Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исчерпывающее руководство для жизни людей






Является ли Библия учебником по консультации? Наш ответ зависит от того, что мы понимаем под кон­сультацией.

В сознании многих людей между консультацией и психотерапией существует определенная разница. Кто-то скажет, что консультация имеет дело с сиюми­нутными проблемами посредством оказания теплой поддержки и мудрых советов. Необходимыми инстру­ментами здесь являются такие умения, как эмпатия, искренность, способность прояснять ситуацию, по­множенные на чуткость и здравый смысл.

Многие считают, что психотерапия — это совсем другое. Чтобы раскрыть бессознательные замкну­тость, беспокойство и неприемлемые или болезненные чувства, которые в совокупности становятся причи­ной видимых проблем, она занимается не только на­стоящими проблемами (например, нерешительность относительно выбора работы). По сравнению с кон­сультацией терапия имеет дело с более глубокими во­просами, потому что смотрит на источник текущей


жалобы, на внутреннюю динамику, действительно приводящую к той проблеме, которую надо решать.

В этом, как правило, и видят различие: терапия имеет дело с внутренней динамикой, а консульта­ция — нет.

Фрейд ввел в современное сознание понятие психо-динамии. Этот термин подразумевает психологиче­ские силы личности (обычно бессознательные), кото­рые могут вызвать поведенческие и эмоциональные нарушения. Он учил нас рассматривать такие пробле­мы, как симптомы основных динамических процес­сов в душе человека. Если его рассуждения по этому вопросу правильны, то та консультация, которая про­сто стремится изменить симптомы (например, помочь кому-то решить, какой работой заняться), иногда по­лезна, но всегда поверхностна. В худшем случае эф­фект от нее такой же, как от таблетки аспирина, ко­торую прописали от головной боли, в то время как настоящей причиной этой боли является операбель­ная опухоль мозга.

Влияние этого элемента теории Фрейда на запад­ную культуру очень широко. Вероятно, наиболее важ­ный результат этого влияния отражен в нашей оценке «профессиональной» модели понимания личных про­блем и подхода к ним. Когда Фрейд, известный еще и как врач, рассказал нам о бессознательных силах лич­ности, которые могут стать причиной проблем, люди стали думать об этих силах как о болезненных процес­сах, психологических заболеваниях,

Суть идеи в следующем: видимые отклонения в по­ведении и эмоциях людей отражают невидимую про­блему в динамической структуре этих людей. Кон­сультанты могут внести какие-то полезные изменения в видимые проблемы, но если надо проводить глубо­кие перемены, здесь не обойтись без терапевта, специ­ализирующегося в области психодинамики.

Хотя динамическую теорию личности во многом можно поставить под сомнение, большинство других идей по-прежнему на стороне профессиональной моде­ли, суть которой заключается в том, что для «настоя­щей» терапии нужны определенные технические зна-



Как понимать людей


Библияэто исчерпывающее руководство



 


ния, достигаемые только путем профессионального обучения.

Согласно такому мышлению консультанты — по­мощники, чья подготовка не предусматривает изуче­ния психодинамии, — могут квалифицированно иметь дело только с теми проблемами, которые нахо­дятся под волевым и сознательным контролем кон­сультируемого. Но когда требуется иная помощь, когда видно, что мудрый совет, моральная поддержка и эмпатия неадекватны решению проблемы, нужно звать на помощь профессионального терапевта, кото­рый знает, как выявить и разрешить более глубокие и трудноуловимые проблемы.

Надо обратить внимание на следующее. Общепри­нято, что профессиональный терапевт необходим для того, чтобы адекватно решать глубокие психологиче­ские проблемы людей. В культуре, которая принима­ет такое положение, консультанту отводится весьма ограниченная роль, которую, наверное, можно срав­нить с ролью пастора в больнице. И консультанты, и пасторы должны ждать за дверью, в то время как те­рапевты и хирурги в операционной квалифицирован­но и обстоятельно вырежут корни проблемы пациен­та. Консультанты оказывают поддержку, пасторы мо­лятся, но лечат только терапевты и хирурги. Это и есть профессиональная модель.

