Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиция 1






Библия не дает прямых ответов на все вопросы, связан­ные с консультацией. Поэтому за помощью надо обра­щаться к теории и данным психологии.

* Психология может сослужить полезную службу, потому что может помочь не только в таких вопросах, как неспособность к научению или лечение психозов, но и учит нас задавать провокационные во­просы о том, что происходит с людьми и как нам отвечать на их проблемы более адекватно. Но (и это надо выделить как существен­ную разницу между позициями 1 и 3) только Библия может дать нам авторитетные ответы и категории, с помощью которых можно опре­делить, какой жизнью можно и должно жить. Позиция 3 подтверж­дает как авторитет, так и самодостаточность Библии.



52

Как понимать людей

Является ли Библия полезной книгой для консуль­танта? «Конечно, нет», — скажут многие христиане. «Бог никогда не собирался писать исчерпывающее ру­ководящее пособие для консультантов, как никогда Он не собирался учить водопроводчика прочищать ра­ковину. Библия говорит о духовном. Водопроводчики занимаются водопроводными трубами, зубные врачи — зубами, а консультанты — проблемами пси­хологии. В зависимости от характера проблемы и надо читать соответствующие книги».

Если мы последуем этому мышлению, то, чтобы не просто получать дополнительный стимул от наблюде­ний, которые требуют объяснения, но и найти ответы на важные вопросы жизни, на которые Библия прямо не отвечает, можем прийти к идеям, которые являют­ся результатом психологических исследований и опыта работы в клиниках. Многие допускают, что Пи­сание показывает нам основные доктринальные и нравственные позиции, которым мы должны следо­вать, но детали понимания консультации и методов работы надо искать в других источниках. Содержа­ние, отличное от содержания Библии, может служить в качестве начального и конечного пунктов рассмотре­ния вопросов консультации.

Внимательно приглядитесь к тому, какое место зай­мет Библия, если мы последуем взглядам, выраженным в позиции 1. Модель консультации можно назвать биб­лейской, если она нигде не нарушает ясного учения Библии о доктрине и этике. Вопрос не в том, исходят ли наши идеи о консультации из Писания, — они просто не должны противоречить Писанию.

Да, действительно, многих христианских консуль­тантов, которые не уделяют Библии слишком много внимания, вполне устраивает такая позиция. Пусть Библия говорит о религиозном, но что касается отве­тов на многие важные вопросы жизни, здесь главное внимание надо уделить работам современных психо­логов.

Но верно также и то, что некоторые консерватив­ные проповедники, которые убежденно учат непогре­шимости и авторитету Писания, на самом деле в жизни следуют первой позиции. Посмотрите, что


Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 53

иногда происходит на многих (конечно, не на всех) кафедрах, с которых проповедуется Библия,

Проповедники не стремятся вникать в трудные ре­алии жизни людей, прикрываясь своим увлечением экзегезисом. «Мужья, любите своих жен», — такими словами пастор начинает проповедь. И следующие тридцать минут все присутствующие в церкви убеж­даются в том, как тщательно он подготовил свое вы­ступление.

Во время этого выступления один тридцатидвух­летний страховой агент с опаской поглядывал на свою жену, женщину, которая по каким-то неизвестным причинам возбуждает в нем неимоверное чувство гнева всякий раз, когда говорит. Эта проповедь только усилила в нем чувство вины. Он подошел к пастору и обратился за помощью.

«Я пытался любить свою жену той любовью, о ко­торой Павел говорит в Послании к ефесянам. Но я просто не знаю, как это сделать», — сказал он пастору во время консультации в понедельник вечером. «Я просил ее простить меня, я постоянно провожу время за чтением Библии, но это не помогает. Несколько лет я пытался всеми своими действиями показать любовь, надеясь, что в конце концов придет и само это чувст­во. Но любви так и нет. Что мне делать?»

«Сэм, — ответил ему пастор, — Божья любовь может помочь тебе по-настоящему любить свою жену так, как ты и должен это делать. Если ты искренне хочешь быть Божьим человеком для этой женщины, ты должен всецело посвятить себя Господу и ей. Помни, что та любовь, о которой говорит Библия, — не чувство, а действие. Постоянно делай то, в правоте чего ты не сомневаешься».

