Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утрата чувства выбора






Большинство христиан не сомневается в том, что в конечном счете люди ответственны за свои поступки.. Мало кто спорит и с тем, что свобода и ответствен­ность неразрывно связаны, — нельзя иметь одно без другого. Люди ответственны, потому что они свобод­ны. В большинстве разговоров о всемогуществе Бога, когда речь идет о свободе человека и о выборе, кото­рый мы делаем, никто не стремится сваливать нашу ответственность за этот выбор на Бога или на другие силы, находящиеся вне нас.

Но когда мы заканчиваем наши дискуссии и воз­вращаемся к повседневной жизни, истина о том, · что мы являемся ответственными людьми, сразу теряет свою силу. Увлекательная и захватывающая свобода личности слишком часто тонет в каждодневных обя­занностях и движущей силе внутренних побуждений. Большинство из нас во многих областях жизни испы-· тывает не столько свободу выбора, сколько компуль-сивные силы. Почему? Почему робкие люди ощущают свою робость не как свой выбор, а как нечто неотъем­лемое от них? Почему наш стиль общения с другими людьми кажется нам необходимым выражением лич­ности, а не проявлением свободы выбора? Почему не­которые наши повторяющиеся действия являются не столько результатом нашего выбора, сколько обуслов­лены необходимостью?

Однажды я предложил студентам на семинарском занятии написать работу об их борьбе с тем, что они практически не могут контролировать. Больше по­ловины студентов написали о своей проблеме, связан­ной с постоянно повторяющимся побуждением к мас­турбации. В большинстве своем эти студенты осужда­ют свое поведение, но, несмотря на все искренние и


отчаянные усилия, они просто не могут прекратить это делать.

Рассматривая эту дилемму, консультанты обычно выделяют одну из двух ее сторон. Они либо убеждены в том, что вопрос здесь надо ставить «будет или нет», а не «может или нет», параллельно призывая делать все, чтобы преодолеть эту проблему; либо они соглас­ны с тем, что реальная причина кроется не в нашей свободе выбора, и поэтому надо проводить исследова­ния уже на уровне бессознательного.

Важно то, что мы думаем о проблеме компульсивного греха и тех действий, которые нам не под силу контро­лировать. Должны ли мы говорить подавленному чело­веку, для которого жизнь стала обременительным и ни­чего не значащим ритуалом ответственности, что ему нужно держать ситуацию под контролем? Является ли жесткое увещевание и призыв взять себя в руки и пре­кратить жалеть себя тем подходом, который учитывает, что человек — носитель Божьего образа?

Или же куда разумнее признать, что в глубине че­ловеческой психики могут происходить нарушения, которые подрывают нашу способность выбирать? По­добно тому, как мы не можем одними увещеваниями заставить паралитика ходить, мы должны отказаться от идеи ответственности человека, чья способность выбора ослабла, и уделить главное внимание исследо­ванию более глубоких проблем. По какому пути нам пойти: подтвердить реальность выбора и строго отнес­тись к пациенту, или отвергнуть выбор в качестве главной проблемы и понять трудности пациента?

Утрату чувства выбора все мы в той или иной мере испытываем каждый день. Большинство из того, что мы делаем в течение дня, скорее напоминает необхо­димую работу, а не наш выбор. Когда будильник зве­нит и велит нам просыпаться, мы редко испытываем радостное чувство свободы от того, что нам надо вста­вать, идти в душ, а затем заниматься повседневными делами. Для большинства из нас утро связано с тем, что надо приложить немалые усилия, чтобы встать, одеться и заниматься своими делами. Мы чувствуем, как на нас давит реальность расписанных по часам обязанностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.