Я думаю, что Фрейд был прав по меньшей мере в трех аспектах. Он был прав, когда говорил нам, что мы должны смотреть не на видимую сторону пробле­мы, а на скрытые внутренние причины этой пробле­мы. Библия говорит, что наши сердца настолько об­манчивы, что мы и сами не знаем наших собственных мотивов (Иеремия 17: 9). Наш Господь обращает Свой колкий упрек в адрес тех людей, которые скрупулезно работают с видимыми, внешними сторонами пробле­мы и не хотят серьезно вглядеться в саму суть этой проблемы (Матфея 23: 23-28).

Фрейд также считал (и я думаю, что правильно), что для того чтобы эффективно и основательно рабо­тать с людьми, нужно иметь ясное представление о том, как действует человеческая природа на том уров­не, который невозможно рассмотреть чисто визуально


(Притчи 20: 5). И наконец, Фрейд был прав, думая, что, для того чтобы понять динамику других людей, сначала надо понять свою собственную динамику (Матфея 7: 3-5). Именно по этой причине в соответст­вии с большинством учебных программ каждый сту­дент, который хочет заниматься психоанализом, до­лжен проанализировать сначала самого себя.

И если ошибка теории Фрейда, как и других дина­мических теорий, не в том, что мы должны обращать серьезное внимание на бессознательные силы лично­сти, то в чем она? Думаю, что теперь можно утверж­дать, что фундаментальная ошибка заключается в не­желании рассматривать и принимать библейский взгляд на человека.* И поскольку сторонники Фрейда не приняли Библию в качестве руководства, теории привели их к неполному, неуравновешенному, а в не­которых областях и крайне аморальному пониманию того, кто есть человек и как он действует. Если бы они признали авторитет Писания как возрожденные ис­следователи человеческой личности, то уверен, что их интерес к психодинамии продвинул бы нас в нашем понимании того, что мы из себя представляем в сегод­няшнем мире.

Эффект такой ошибки оказался основательным. Она привела к тому, что психодинамия как наука от­вергает важные истины о человеке и не признает Биб­лию как правомерное руководство для понимания глубоких составляющих человеческой личности. Тех мыслителей, которые верят в то, что важно понимать психодинамические функции человека и что Библия является адекватным руководством для выполнения

* Когда я говорю, что Фрейд не хотел смотреть Писание, я боюсь, что моя мысль может быть воспринята слишком упрощенно: «Если бы Фрейд только заглянул в Библию, у него все было бы хорошо». Я считаю, что психодинамическая теория и вызывающа, и ценна, поскольку признает такие элементы в человеческой личности, кото­рые многие богословы не смогли увидеть. Если бы Фрейд читал Биб­лию, я думаю, он не стал бы типичным христианином, ориентиро­ванным на внешность. Скорее всего, он бы развил более точное по­нимание внутренней структуры человека, в том числе и уделил бы больше внимания греху как главной проблеме человечества и сокро­венным желаниям, которые необходимо удовлетворить. Вторая часть этой книги развивает эти идеи более подробно.



Как понимать людей


Библияэто исчерпывающее руководство


71


 


этой задачи, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Когда мы хотим выяснить, почему человек, одоле­ваемый компульсивным поведением, так себя ведет, мы вспоминаем о Библии в последнюю очередь. И в самом деле, какое место из Писания нам следует рас­сматривать, чтобы понять компульсивные наруше­ния? Когда мы работаем с гомосексуалистом, Библия говорит нам, чтобы мы рассматривали гомосексуа­лизм как грех и призывали к нравственной чистоте; но для того чтобы понять, почему этот молодой чело­век стал гомосексуалистом и что мы можем сделать, чтобы изменить его сексуальную ориентацию, мы об­ращаемся к книгам, написанным специалистами, а не Моисеем или Павлом.

Я убежден в том, что мы должны подвергать сомне­ниям и опровергать убеждение в недостаточности Биб­лии, на которое опираются сторонники профессио­нальной модели. Я допускаю, что между консульта­цией и терапией существует определенная разница, * но настаиваю на том, что Библия и важна, и достаточ­на не только для «консультации» в целом, но и для таких специфических форм консультации, которые принято называть «терапией».