Спустя несколько недель Сэм снова пришел на кон­сультацию. «Пастор, я пытался делать то, что вы мне сказали, действительно пытался. Но все пошло еще хуже. Вчера вечером я впервые ударил свою жену. Я ненавижу себя за это, но я напуган тем, что оказыва­ется способен бить ее».

В подобной ситуации многие пасторы чувствуют себя бессильными чем-либо помочь. И неудивительно, поскольку они не обладают опытом работы с людьми,


 


54

Как понимать людей

которых одолевает безудержное чувство гнева. И совет обратиться к квалифицированному консультанту здесь кажется вполне уместным.

Но зачем? Что важнее — отослать Сэма к специа­листу или оказать ему самую эффективную помощь? Я подозреваю, что во многих случаях, когда пасторы отсылают своих прихожан к профессиональным кон­сультантам, истинная причина — не только осознание своего бессилия. Меня беспокоит то, что, отсылая людей к кому-то другому, пастор лишний раз убежда­ется в том, что Библия на самом деле не способна ока­зать эффективную помощь. Некоторые, полагая, ~что люди будут более открытыми для настоящих ответов Писания после того, как станут понятными эмоцио­нальные корни их проблем, скрывают свои настоящие взгляды.

Здесь необходимо обратить внимание на следующее: никто по-настоящему не задумывается над тем, что Биб­лия, вероятно, может помочь консультанту решить про­блему того страдания, которое испытывает Сэм.

Большинство христиан не верит в то, что Библия говорит обо всех вопросах жизни. В семинариях не­осознанно усиливают это сомнение, когда не заставля­ют учащихся серьезно и глубоко задуматься над теми вопросами реальной жизни, которые часто беспокоят людей, например:

• Как я могу противостоять побуждению к мастур­
бации?

• Меня сильно беспокоит вопрос о деньгах. Как мне
перестать беспокоиться об этом?

• Что мне делать с моим чувством страха одиноче­
ства, которое пришло ко мне после того, как меня
изнасиловали?

• Я не могу находить контакт с людьми. Как мне
преодолеть мою застенчивость?

• Почему я себя чувствую таким опустошенным?
Как мне начать жить интересной жизнью?

• Что мне делать с моим мужем? Он очень беспоко­
ится по поводу того, как наши дети отреагируют на
те проповеди, которые он им постоянно читает.


Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 55

Тем учащимся, которые задумываются над практи­ческим применением всего того, что они изучают, можно напомнить, что Божье Слово обладает силой и что задача проповедника состоит в том, чтобы искрен­не это Слово нести людям. Если люди задумаются над великими истинами Писания, то многие проблемы ис­чезнут сами собой. Поэтому пасторам не следует бес­покоиться о пикантных, а иногда и вовсе непригляд­ных подробностях жизни людей. Очищающий эффект учения Библии в любом случае сделает свое дело даже без вмешательства пастора, если он несет служение в открытой, дружной общине, члены которой могут прямо говорить о проблемах.

В противном случае община теряет некоторые свои настоящие ценности, которые помогают людям пре­одолевать трудности (Евреям 3: 13) и делают их лю­бовь сильнее (Евреям 10: 24). Наши церкви превраща­ются из общин в аудитории. В них главной становится только кафедра, и больше ничего.

Но честные пасторы, которые вникают в жизнь людей, быстро понимают, что люди задают важные лично для себя вопросы, потому что не знают, как по­ступить. И в результате они обращаются к квалифи­цированным консультантам, чувствуя свою неспособ­ность увязать Писание с определенными ситуациями жизни, но утешаясь мыслью о том, что эти проблемы носят психологический, а не духовный характер.

Идея о том, что хорошая проповедь и серьезное изучение Библии разрешат личные проблемы без пря­мого вмешательства людей в эти проблемы, настора­живает меня еще по одной причине. Иногда мне инте­ресно, не отворачиваются ли от проблем те профессо­ра, которые излагают эту идею только для того, чтобы отгородиться от проблем. Допускаю, что некоторые из них просто не знают, что ответить на сложные вопро­сы. Возможно, что их собственная жизнь связана с теми трудностями, которые остаются неразрешенны­ми. И тем не менее, вместо того чтобы обратиться к Писанию, они предпочитают отгородиться от людей и их вопросов за вполне удобным барьером учености. Инструменты экзегезиса и принципы герменевтики могут, таким образом, стать средством отказа от ре-




Как понимать людей


Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 57


 


альности нерешенных проблем. Проповедники, про­возглашая безжизненный вариант живого Слова, ос­тавляют реальную жизнь неизведанной, а вопросы ре­альной жизни без ответа.

