Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каким образом люди могут действительно измениться?






Люди сталкиваются с проблемами. По стандартам формалистского христианства, которое больше обес­покоено тем, как люди выглядят, чем проблемами глубоких взаимоотношений, все не так уж и плохо. В каждой церкви есть свои морально подавленные жен­щины, неверные мужья, безответственная молодежь, но в большинстве своем верующие ведут себя вполне пристойно.

Но если заговорить о том, насколько страстную лю­бовь эти верующие испытывают к Богу, как искренне служат они другим людям, нам предстанет куда худ­шая картина. Взаимоотношения по таким стандартам окажутся уже не такими хорошими. И это касается не только людей, страдающих от непонятного чувства беспокойства или извращенных половых побужде­ний, — это касается всех нас.

Если мы хотим знать, как жить самим и научить жить других той жизнью, какой необходимо жить че­ловеку, нам надо ответить на три жизненно важных вопроса: Кто мы? Почему у нас возникает множество проблем? Как решить эти проблемы?


86


Как понимать людей


Каким образом люди могут измениться?


87


 


Нам необходимо развить некую модель понимания людей, проблем и решения этих проблем, которая была бы достаточно широка для того, чтобы ее можно было приложить ко многим ситуациям, и достаточно прак­тична, чтобы ее можно было приложить к ситуациям особым образом. Выделим в этой связи три позиции.

Во-первых, люди. Если отбросить различия, то что делает нас схожими? Что нас объединяет и делает нас людьми? В чем колдун африканского племени схож с добродушной белокурой бабушкой из американской провинции? Что общего между юппи и горными пле­менами?

Каким принципам следуют люди, принимая реше­ния? Что нами движет? Откуда исходят эмоции? Су­ществуют ли такие понятия, как бессознательные мо­тивы и мысли, или же эти понятия не более чем лов­кие и приносящее хорошие дивиденды плоды вообра­жения психолога? Мы должны знать, кто мы такие и как мы действуем.

Во-вторых, проблемы. Не нужно быть проницатель­ным, чтобы понять, что с людьми происходит что-то не то. В машине человечества произошло замыкание. Не­которые люди впадают в депрессию, когда друзья по­ступают с ними грубо, другие, судя по всему, явно рав­нодушны к массовой вражде между людьми.

Многие из нас ведут безуспешную войну против по­буждений есть больше, чем следует. Некоторые пока­зывают образец строгой самодисциплины. Все больше и больше молодых женщин превращают разумный са­моконтроль в навязчивую идею худеть посредством голодания, что нередко заканчивается потерей здо­ровья и даже смертью.

Браки, как правило, начинаются выражением самых нежных и долгожданных чувств. Примерно половина браков заканчивается разводом (в большин­стве случаев из-за того, что люди не получают того, чего ожидали). Сексуальные расстройства часто оста­ются неразрешенными и приводят к эмоциональным и физическим отклонениям. Неудовлетворенные же­лания порой настолько сильно требуют выхода, что люди готовы ради нескольких минут мнимого удо­вольствия пожертвовать семьей и карьерой.


Церкви, которые с энтузиазмом призывают к един­ству, иногда разделяются на два лагеря, что заканчи­вается холодной войной, горячей войной или раско­лом. Есть церкви, в которых дарит настоящее единст­во, но которое стоит огромных усилий.

Когда мы слышим о том, что чей-то ребенок ока­зался в беде, то можем заметить наряду с искренней озабоченностью и чувство самодовольного удовлетво­рения. В другое время или с другими друзьями мы чувствуем в себе способность поплакать вместе с теми, кто обижен.

Что с нами происходит? Взаимодействуя с другими людьми, мы проявляем не очень хорошие качества. Но почему? В чем корень наших проблем? Это уже другой вопрос.

В-третьих, решение проблем. Необходимо бороться с искушением забегать в конец увлекательной книги. Ловкие заключения детектива ничего не стоят без предварительного понимания той ситуации, которую он выясняет. Тот же самый принцип применим и здесь: адекватная оценка решения зависит от адек­ватного понимания людей и их проблем. Разрешение проблемы Голгофы, например, можно оценить только после того, как мы поймем проблему греха.

Если мы не возьмемся за тяжелую и временами скучную работу по выяснению того, кто мы такие и почему мы так враждуем, наши усилия помочь людям окажутся поверхностными, а в перспективе и вовсе напрасными.