Как я понимаю, Библия учит тем принципам, ко­торые направляют наши усилия на проведение кон­сультации в теплой и проникновенной обстановке, а также дает нам истину о человеческой личности, чтобы привести нас к основательному пониманию того, что терапевт называет «динамией».

Когда я выступаю в защиту достаточности Библии, я говорю, что Писание отвечает на все вопросы, кото­рые задают консультант или терапевт, как содержа­нием, так и тем, что под этим содержанием подразу­мевается. Тем людям, которых разъедают сомнения по поводу того, обратиться ли им «за консультацией» или «подвергнуться терапии», тяжело от того, что их жизнь оказывается пустой и им трудно находить кон-


такт с людьми. Появилась ли проблема много лет назад, когда человек ушел из дома, или же причиной стал кризис сегодняшних дней, связанный со ссорой с детьми, трудность здесь носит общий характер — ха­рактер взаимоотношений людей.

Помощник, который стремится вмешаться в про­блему, следуя мудрости Библии, всегда будет старать­ся улучшить взаимоотношения между людьми, помо­гая им измениться изнутри. В этом и состоит конеч­ная цель, цель лечения, sine qua поп: сначала взаимо­отношения с Богом, а затем — с людьми. И здесь Биб­лия является прекрасным руководством. Это учебник взаимоотношений между людьми.

И сейчас мы уже можем в третий раз ответить на вопрос: «Достаточно ли Библии для того, чтобы по­мочь консультанту в его работе с людьми?».

Помните, что позиция 1 утверждает: «Нет, Библии здесь недостаточно. Здесь поможет психология». По­зиция 2 отвечает: «Да, Библии здесь достаточно. Толь­ко сведите свои вопросы к тем, на которые есть ответы в каком-либо стихе или в какой-либо главе».

Позицию 3, которой придерживаюсь я и о которой хочу поговорить в этой главе, можно изложить при­мерно в таком виде:

Да, Библии достаточно для того, чтобы ответить на все вопросы жизни. Идея о достаточности Библии для консультации исходит из убеждения в том, что Биб­лия содержит доктринальные категории, которые так или иначе имеют отношение ко всем вопросам о взаи­моотношениях между людьми.

Такое утверждение может показаться сложным, но оно дает нам возможность высказаться в пользу доста­точности Библии, не упрощая сложных вопросов и не уходя от них в сторону. Такое утверждение можно графически описать в виде модели поиска в Библии ответов на вопросы, стоящие перед консультантом (схема 4.1).


В труде «Эффективная библейская консультация» я описал три ровня консультации. Уровень III включает то, что обычно относят

 



Содержание: толкование текста

Все усилия развить понимание Библии в области консультации основаны исключительно на данных Писания. То, что Бог открыл нам в Библии, является необходимой основой для построения модели библей­ской консультации. Эти слова стоит адресовать кон­сервативным евангелистам, но они вызывают некото­рые проблемы.

Когда консультант, наметив на следующий день во­семь встреч, вечером открывает Библию, он может ис­пытать довольно большое разочарование, сосредото­чившись над своими комментариями, лексиконом, по­иском нужных стихов. «Завтра я буду консультиро­вать людей, находящихся на грани срыва, двух чело­век, страдающих от депрессии, одного больного ано-рексией, родителей наркомана, фетишиста и две су­пружеские пары, которые хотят разводиться. Я толь­ко не понимаю, каким образом изучение книги Исход, в которой говорится об одеянии израильского первос-


 

73

Библияэто исчерпывающее руководство

вященника, или шестой главы Послания к евреям, в которой объясняется, что значит " отпадшие", помо­жет мне ответить на те вопросы, которые эти люди задают».

Здесь возникает сильное искушение избежать труд­ной работы по изучению на первый взгляд не относя­щейся к делу Библии и перейти к более практическим вопросам. И если консультант так и сделает, то на время его подготовки к работе с людьми, находящи­мися на грани срыва, Библия будет закрыта. В конце концов, какой отрывок Писания говорит консультан­ту о такого рода проблеме? Очевидно, что такого нет!

