Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема, связанная с отрицанием






Я должен быть осторожен в определении терминов, которыми пользуюсь, поскольку я считаю, что суще­ствуют и положительные формы отрицания. Выбороч­ное^ отрицание — временный отход от стресса в целях


116


Как понимать людей


Люди являются личностями


117


 


восстановления прежнего нормального состояния — необходимо и желательно. Я вовсе не выступаю про­тив отпусков или небольших перерывов в процессе ухода за больными родственниками или воспитания чрезмерно активных детей, или проявления гостепри­имства по отношению к одиноким друзьям. Нам всем время от времени нужен отдых от обязанностей, тре­бующих большой затраты энергии.

Когда речь идет об отрицании, то прежде всего име­ется в виду идея о том, что зрелость приходит тогда, когда мы не задумываемся о себе слишком глу­боко. Таким образом, призыв Христа отвергнуть себя воспринимается так, что нам не следует тратить боль­ших усилий, пытаясь понять, что происходит внутри нас. Если мы пребываем в депрессии, нам не нужно в соответствии с этой идеей задумываться, какие моти­вы или чувства приводят к этому. Мы просто должны читать Божье Слово, давать приемлемые обещания и делать то, что мы должны делать. Размышления о самом себе рассматриваются как нездоровый и беспер­спективный взгляд на самого себя, поэтому считаются противоречащими Библии. И чтобы достичь зрелости в том понимании, какое представлено в данном рас­суждении, мы должны отрицать многое из того, что есть внутри каждого из нас.

Такая форма отрицания неверна по крайней мере по двум причинам: (1) она поддерживает идею о том, что для разрешения проблемы ее надо обойти, а не идти через нее, поэтому Бог благословляет прикрытие проблемы, а не ее решение; (2) Библия ясно утверж­дает, что Бог наделил нас способностью познавать самые глубокие уголки нашей души.

«Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притчи 20: 27).

Бог хочет, чтобы мы исследовали самих себя таким образом, чтобы истина могла залечь в нас прочно и глубоко.

«Вот, Ты возлюбил истину в сердце

и внутрь меня явил мне мудрость» (Псалом 50: 8).*

' Следует помнить, что эти слова сказал человек, -отрицавший свой


И хотя наши сердца обманчивы и для нас непозна­ваемы, Бог все ясно видит. Он дает нам всякое знание, которое мы должны получать через (1) Его Слово, (2) Его Дух и (3) Его народ (Иеремия 17: 9-10; Евреям 4: 12-13; Евреям 3: 13). Поэтому, если мы добровольно и смиренно предстанем перед Богом с мыслью «испы­тай меня» (Псалом 138: 23), мы вправе ожидать, что нам станут известны те сокрытые от нас истины, ко­торые не дают нам расти.

Однако при таких исследованиях мы рискуем столк­нуться с определенной опасностью. Это может привести к потере душевного равновесия. Мы можем также на­столько сильно втянуться в самоизучение, что начнем смотреть на себя как на объект исследования, а не как на носителя образа Божьего, который должен слушать­ся Бога. В результате истина о нас самих, которая при­звана убеждать, на самом деле может оказаться не более чем интригующей и увлекающей.

Глубокое самоисследование способно ослабить по­нимание нашей греховности (в противоположность тому, что самоисследование призвано делать на самом деле) и стать опорой для ложных стремлений. И вмес­то того, чтобы обнажить перед нами едва уловимый грех, постоянное самоисследование может привести к ощущению первостепенной важности самого себя, за­маскированному под священное стремление быть ближе к Господу.

грех под маской благочестия, которую Бог решительно с него со­рвал. Читайте 2 Царств 12: 1-13.

