечный. Посколь­ку наше стремление к независимости и самозащите в течение нашей земной жизни в самом лучшем случае может только ослабнуть (а не исчезнуть совсем), все­гда приходится сталкиваться с целями самозащиты. Воды глубоки. Но в процессе выявления не стоит впа­дать в депрессию. Каждый раз, осознавая неправиль-


200


Как понимать людей


Свобода выбора: люди обладают волей


201


 


ную мотивацию, мы в то же время в более полной мере осознаем в себе и свободу выбора. И когда мы пользу­емся этой свободой, чтобы выбрать правильный путь, радость от того, что мы становимся ближе к Творцу, понемногу растет; она убывает и прибывает, но с тече­нием времени -она все больше и больше охватывает нас. Жизнь становится возможностью жить по-насто­ящему — иногда испытывая разочарования, времена­ми сильную боль, но постепенно, не спеша, получая все больше и больше радости и приятных волнений.

Секрет удовлетворенности состоит в моей уверен­ности в том, что, какие бы препятствия ни вставали на моем пути, у меня всегда есть выбор пойти по до­роге жизни (Филиппийцам 4: 9-13). Поскольку я знаю Христа, я могу жить полноценной жизнью независи­мо от того, отвергает ли меня моя жена, отворачива­ются ли от меня мои дети, не дают ли мне продвигать­ся по служебной лестнице или же болезнь не дает мне возможности активно работать.* Поэтому мне нет нужды бояться людей или того, что они могут со мной сделать, поскольку я обладаю свободой двигаться к той цели, которая, по моему убеждению, несет мне жизнь: знание Бога. Ничто и никто не может мне по­мешать идти к этой цели кроме меня самого. Меня нельзя лишить свободы. Осознание этой моей свободы выбора открывает мне дорогу к источнику настоящей радости. И стоит затратить усилия, чтобы восстано­вить осознание своей способности делать выбор.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.