Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Люди несут в себе образ Бога!







Недавно я провел время в коридорах факультета психологии одного из ведущих американских универ­ситетов. Одно очень большое помещение там было за­нято книгами по изучению человеческой природы. В буквальном смысле в тысячах томов излагались са­мые разные и подчас противоречивые идеи мыслите­лей, поставивших перед собой вопрос «кто я?».

Помню, какое глубокое чувство беспомощности овладело мной, когда я листал эти страницы. Знает ли кто-нибудь ответ на этот вопрос? Можно ли ответить на этот вопрос с исчерпывающей определенностью, или же нам следует отнести самих себя к продукту чистого предположения? Могу ли я вообще знать, кто я такой на самом деле, кто моя жена, кто мои дети, кто мои клиенты?

Но не стоит уходить от таких вопросов, как слиш­ком философских, и потом настаивать на возврате к чисто практическим делам. Вопрос о том, кто мы такие — необычайно важный вопрос и в конечном счете чисто практический. При каждой попытке по­мочь людям жить ответственной, продуктивной и ра-

4 Л. Крабб


98

Как понимать людей

достной жизнью неизбежно встает именно этот во­прос.

Когда консультант помогает клиенту высвободить задавленные эмоции, он имеет дело с человеческой природой, что лишний раз подтверждает идею о поль­зе эмоциональных самовыражений. Когда другой кон­сультант в попытках освободить клиента от депрессии стремится заменить негативные познания позитивны­ми, он принимает теорию о том, что сознательные ум­ственные процессы, находящиеся под нашим непос­редственным контролем, главным образом влияют на наши поступки.

Теоретическая консультация всегда начинается с набора самых общих идей о человеческой природе. И эти идеи выполняют две функции: они представляют нам пределы, в которых мы можем развивать некую модель консультации, а также служат катализатором для хода наших мыслей в определенном направлении. Поэтому, прежде чем мы начнем выстраивать свою модель консультации, необходимо досконально ра­зобраться в том, как мы понимаем человеческую при­роду.

Начиная задавать вопросы о своей природе, мы входим в такую область рассуждений, в которой инту­иция, рациональное мышление и эмпирическое на­блюдение сразу же показывают свою неадекватность. И пока тот, кто знает все ответы, не передаст нам что-то из своих знаний, мы так и будем плыть в разных направлениях, не определив четкого курса и не при­став к какому-то берегу. Без откровения мы обречены остаться в той самой неопределенности, из-за которой тысячи книг не могут достичь даже самого широкого согласия по вопросу о человеческой природе. Нам нужно откровение. И добрая весть состоит в том, что Бог дает нам ответ на этот вопрос.

Когда структурой моего мышления становится от­кровение Библии, то, думая о людях, я выдвигаю два предположения. Эти предположения выполняют фун­кции как границ, так и катализаторов.

Во-первых, я предполагаю, что люди подобны Богу. Библия ясно утверждает, что мы созданы по образу Божию. И независимо от того, что вообще может под


Люди несут в себе образ Бога! 99

этим подразумеваться, здесь кроется главная идея о том, что в значительной степени мы похожи на Бога. Во-вторых, я предполагаю, что произошло нечто ужасное, что сильно навредило этой схожести. То, что живет внутри нас и в этом мире, — не такое, какое оно должно быть. Когда Адам согрешил, он сильно изменился сам и изменил всех своих потом­ков, поэтому мы теперь действуем далеко не так, как должны были действовать с самого начала. Мы подоб­ны самолету со сломанными крыльями, который, вместо того чтобы лететь высоко в воздухе, неуклюже катится по дороге. Образ человека оказался искажен­ным до какого-то гротеска. Он не был утрачен пол­ностью — он только оказался сильно извращенным.

Когда я пытаюсь понять людей, я рассуждаю сле­дующим образом: люди — это падшие носители обра­за Божьего. Я принимаю это в качестве постулата, по­тому что об этом говорит Библия.

В первой главе книги Бытие о Боге говорится без предварительного вступления. Просто: «В начале со­творил Бог...» (стих 1).

В той же самой главе человек появляется как осо­бое творение, чья особенность зависит от того, что он носит образ Божий.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и жен­щину сотворил их» (Бытие 1: 26-27). И поскольку человек носит образ Божий, он спосо­бен поддерживать отношения с Богом: «И благословил их Бог, и сказал им Бог...» (Бытие 1: 28).

В третьей главе книги Бытие говорится о трагиче­ском грехопадении человека. Отношения с Богом были нарушены, а образ изуродован. С четвертой главы книги Бытие до конца всей Библии человек рас­сматривается как падший носитель образа, отличи­тельными чертами которого являются благородство (образ) и развращенность (грехопадение).

И если наше понимание людей должно быть адек­ватным, нам необходимо принимать во внимание кра­соту нашего благородства и ужас нашей постыдной


100


Как понимать людей


Люди несут в себе образ Бога.'


101


 


развращенности одновременно^ Библейская модель консультации должна брать образ Божий и грехопаде­ние человека в качестве начального момента, как это показано в схеме 6.1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.