Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категории: доктрина развития






Изучение Библии далеко не исчерпывается про­стым толкованием, что означает тот или иной отры­вок. Следующий шаг состоит в том, чтобы организо­вать учение отдельного текста в широкое утверждение истины, или в доктрину. Богословие представляет из себя усилия по развитию последовательного понима­ния тех тем, которые раскрывает Библия.*

Обычные заголовки глав в учебниках по системати­ческому богословию указывают на те разновидности доктринальных категорий, которые я имею в виду. Такие разделы, как антропология (кто такой чело­век?), хамартиология (что такое грех?), пневматоло-гия (кто такой Святой Дух и что Он делает?) и эсхато­логия (каковы планы Бога на будущее?), требуют,

' Нужно отметить, что чем дальше оно удалено от прямого утверж­дения текста Библии, тем больше простора открывается для ошибок в толковании. Утверждения, носящие характер экзегетики (те, ко­торые подтверждают значение конкретного текста), ближе к словам Писания, чем богословские утверждения. Когда же мы изучаем, что подразумевается под богословскими категориями, мы по-прежнему находимся далеко от истины, и поэтому наши попытки создать некие формулировки носят предварительный характер.


70 Как понимать людей

чтобы богословы дали те определения, которые под­держивает текст.

Когда богослов приходит к каким-то убеждениям (например, относительно того, как человек может об­рести спасение) посредством изучения соответствую­щих отрывков Писания, он выражает свое понимание в виде доктринального утверждения. Доктринальные утверждения, поскольку они, как правило, стремятся связать вместе множество отрывков, вполне уместно назвать «категориями истины».

К сожалению, в среде евангелистов наблюдается склонность оценивать, насколько тот или иной человек годен к служению, исключительно на основе его пони­мания доктрины и верности этой доктрине. Если он в своих убеждениях прав, ему разрешают нести служе­ние, совершив церемонию рукоположения. Согласи­тесь, что это слишком упрощенный взгляд на способ­ность служителя в будущем мудро и глубоко привно­сить в жизнь людей ту истину, в которую он верит.

Все мы можем себе представить выпускника семи­нарии, который после годичного или двухгодичного служения начинает жаловаться: «Никто не задает мне таких вопросов, на которые я могу ответить. Я знаю, как отстоять свои взгляды на крещение или тысяче­летнее царство, но люди спрашивают меня о том, что делать с мужем-алкоголиком или как им справиться с навязчивой идеей причинить боль своим детям. Я просто теряюсь. Мне кажется, им нужно обращаться к психологу, а не к пастору».

Дело в том, что если бы этот пастор взглянул на свои доктрины с разных точек зрения, он мог бы легче справиться с теми проблемами, с которыми ему при­ходится сталкиваться. Если Библии действительно до­статочно для того, чтобы консультант мог к ней обра­титься со всеми проблемами, то нет никакой нужды в физиологе, можно обратиться к хорошо подготовлен­ному пастору.

Мы просто не должны считать, что наш труд про­стирается лишь до тех пределов, до каких простира­ется наше понимание доктрины по всем традиционно важным богословским вопросам. Такое знание являет­ся необходимым фундаментом, но не может быть стро-


 

 

Библияэто исчерпывающее руководство

ением. Как только мы начинаем понимать те трудно­сти, на которые Бог отвечает в Библии (или которые находят свой ответ в экзегезисе и богословии), мы уже можем на основе того, что мы поняли, рассматривать те вопросы, которые задают люди, когда им приходит­ся преодолевать свои проблемы.

Ни один профессор семинарии не будет отрицать важность приложения Писания к реальной жизни. Когда студенты проходят курс гомилетики, им пред­лагают увязать текст Писания с непосредственной жизнью людей. Почему же тогда огромное количество \ выпускников семинарий, получивших богословское \ образование, не готово иметь дело с тем, что происхо­дит в реальном мире? Почему кафедры часто стано- / вятся защитой от общения с людьми, а не трамплином/ для погружения в жизнь этих людей? Почему иногда учителя Библии хвастаются своим знанием Библии и избегают людей, а не используют свои знания Библии, чтобы помочь людям?

Причина этого, я думаю, в том, что мы, как прави­ло, склонны что-то отвергать в своей жизни. Христи­анские общины каким-то образом считают своей обя­занностью создавать иллюзию того, что на самом деле все вокруг прекрасно. И мы учимся общаться в замк­нутом кругу, где все в каком-то смысле притворяют­ся, показывая чисто внешне, что у них все хорошо, * и отвергая пустоту, горечь и недовольство, которые кроются внутри них, а также скрывая свое неумение общаться с людьми и недостаток искренних чувств к окружающим.

В результате мы так и не знаем о некоторых менее уловимых, но все же не менее опасных проблемах, ко­торые возникают в жизни каждого из нас. Мы сталки-

* В разных христианских общинах все происходит по-разному. В некоторых христианских кругах духовная зрелость сводится к за­прету пить спиртное, танцевать и ходить в кино. В других общинах не запрещается изредка употреблять спиртное, но требуется строгое соблюдение Господнего дня (нельзя играть в теннис в воскресенье). В третьих общинах допускаются нецензурные слова, кино, занятия спортом в воскресенье, но не принимается приверженность идеям, показывающим узость мышления. В любом случае состояние сердца оценивается какими-то внешними, видимыми стандартами.