Одна из проблем, которую мы принимаем во вни­мание, состоит в том, что большинство из нас не имеет представления о теории перемен. Каким образом не­терпеливый родитель вырабатывает терпение в работе со своими раздражительными детьми? Каким образом запуганный молодожен становится уверенным в себе и любящим мужем? Каким образом женщина, чувст­вующая сексуальное влечение к другой женщине, ста­новится нормальной женщиной в полном смысле этого слова? Многие из нас, в том числе и консультан­ты и пасторы, этого не знают.

Мы знаем, что люди должны меняться, что христи­ане должны расти во Христе, и мы верим, что они


88


Как понимать людей


Каким образом люди могут измениться?


89


 


могут это делать. Если не считать нескольких основ­ных идей о послушании, молитве и чтении Слова, мы не понимаем, каким образом происходят сами переме­ны, что именно побуждает человека меняться. Слиш­ком часто мы скрываем наше нежелание заниматься этими вопросами пространными дискуссиями о бого­словии, методах христианского образования или структуре церкви. Но чего явно недостает в большин­стве этих дискуссий — так это последовательной мо­дели перемен.

На следующем служении попросите членов вашей церкви высказать свои взгляды на то, каким образом люди меняются, и попросите их привести конкретные примеры того, как происходили перемены в их собст­венной жизни за последний год. Спросите конкретно, что именно стало причиной их перемен. Вероятнее всего, вы услышите пространные речи о Божьей силе и силе Его Слова, и эти речи вам мало что дадут. И действительно у нас нет ясной идеи о решении люд­ских проблем, которую мы могли бы превратить в осо­бую стратегию помощи людям.

На мой взгляд, наша неспособность ясно выразить модель перемен прямо связана с нашим смутным представлением о людях и их проблемах. Мы не смо­жем помочь кому-нибудь преодолеть депрессию, пока не поймем, почему вообще существует депрессия. Пре­жде чем уверенно идти в каком-то направлении, мы должны более или менее ясно представлять, что про­исходит в самих людях.

Консультанты часто избегают неясностей, вызван­ных искренними вопросами, и придерживаются удоб­ных теорий, которые, как им по крайней мере кажет­ся, отвечают на некоторые вопросы. Здесь возникает искушение игнорировать те немногие факты, способ­ные подорвать обоснованность наших суждений и, по­добно д-ру Ватсону, поздравить себя с теорией, кото­рая потом будет опровергнута. Оптимальный путь здесь — это более болезненный путь (им шел Шерлок Холмс), оставляющий в сомнении до тех пор, пока каждый факт, даже самый незначительный, не по­лучит своего объяснения.


Люди, проблемы и решения проблем: нам нужна модель, некий достаточно гибкий метод рассуждения над проблемами, чтобы можно было иметь дело со всеми данными, и достаточно конкретный метод, чтобы с его помощью мы могли эти проблемы решать. И когда я обозревал то пространство, которое надо охватить, мне показались важными по меньшей мере пять замечаний:

1. К пониманию людей существует множество различ­
ных подходов;

2. Относительно определенного субъекта каждый из
нас придерживается каких-то идей, обладая разной
степенью точности и осведомленности;

3. Какого бы взгляда мы ни придерживались, он
влияет на то, как мы подходим к людям и к жизни
вообще;

4. Не все подходы могут оказаться правильными. Мно­
гие идеи противоречат друг другу. Поэтому какие-то
из них являются откровенно неправильными;

5. Если творцом всей жизни является Создатель как
личность, то должно существовать истинное пони­
мание людей, проблем и решений этих проблем.

Один исследователь сказал, что в современном мире психологии существует свыше двухсот моделей понимания людей.* При таком огромном выборе любая попытка упрощения и деления на категории неизбежно нанесет ущерб всестороннему характеру.

Но, вероятно, преимущества процесса классифика­ции стоят того. Если мы сможем выстроить многочис­ленные подходы в соответствии с несколькими общи­ми темами, то у нас появится хорошая база для оцен­ки возможностей и выработки своего собственного пути к своим собственным рассуждениям. И всегда — повторю ту концепцию, о которой шла речь в первой части книги, — критерием оценки ценности любой идеи о людях, проблемах или решении проблем долж­но быть содержание Писания.

* Joseph F. Rychlak. Introduction to Personality and Psychotherapy. 2nd ed. Boston: Houghton Mifflin, 1981.



Как понимать людей


Каким образом люди могут измениться?



 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.