В качестве предостережения против таких негатив­ных последствий исследования своей личности мы до­лжны помнить, что главная суть святости — это ощу­щение первостепенной важности других людей, пре­данная любовь к Богу и любовь к другим людям, ко­торая побуждает нас самоотверженно заботиться о них. Божественное самоисследование должно носить характер" открытый и прямой. И хотя оно может вести нас через периоды внутренней боли и самоотречения от остального мира, в этом процессе должна быть го­товность использовать все, что человек познает в ре­зультате этого процесса, чтобы становиться все более


118


Как понимать людей


Люди являются личностями


119


 


похожим на Господа и решительнее противостоять тому, что является злом.

Самонаблюдение может стать средством избегать ответственности, а не брать ее на себя. Если этот про­цесс будет напоминать нам не столько о красоте Спа­сителя, сколько о нашей порочности, он может поро­дить в нас мрачный и циничный негативизм. И это плохо. Призывать людей честно взглянуть на себя и забыть об отрицании, чтобы преодолеть проблемы, — дело рискованное. Есть опасность, с которой надо счи­таться и к которой надо внимательнее присмотреться. Но (и это очень важное «но») отрицание также имеет свои опасные стороны. Требование, чтобы мы отвернулись от саиих себя и смотрели только на Иису­са, зачастую также отражает желание наслаждаться утешением, которое дает только отрицание.

Конечно, утешение есть во Христе. Но это утеше­ние никогда на связано с притворством. Павел знал утешение во Христе в разгар самых настоящих стра­даний, в разгар как внутренней борьбы, так и внеш­них преследований. Его радость была основана не на отрицании. Чтобы взирать на Иисуса, не требуется от­рицать реальность того, что может происходить в нас и вокруг нас. Не требуется для этого и принижать от­рицательные черты реальности.

Когда на евреев в пустыне напали змеи, это про­изошло потому, что в первую очередь они смотрели на самих себя. Вот почему для спасения им надо было смотреть на медного змея (Числа 21: 4-9). Признавая свое отчаянное положение, мы стремимся отвернуться от себя и признать свою зависимость от Иисуса. Хоро­шо, когда мы знаем, кто мы такие.

Вероятно, я могу обобщить свои соображения одной фразой: весь смысл самоисследования состоит в том, чтобы научиться зависимости. Пока мы ду­маем о своих проблемах в целом, наше естественное стремление к независимости остается сильным. Тако­ва природа падших людей. Но когда перед лицом всего того, с чем мы просто не можем справиться, в нас растет чувство беспомощности, наше чувство само­уверенности заметно слабеет. Становится привлека­тельным именно чувство зависимости. Библейская


консультация стремится раскрыть в человеке то, что было глубоко скрыщо, еще и для того, чтобы вос­питать в нем чувство зависимости. Поэтому для на­стоящего духовного роста необходимо иметь дело с тем, что мы склонны отрицать.

Носители Божьего образа зависимы. Падшие носи­тели образа Божьего не признают своей зависимости/ Мы думаем, что можем сделать свою жизнь осмыслен­ной без вмешательства в нее Бога. Мы не можем этого сделать. Однако мы думаем, что можем. Вот почему Бог называет этот мир «безумием» (1 Коринфянам 1: 20): мы верим в то, что неверно, неразумно, нереаль­но и абсурдно. Чтобы выполнить великую задачу по преодолению последствий грехопадения, необходимо, чтобы мы осознали свою зависимость. Изучая самих себя, мы можем судить о том, ясно ли мы понимаем происходящее благодаря осознанию своей зависимо­сти. Чем точнее мы видим самих себя, тем в большей степени мы осознаем свою зависимость.

Но именно это может стать причиной нашего стремления избегать проблем. Признание зависимо­сти возбуждает в нас страх абсолютной беззащитнос­ти, полной бесконтрольности в той мере, в какой мы подвластны Богу.

