Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии взаимоотношений






Но боль все равно существует, и мы хотим найти облегчение. Как существа, созданные для взаимоотно­шений, мы разрабатываем стратегии, с помощью ко­торых держим эту боль вне рамок сознания и, как мы надеемся, обретаем хотя бы частично то удовлетворе­ние, к которому стремимся. Те стратегии, которые мы развиваем, возникают как продукт образов самих себя и окружающего нас мира, а также наших убеждений по поводу того, что можно сделать в той или иной си­туации.

Наши стратегии во многом определяются теми сти­лями взаимоотношений между личностями, которые помогают нам достигать того, чего мы хотим: с одной стороны, такой дистанции от других людей, которая обеспечивает неуязвимость от дальнейшей боли, и с другой стороны, такого контакта, который позволя-


174


Как понимать людей


Начало перемены: покаяние


175


 


ет нам общаться с людьми и хорошо себя чувствовать. Такого баланса достичь трудно: можно попробовать его добиться, но куда труднее сделать это без риска пострадать от серьезных моральных травм.

Некоторые люди, стремясь избежать конфликта, покорно идут на уступки. Как-то я спросил одного участника семинара, что бы он сделал, если бы в ответ на его просьбу уделить ему время и поговорить с ним я бы грубо ему ответил: «Нет, у меня нет никакого желания с вами разговаривать. Убирайтесь!». Он улыбнулся и сказал: «Наверное, в глубине души я бы возмутился, но все равно я бы поблагодарил вас и ушел». Другие ответили бы по-другому. Кто-то мог бы проявить в ответ резкость и напористость, не -боясь спровоцировать конфликт. Но нашлись бы и такие, которые в данной ситуации проявили бы спокойствие, мудрость и оказались сильнее.

И хотя при рассмотрении стилей взаимоотношений нужно принимать во внимание наши естественные различия, за каждым из этих методов кроется пресле­дование собственных интересов, стремление защи­титься от дополнительной боли при взаимоотношени­ях. И при этом большинство из нас не осознает за сво­ими социальными стратегиями мотивов самозащиты. Почему?

В Притчах 20: 5 сказано, что помыслы в сердце че­ловека — глубокие воды. В мелкой воде можно уви­деть дно. В глубокой — нет. И отчасти наш самообман заключается в том, что наши мотивы заходят так да­леко, что мы их просто перестаем понимать.

Неопределенными остаются не только наши моти­вы, но и неповторимые темы или стиль наших взаи­модействий. Мы можем видеть себя спокойными, аг­рессивными или добрыми, но мы редко отдаем себе отчет в том, как мы взаимодействуем с другими людь­ми и какая цель лежит в основе того или иного пос­тупка. И то, что мы оставляем наше восприятие неяс­ным, говорит о нашем преимуществе как людей неза^ висимых. Когда мы осознаем стиль межличностных отношений и его истинную мотивацию, мы уже можем им манипулировать, использовать его в своих интересах, изменять. Более того, осознание нашего


намерения защититься от дополнительной боли уже само по себе несет боль в той области, которая распо­ложена близко от поверхности нашего осознания.

Поэтому греховные и ошибочные стратегии, с по­мощью которых мы манипулируем людьми, намерен­но скрыты из вида. Они находятся в бессознательном.

Та консультация, цель которой состоит в том, чтобы сделать людей зрелыми через отказ от незави­симости и веру в Господа, должна обращать внимание на все элементы ума, которые заставляют человека стремиться к независимости. Мы должны выявлять ту боль, само существование которой свидетельствует о неэффективности наших неразумных стратегий, вы­работанных с целью освободиться от нее. После этого библейские консультанты должны не просто настав­лять и убеждать; они должны так же выявлять и ис­следовать. Они должны искать (1) неосознанную боль взаимоотношений, исходящую от несбывшихся ожи­даний, и (2) неясные и неосознанные ошибочные стра­тегии, с помощью которых человек защищается от дальнейшей боли.

Если сокрытие этих двух элементов помогает нам твердо стать на путь независимости, и если путь к здо­ровью требует зависимости, то мы должны оба эти элемента вывести на поверхность и работать~с ними. Но как это сделать? Что мы должны делать с болью и привычной для того или иного человека стратегией? Чтобы найти ответ, нам надо серьезно задуматься над покаянием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.