Но я не хочу, чтобы меня неправильно поняли. Внимательное и серьезное изучение Писания жизнен­но важно. Знание еврейского, арамейского и греческо­го языков, представление о культурном контексте Библии, без всякого сомнения, важны. Развитие принципов толкования, помогающее нам при практи­ческом применении Библии избегать слишком силь­ной игры воображения, достойно серьезного внима­ния, и студенты правильно делают, что изучают эти вопросы с должным старанием.

Но в том виде, как это обычно практикуется, экзе­гетика и толкование каким-то образом слишком дале­ко уводят нас от реалий людской жизни. Когда посла­ние от любящего Бога к тем людям, которых Он сотво­рил, становится академической дисциплиной для изу­чения, а не удивительной истиной, которую необходи­мо понять и распространить, ни к чему хорошему это не приводит.

Мысль о том, как связать то, что несет в себе текст, с тем, что он конкретно означает для людей в наше время, конечно не нова. Но я думаю, что это настоя­щая проблема, которая в принципе остается неразре­шенной.

Вероятно, корень этой проблемы кроется не столь­ко в методах изучения Библии, сколько в цели нашего изучения. Мне интересно, не обусловлено ли углубле­ние в схоластику стремлением избежать непростых контактов с трудностями в жизни людей. Вероятно, куда легче заниматься этимологией редкого еврейско­го слова, чем иметь дело с настоящими реалиями жи­тейских проблем. Богословская литература становит­ся для многих убежищем от жизни, а не пособием, которое учит нас вносить живую Божью истину в сложные аспекты человеческой жизни.

Это приводит к трагическим результатам. Церкви, возглавляемые пасторами, которые не могут увидеть, как Библия соотносится со всеми аспектами жизни, становятся минисеминариями, которые продолжают


традиции отхода и отказа от реальности, все больше погружаясь в ортодоксию. Мораль таких собраний ясна: Общение Божьих людейне место для реше­ния тех проблем, которые разъедают вашу жизнь; мы существуем для того, чтобы утвердить в людях истинную веру и воспитать соответствующее пове­дение. Помочь вам в ваших личных проблемах — не дело церкви.

Но почему нет? Почему помогать людям в их лич­ных проблемах не дело церкви?

Церковь не должна винить себя за то, что она не может стать зубной клиникой или школой для умст­венно отсталых детей. Это серьезные проблемы, но церковь не призвана их решать.

Церковь должна учить истине Библии и помогать в тех аспектах жизни, которые отражают эту истину. Если Библия сама по себе не связана с эмоциональны­ми проблемами, то вполне правомерно со стороны цер­кви передать эти проблемы компетентным специалис­там, которые не подорвут учение Библии.

В этом вопросе нам все должно быть ясно. Всякий раз, когда церковь, верящая в истинность Библии, считает, что не должна отвечать на личностные глубо­кие противоречия, которые спрятаны в каждом из нас, она таким образом заявляет, что Библия не гово­рит об этих проблемах.*

Однако если Бог создал Библию для того, чтобы говорить нам, как понимать и решать проблемы, ко­торые неизбежно появляются в нашей жизни, если она действительно полезная книга для консультанта, то в христианской общине можно найти ответ на все вопросы, касающиеся консультации, если за ответом обратиться к Библии.

И здесь перед нами встает основная проблема гер­меневтики. Вероятно, самый уважаемый принцип толкования Библии, по крайней мере в консерватив­ных кругах, — это «не отходить от текста». Нас стро-

* Во второй части этой книги я развиваю такую модель понимания людей, которая поддерживает мою точку зрения о том, что все мы, даже самые зрелые, все равно сталкиваемся с проблемами, которые нужно решать в контексте общения верующих с Библией.


