Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Люди обладают способностью думать






Консультанты должны понимать, что клиенты, ко­торым они стараются помочь, несут в себе Божий образ. Никакой другой факт не является более важ­ным и необходимым для правильного понимания людей.

В предыдущей главе я развил идею о том, что но­сители Божьего образа являются существами, создан­ными для взаимоотношений в том виде, каким явля­ется и сам Бог. Бог состоит из трех личностей, кото­рые находятся в непрерывном взаимоотношении друг с другом, а Сам Бог находится во взаимоотношениях со Своим творением. Мы были созданы способными получать глубокое удовлетворение от Его любви и от­вечать на Его любовь любовью к Нему и к другим людям.

Я также предположил, что Бог, как личность, еще и целеустремленное существо. Следовательно, Он раз­рабатывает план и следует ему. Подобно Ему, мы также являемся целеустремленными существами, ко­торые ради достижения своих целей вырабатывают определенные стратегии.


142


Как понимать людей


Люди обладают способностью думать


143


 


В этом смысле мы похожи на Бога. Он является личностью (целеустремленной и стремящейся к взаи­моотношениям), и мы тоже. Но необходимо помнить, что мы отличаемся от Него в самом главном. Он — всемогущее, абсолютно самодостаточное и независи­мое существо; мы — ограниченны и зависимы от Бога во всем, что необходимо для поддержания жизни как физической, так и духовной. Мы просто не обладаем необходимыми источниками или способностью брать эти источники где-то еще, чтобы вступать во взаимо­отношения любви или выполнять многозначительные планы.

Мы абсолютно зависимы. Мы зависим от кого-то.вне нас самих, который дает нам любовь и смысл жизни. И поскольку мы созданы для того, чем сами не обладаем (взаимоотношения и импульс), наша при­рода стремится к той жизни, для которой мы предна­значены. Поэтому мы стремимся к любви и цели в жизни.

Когда консультант беседует со своим клиентом, он должен знать, что имеет дело с носителем Божьего об­раза, личностью, которая не может по-настоящему быть живой и счастливой, если не знает Бога и не участвует в осуществлении Божьих планов. Каждая «личная проблема* (никакая жизненная проблема не связана напрямую с какими-то органическими нару­шениями) имеет свои изначальные корни — отсутст­вие взаимоотношений с Богом и приоритеты, отлич­ные от Бога.

Если это так, то консультация должна быть на­правлена прежде всего на восстановление нарушен- ных взаимоотношений с Богом, для чего человека надо привести к такому покаянию, которое в свою очередь ведет к радости общения с Богом и решимости служить Ему. Но в большинстве случаев теории кон­сультации предлагают такие перемены, в которых во­обще не затрагиваются вопросы 'покаяния и послуша­ния." А те немногие теории, которые имеют дело с та­кими сторонами, сводят покаяние к решению совме­щать поведение человека со стандартами Библии. Редко какие подходы к консультации предлагают глу­бокое покаяние, которое имеет прямое отношение к


невидимым и превратным ценностям обманчивого сердца.

Сторонники гештальт-терашш, первичной терапии и многие другие считают, что реальные перемены в человеке происходят тогда, когда он в полной мере переживают внутри себя боль. «Самовосприятие», «депрессия» и «реконтекстуализированное воспоми­нание» рассматриваются в качестве методов терапии.

Психодинамическая терапия определяет проблему как отрицание конфликта, который надо в полной мере осознать и через который надо пройти, смотря фактам в лицо, а не убегать от составляющих этого конфликта. Путь к переменам лежит «внутри», и сами перемены происходят в момент, когда защита достигает такой точки, после которой человек осво­бождается от неконтролируемых эффектов отвергну­того конфликта.

Сторонники экзистенциальной психологии счита­ют, что необходимо что-то понимать и улавливать уже в настоящий момент. Ключ к решению проблемы — «осознание». Для мирского человека это может быть осознание того, что происходит между двумя людьми во время их взаимодействия. Для христианина это может быть осознание реальности Христа либо через переживание «второго благословения», либо когда до человека вдруг доходит, что значит «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе».

Другая группа специалистов, призванная помогать людям, рассматривает в качестве пути к переменам новый образ мышления. Сторонники «позитивного мышления», «мышления о возможностях», «позитив­ного ментального подхода», «библейского склада ума» и «самоутверждения» утверждают, что для роста лич­ности главным является контроль над мышлением. Главная идея так называемого движения «Новая Эра» состоит в том, что мы все подобны Богу, поэтому можем менять мир, имея к этому желание, твердо веря в себя и смело идя вперед и осуществляя свои мечты. При таком подходе грех не рассматривается в качестве важной проблемы или же вообще сводится к недостатку веры в самого себя. Дорогой же к миру,


144


Как понимать людей


Люди обладают способностью думать


145


 


радости и процветанию считается использование по­тенциала человека в качестве божественных сил.

Ни один из этих подходов не рассматривает покая­ние в качестве главного аспекта в процессе перемен. Однако есть такие подходы, которые говорят о грехе как о корне всех человеческих проблем и находятся очень близко к выделению вопросов покаяния и по­слушания в качестве главных. Но очень часто сторон­ники этих взглядов считают грех не более чем плохим поведением. Покаяние рассматривается всего лишь как решение изменить поведение, а послушание ста­новится желанием совершать хорошие поступки. Такие усилия похвальны и необходимы, но они не имеют ничего общего с решением глубоких проблем злого и обманчивого сердца.

При этих подходах можно претендовать на опреде­ленные успехи, порой даже просто впечатляющие. Они могут заставить человека измениться. Однако здесь встает вопрос: какого рода перемены возникают при таком подходе? Освобождения от симптомов, чув­ства счастья, улучшения отношений в семье или же более развитого чувства ответственности можно до­стичь с помощью различных стратегий консультации, но достойны ли такие перемены носителя Божьего образа, который создан для взаимоотношений и им­пульса? "

Библейская консультация, как я полагаю, должна формировать человека для особых перемен в нем. Ос­вобождение от депрессии, чувство счастья, хорошие отношения в семье и поведение, соответствующее тре­бованиям Библии, могут быть теми переменами, кото­рые достойны носителя Божьего образа, но они не оп­ределяют самого носителя. Носители Божьего образа должны меняться так, чтобы у них возникала более глубокая радость в Господе и более сострадательное и активное участие в жизни других людей. Радость в Боге и активная помощь другим людям словом, сочув­ствием, дружбой — вот в чем состоят перемены!

Если нам надо понять сложность и трудность пере­мен, мы должны понимать и конечный результат этого процесса. Позвольте мне кратко описать, как выглядят изменившиеся и продолжающие меняться


носители Божьего образа. После этого мы уже можем задавать вопросы о процессах, которые ведут к таким переменам, и судить об эффекте этих перемен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.