78


Как понимать людей


Библияэто исчерпывающее руководство


79


 


ваемся со вполне очевидными и болезненными пробле­мами потери работы или смерти ребенка, но редко обра­щаем внимание на «динамические» проблемы внутри нас. Например, обида по отношению к отцу, который никогда не проявлял интереса к семье; жажда одобре­ния, которая появилась несколько лет назад, когда мать раскритиковала своего ребенка; чувство несправедли­вости, корни которого кроются в социальных пробле­мах; страх перед людьми, у которых можно обнаружить кровосмешение; незнание того, как лучше держать себя с женой, которая вернулась в семью (отвергнуть ее или терпеливо проявлять к ней самые нежные чувства); не дающее покоя чувство сдержанности в отношениях с людьми, которое не обижает, но и не придает никому положительных эмоций.

Слишком мало руководителей церкви действитель­но хотят иметь дело с такого рода реальностью. Мы в церкви перестали касаться тех вопросов, которые с го­товностью задали бы люди, если бы им только предо­ставили такую возможность.

И пока мы не захотим отказаться от нашей склон­ности оградиться от людей и не станем прямо смот­реть в лицо той напряженности, страсти, обиде и стра­ху, которые разъедают нас изнутри, мы никогда не поймем того, каким образом Писание говорит о реаль­ной жизни. Без этого наши жалкие попытки увязать красивые проповеди с практическим смыслом резуль­тата не дадут; более того, они окажутся вредными, поскольку дадут понять страдающим от своих про­блем людям, что церковь не может ответить на их во­просы, что «с такими проблемами» они должны обра­титься к профессионалу.

Наши церкви и семинарские группы очень часто становятся обществами вежливых людей со своими правилами этикета, отвергающими то, кем мы явля­емся на самом деле, и с какими проблемами мы стал­киваемся. Результатом этого становится чопорная и холодная ортодоксальность, которая вырывает из Пи­сания саму жизнь.

В библиотеках семинарий и в научных исследова­ниях можно понять только «слова» Бога. Но чтобы понять «учение» Бога, мы должны понимать текст и


глубже проникать в жизнь самих себя и других людей, не отвергая сомнения, молясь о мудрости, твердо придерживаясь главной основы нашей веры и открыто думая обо всем остальном.

Если наши «категории истины» должны рассмат­риваться в качестве «категорий жизни», если Божья истина должна рассматриваться как путь к познанию Бога, то мы не должны уходить от той реальности, которая кроется за внешней поверхностью нашей жизни. Мы должны усиленно ломать голову над тем, почему мы попали в такую ужасную неприятность, и что мы можем сделать для того, чтобы выбраться из нее. С теми вопросами, которые ставит перед нами су­ровая реальность, необходимо обращаться к Писанию, будучи уверенными в том, что там есть ответы на них.

• Почему я чувствую неловкость при знакомстве с
новыми людьми?

• Почему я завидую успехам других людей, особен­
но если они делают успехи в том деле, каким за­
нимаюсь я сам?

• Почему я испытываю ужасную боль всякий раз,
когда вспоминаю о самоубийстве матери?

• Что мне делать с тем, что мой отец настолько
злой человек, что даже не любит меня?

• Что мне делать с моим сильным желанием быть
женщиной, поскольку очень боюсь быть мужчи­
ной?

• Как мне преодолеть ужасное чувство страха перед
тем, что, если я когда-либо выражу свои настоя­
щие чувства, от меня все отвернутся?

• Почему я чувствую себя таким уязвленным, ког­
да кто-нибудь легко доказывает мою неправоту?

• Почему я не хочу признать, что внутри меня про­
исходит настоящая борьба?

Мы должны осознать, что такие вопросы задаются не только пациентами в кабинете психиатра. Они бес­покоят руководителей хора, преподавателей воскрес­ных школ, молодоженов, которые только начали посе­щать церковь. У всех христиан есть вопросы, которые


 

Как понимать людей

их беспокоят и которые необходимо задавать. Однако многие люди эти вопросы так и не поднимают, пос­кольку задать их — значит, нарушить правила общи­ны.

Библия никогда не станет абсолютно живым источ­ником, пока мы не обратимся к ее истине со всеми нашими вопросами и проблемами. И я думаю, что в семинариях поступают правильно, разделяя учебный план на две части: в первой внимание уделяется тем вопросам, на которые Бог отвечает в Библии, а вторая посвящена сопоставлению нашего знания Библии с теми вопросами, которые задают люди, когда хотят решить свои жизненные проблемы.

Если в семинариях проводится такая работа, наши доктринальные утверждения становятся эффективным средством, поскольку являются истиной, меняющей жизнь и способной внести перемены как во внутренний мир людей, так и в тот мир, который их окружает. Если же этого не происходит, мы просто проповедуем Благую Весть и наставляем обращенных в рамках ортодоксии, которая требует от них лишь делать вид, что они изме­нились.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.