И как тогда мы можем обосновать то, что консуль­танту необходимо уделять время серьезному изуче­нию Библии? Для чего он должен вести такую работу? Разумеется, духовный рост, регулярное служение и посещение церкви необходимы, и для зрелого христи­анина серьезное изучение Писания является важным элементом. Но каким образом это изучение соотносит­ся с его обязанностями консультанта?

Связь здесь, я думаю, самая прямая. Наверное, лучше всего ее можно увидеть, рассмотрев два отдель­ных вопроса: (1) те вопросы, на которые Бог дает в Библии прямые ответы, и (2) вопросы, на которые мы хотим ответить, борясь с проблемами в своей жизни и жизни других людей. Кажется, разумно будет пред­положить, что эти два вопроса не такие уж и разные. Если Бог небезучастен к нашим усилиям, то мы имеем право допустить, что те вопросы, на которые Он отве­чает в Писании, имеют отношение к тем вопросам, ко­торые задаем мы, если считаем, что это правильные

вопросы.

Факт, что наше грехопадение настолько извратило наш взгляд на жизнь, что те вопросы, на которые мы усердно ищем ответы, могут на самом деле оказаться и не такими важными; или если это хорошие вопросы, то из-за нашего недостатка мудрости они могут быть просто неправильно поняты.

Прислушайтесь к тем вопросам, которые мы зада­ем:

• «Как мне найти цель в жизни?»


74


Как понимать людей


Библияэто исчерпывающее руководство


75


 


• «Как я должен растить своих детей, чтобы они
шли по правильному пути?»

• «Почему я не могу перестать ненавидеть людей?»

Эти вопросы, как и бесчисленное множество других подобных вопросов, представляются нам очень важ­ными, и поэтому в этом смысле вполне правомерны.

Но при ближайшем рассмотрении станет ясно, что наши вопросы зачастую обусловлены теми требовани­ями, которые перед нами ставит жизнь, когда мы не хотим глубоко и честно задумываться над некоторыми проблемами и внутренней болью, глубоко запрятан­ными внутри нас.

Прежде чем обрести ту мудрость, которая позволи­ла бы нам искать ответы на наши вопросы, мы долж­ны определить для себя несколько основных принци­пов подхода к проблемам жизни. И эти принципы кроются в тех рассуждениях, которые ведет Бог на страницах Писания, например: кто есть Бог, и что Он ожидает от людей; кто есть человек, и как его испор­тил грех; какие возможны взаимоотношения между Богом и людьми. И вот теперь изучение одеяния Ааро­на в 28-й главе Исхода и сложный отрывок об «отпад-ших» в 6-й главе Послания к евреям обретают серьез­ный смысл. Наряду с остальным Писанием они откры­вают истину о том, как действует Бог, и это служит структурой для рассмотрения наших проблем.

Поэтому главный тезис в пользу библейской моде­ли консультации звучит просто: изучайте содержание Писания.

" Итак", нашей отправной точкой является экзегети­ка Писания. Каждый библейский консультант должен уделять серьезное внимание тому, чтобы учиться по­нимать Библию. Конечно, есть ученые, знающие языки, на которых была написана Библия, и сведу­щие в культуре того времени. Они могут более основа­тельно, чем другие христиане, истолковать содержа­ние текста. Поэтому таким людям, как я, у которых нет специального богословского образования, будет уместно опираться на взгляды богословов.

Однако есть одна проблема, которая во многом ка­сается экзегезиса, и библейские консультанты долж-


ны иметь это в виду. Когда толкование становится са­моцелью, то есть когда выводы чисто технического изучения текста представлены как Божье Слово, и при этом нет никакого понятия о том, как эти выводы должны повлиять на людей, — тогда экзегезис меша­ет помогать людям. Мы часто изучаем Слово Божье, но упускаем при этом учение Божье. ч

Знание — даже если оно основано на хорошем эк-зегезисе — испаряется, как дым. Но любовь — стрем­ление внести в жизнь человека Божью истину — на­ставляет.

Экзегезис — это начальный пункт, а не конечный. Это необходимый начальный пункт. Принцип состоит в следующем: задайте тот вопрос, на который Бог ответил в Библии, чтобы выработать структуру размышления о проблемах, которые возникают в нашей жизни. Изучение содержания — это то, с чего нам необходимо начать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.