58

Как понимать людей

го предупреждают говорить не больше и не меньше того, что первоначальные авторы хотели сказать своей аудитории. И когда в попытках найти «более глубо­кое» значение Писания кто-то отступает от этого принципа, его понимание Божьей истины обусловле­но, как правило, не богодухновенными словами текс­та, а его собственным воображением.

Когда мы «видим» в тексте то, что мы хотим видеть (по каким-то своим причинам), мы не способны при изучении постичь то, что там есть на самом деле; ско­рее, мы вкладываем в Библию то, что, на наш взгляд, там должно быть. Чтобы не проповедовать Слово с по­мощью одного только человеческого разума, пропо­ведники должны руководствоваться исключительно текстом, провозглашая то, что говорится в тексте.

Насколько я понимаю, этот принцип является краеугольным камнем современного консервативного учения. Конечно, евангелисты настаивают на том, что Библия представляет проблему для толкователей, по­тому что слова Писания несут в себе больше, чем вы­ражения простых людей. Эти слова вдохновлены Богом и поэтому отражают не только сознание тех. людей, которые впервые написали эти слова, но и на­мерения вечного Бога. Поэтому мы вправе найти в словах текста то, что выходит за рамки мыслей чело­веческих авторов, которые они могли вложить в текст при его написании.

Но если наши усилия соотнести Писание с совре­менной жизнью должны направляться не только чело­веческим разумом, в этих наших поисках должны ос­таваться определенные границы. Чтобы насладиться ощущением божественной силы, необходимо увязать приложение к современной ситуации с ясным значе­нием текста.

Мне кажется, что следовать Божьей истине на ос­новании текста, а не на основании нашего богатого воображения, — задача трудная. Никто из тех, кто обращается к Библии, не готов воспринять все услы­шанное без искажений. Все мы подходим к тексту, как личности со своим историческим прошлым и со своим настоящим, полные предубеждений, предраспо­ложений и ожиданий. И просто невозможно рассорти-


Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 59

ровать полностью и объективно множество причин, которые заставляют нас толковать текст тем или иным образом.

Эти причины, я подозреваю, могут варьироваться в соответствии с тем, как мы действуем. Одно дело — трудиться, не отходя от текста, когда мы преподаем в классе или пишем статьи для богословских журналов. Ожидание представителей богословского лагеря, к ко­торому мы причисляем и себя, наряду со многими другими причинами, подвигнет нас к определенному образу толкования.

Однако совсем другое дело — сохранять верность тексту, когда Бог направил нас трудиться для людей, страдающих от проблем и обращающихся к нам каж­дый день с трудными вопросами о своей жизни, на которые, как кажется, в тексте нет прямого ответа. И что нам тогда делать?

Чуткие пасторы, которые искренне хотят четко придерживаться текста и отвечать на нужды людей, сталкиваются с большими трудностями. Они стремят­ся действовать соответственно проблемам людей, но их принцип не говорить больше того, что есть в Писа­нии, не дает им прямо говорить об этих проблемах.

На первый взгляд кажется, что освободиться от этих трудностей можно двумя способами: либо игно­рировать те вопросы, которые задают люди, либо рас­тянуть Писание таким образом, чтобы оно охватило и эти вопросы. История аллегорического толкования, при котором используется переносный смысл, не за­трагивающий или почти не затрагивающий основного смысла повествования, изобилует фактами, когда текст делали подходящим под определенный смысл. Историю о том, как Бог поступил с Илией после того, как тот, бежав от Иезавели, был морально подавлен (помимо всего прочего, Бог навел на него длительный сон: 1 Царств 19), можно истолковать так, что, когда служение оказывается в очень тяжелом положении, людям лучше сделать перерыв и отдохнуть. Может быть, в некоторых случаях это и хорошо, но в данном тексте речь идет вовсе не об этом. Содержание Библии плюс человеческое воображение, подогреваемое жела­нием привести текст в нужное соответствие, не могут


 

Как понимать людей

стать заслуживающим уважения принципом, по кото­рому следовало бы жить.

Другой путь освободиться от несоответствия между верностью тексту и стремлением ответить на вопросы реальной жизни приводит нас к позиции 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.