Когда мы заглядываем в самих себя, мы должны быть готовыми почувствовать и сопротивление, и расте­рянность, потому что мы имеем дело с такими сторона­ми жизни, которым нам трудно смотреть в глаза, кото­рые приносят боль и обличают. Вероятно, нам не поза­видуешь, если мы будем думать о самом сокровенном в самих себе; безопаснее быть студентом, размышляю­щим о гипотезах, чем личностью, имеющей дело со своей собственной реальностью. Но, стремясь познать Бога настолько глубоко, насколько это только возмож­но, и веря в то, что Писание является нашим путеводи­телем, мы сможем взглянуть на себя таким образом, что полюбим Господа еще глубже, чем когда-либо ранее, а также разделим эту любовь с другими людьми.

В нашем самоисследовании я всецело полагаюсь на две концепции Библии, которые имеют отношение к тому, о чем мы здесь говорим: (1) концепцию чрева и (2) идею о глубочайшей жажде нашей души.


120


Как понимать людей


Люди являются личностями



 


Чрево

В Евангелии от Иоанна 7: 37-38 Иисус призвал всех жаждущих прийти к Нему. Он обещал тем, кто при­дет к Нему, дать главную часть Жизни — неповтори­мую, глубоко содержательную, вечную и доступную только в Нем.

«...кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Эта жизнь, как сказал Христос, проникнет в самое наше существо. Где-то в центре человеческой лично­сти есть нечто такое, что наш Господь назвал «чре­вом», глубинной сущностью в нас, из которой потекут реки воды живой.

То слово, которое в данном отрывке использовал Иисус (греческое слово koilia, которое в некоторых случаях переводится как «живот»), в буквальном смысле означает открытое пространство или полость. Это может относиться к желудку, как в отрывке Мат­фея 12: 40, где говорится, что Иона находился в же­лудке рыбы три дня и три ночи. Но то же самое слово можно использовать в качестве метафоры, означаю­щей пустое, свободное пространство, которое можно и нужно заполнить. У каждого из нас есть то, что я люблю называть «пустая сердцевина» нашей лично­сти, центральная часть, которая пуста, но которую просто необходимо заполнить.

И когда наша «пустая сердцевина» заполняется, мы испытываем глубокое чувство удовлетворения, ра­дость, которую невозможно выразить словами. В нас проникает вера в то, что жизнь имеет смысл, что мы нужны людям, что то, что мы делаем, — важно. Но когда эта «сердцевина» остается пустой (или когда мы чувствуем пустоту), наши души разрываются от невы­носимой боли, одиночества, от которых необходимо избавиться, болезненного чувства безысходности, ко­торое наполняет нас злостью, цинизмом и растерян­ностью.

На такую боль Господь отвечает прямо, обещая нам сделать то, на что никакой психолог не способен. Иисус дает нам то глубокое и нескончаемое удовлет-


ворение, которое подкрепляет нашу индивидуаль­ность, но в то же время освобождает нас от ощущения первостепенной важности самих себя. Христос дает Жизнь, «наполненную сердцевину». Грустно и даже трагично, что так много верующих людей воспевают хвалу, фальшивя при этом, чтобы убедить себя и дру­гих, что у них все хорошо. На самом деле в наших христианских собраниях и в сердцах верующих почти не видно реальной жизни.

Два других отрывка проливают свет на «пустую сердцевину» и на то, как мы поступаем. В Послании к римлянам (16: 18) Павел говорит о людях, которые являются рабами, но не Христа, а своего чрева (koilia). В Послании к филиппийцам (3: 19) Павел предупреж­дает о врагах креста, чьим богом является желудок, или чрево, — опять используется то же самое слово.

На первый взгляд эта величина нашей личности яв­ляется той сущностью, с которой надо считаться. Либо это то место, которое Бог наполняет живой и богатой жизнью, либо оно становится чудовищной силой, безжалостно властвующей над тем, куда мы идем в нашей жизни. Когда мы отворачиваемся от призыва Христа прийти к Нему, мы в конечном счете теряем цель в жизни и не можем ее найти.

Природа, будь то физическая или личностная, не терпит пустоты. Внутренняя пустота становится ре­альной силой, которая заставляет людей, когда они пытаются найти себя, чем-то жертвовать, порой даже своей индивидуальностью.

Поиск индивидуальности реален. Носители Божь­его образа призваны быть яркими индивидуальностя­ми как счастливые личности, принадлежащие Богу. Однако падшие носители Божьего образа совершенно неразумны: мы ищем полноты где угодно, но только не там, где ее можно найти. Никто не ищет Бога. Мы все пьем из разбитых сосудов, которые не могут дер­жать воды (Иеремия 2: 13). Результатом этого стано­вится жизнь, посвященная исключительно служению самому себе; человек следует всему тому, что лишает его надежды и полноты.

Люди в конечном счете делают только одно — дви­жутся в определенном направлении. Их поведение ни-


 


122


Как понимать людей


Люди являются личностями



 


когда не бывает статическим — оно всегда динамиче­ское; поведение — это всегда процесс движения. Мы все идем тем путем, какой, по нашему представлению, даст нам то, чего мы хотим. Чтобы глубоко понимать людей, необходимо, чтобы мы понимали следующее:

— любое поведение является направлением к из­
бранной цели;

— без полноты Христа, наполняющей наше чрево,
мы движемся в том направлении, которое, как
мы думаем, избавит нас от пустоты нашей «серд­
цевины».

Та модель консультации, которая не может иметь дело с «пустой сердцевиной», по которой мы не спо­собны осознать пустоту в себе и которая не указывает нам христианский (и только христианский) путь к полноте, не является библейской. Можно избавить че­ловека от симптомов тяжелого состояния, его чувства могут стать более приятными, можно испытывать ложные ощущения внешнего благополучия, но если при этом реальное состояние «пустой сердцевины» ос­тается неизменным, этот консультируемый продолжа­ет быть рабом своих собственных ожиданий удовлет­ворения. Мы должны бороться с самим корнем про­блемы, настоящей причиной всех неорганически обус­ловленных стрессов, которые испытывает человек: ус­тойчивым стремлением оставаться независимым от Бога и при этом продолжать строить свою жизнь.

Библейская консультация обращает внимание в первую очередь на надменное отрицание зависимости. Она показывает человеку всю правду о его полной за­висимости от Бога, разрушая иллюзию независимос­ти, что само по себе является болезненным, но абсо­лютно необходимым процессом, если только нужно достичь истинной зрелости. Мысль об отказе от собст­венного пути, ведущего к удовлетворению наших соб­ственных желаний, может оказаться пугающей. Ведь при этом мы начинаем понимать, что, если никто дру­гой не войдет в нашу жизнь, она станет абсолютно пустой. И падший человек предпочтет сам распоря­жаться своей судьбой, хотя на самом деле он не может


 


этого делать, но только не верить в «неопределен­ность» верного и доброго Бога.

Те эмоциональные проблемы, которые мы как люди испытываем, имеют моральные истоки. И хотя в большинстве случаев они не являются непосредст­венным результатом какого-то конкретного, осознан­ного и добровольного греха, их основу можно рас­крыть в решимости всю жизнь (и часто неосознанно) полагаться на наши собственные маневры с целью за­щититься от болезненных ощущений «пустой сердце­вины». И пока мы не сорвем ту пелену, которая скры­вает нравственный корень наших трудностей, мы не сможем подобраться к настоящим проблемам, кото­рые заставляют людей страдать.

* * *

В той мере, в какой мы познакомились с понятием «пустой сердцевины», наше стремление наполнить ее подвигнет нас либо покорно зависеть от Христа, либо высокомерно положиться на свои собственные источ­ники для выполнения этой задачи. Следующий вопрос вполне очевиден: «А к чему именно мы стремимся?». Что представляет из себя пустота «пустой сердцеви­ны»? И чем ее можно заполнить? Ответ заключен в моей второй концепции — жажде, которая сокрыта в наших душах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.