Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ва ангела






По пыльной проселочной дороге шли два ан­гела, молодой и старый. Вечером они набрели на дом, в котором жила богатая семья. Ангелы попросились на ночлег. Нет, им не отказали. Но встретили весьма него­степриимно. Спать их отправили в подвал, где кроватью им стали доски с набросанной на них соломой. Ужинать хозяева своих поздних гостей не позвали. Ночью ангелы проснулись от треска: в одной из стен подвала появилась трещина. Она буквально на глазах увеличивалась, и вдруг в стене возникла зияющая дыра диаметром не менее ме­тра. Неожиданно треск прекратился. Было очевидно, что при такой дыре в стене дом долго не простоит.

— Давай быстро покинем этот негостеприимный
дом, — сказал молодой ангел старому.

Старый ангел молча, применив всю свою силу и энергию, заделал дыру в стене, да так искусно, словно и не было ее вовсе.

— Почему ты сделал это? — спросил молодой ангел.

— Вещи часто не такие, какими они кажутся, — от­ветил старый ангел.

Поутру ангелы покинули богатый дом и отправились в свой путь. Поздним вечером они набрели на бедную хижину. Хозяева встретили путников гостеприимно, разделили с ними свой небогатый ужин и предложили им свою постель, а сами легли на полу. Утром ангелы увидели хозяина и его жену плачущими во дворе дома.


144

Единственная корова, молоко которой было основным ис­точником дохода этой семьи, минувшей ночью умерла.

— Помоги им, — обратился молодой ангел к старому.

— Я больше не в силах сделать что-то, — ответил тот.

— Но почему ты так поступаешь? — возмутился мо­лодой ангел. — В доме богатого, но негостеприимного хозяина ты заделал дыру в стене и спас таким образом их дом от разрушения, а в доме гостеприимного, но бедного хозяина ты допустил смерть их единственной коровы! Почему?

— Вещи часто не такие, какими они кажутся, — от­ветил старый ангел. — В подвале богатого дома в стене был скрыт древний клад с золотом. Я это понял. Когда в стене появилась дыра, я увидел это золото. Но хозяин дома был недостоин этого золота, и я заделал ту дыру так, чтобы клад не был найден. А минувшей ночью в этот бедный дом за женой хозяина пришел ангел смерти. Я отдал ему корову.

ТЕХНИКА «ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ»

В завершении книги мне хотелось бы поместить одну из психологических техник — Технику «Логические уровни восприятия», которая, как вам покажется (и это будет в значительной степени верно), выбивается из общего кон­текста книги. Но тем не менее техника эта может стать неоценимым средством (орудием) в руках психолога как при работе с тренинговой группой, так и при проведении консультирования.

Выражением сущности человека является его система ценностей и убеждений. Убеждения и ценности выражаются через возможности и способности. С помощью своего по­ведения человек реагирует на окружение. Окружение должно формировать поведение, а поведение реализуется через способности и возможности. Если изменяется окружение,


145

изменяется частично и поведение, меняются убеждения, ценности и сущность.

Все эти логические уровни можно представить в виде пи­рамиды (рис. 8). На каждом уровне решаются свои вопросы.



Идеальное «Я»

К какому идеалу я стремлюсь?

Реальное «Я»

Кто я на самом деле, зачем я здесь?

Какие ценности хочет реализовать?

Что важно для понимания себя

и других?

Какие способности и возможности

были реализованы, как были

реализованы, какие нет?

Какое поведение? Что делает?

Кто? Где? Когда?

 


Рис. 8

1-й уровень — клиент рассказывает об окружении, от­вечая на вопросы: «Кто?», «Где?», «Когда?».

2-й уровень — клиент рассказывает, как он ведет себя в этом окружении, как хотел бы изменить его, что он делает в этом окружении.

3-й уровень — выясняется, какие способности и воз­можности клиента были реализованы в этом окружении и какие не были реализованы.

4-й уровень — решается, что важно клиенту для по­нимания себя и других, какие ценности он хочет получить и каким образом реализоваться.

5-й уровень — клиент отвечает на вопросы: «Кто я?», «Зачем я здесь?».

6-й уровень — клиент выстраивает образ идеального «Я».


146

Проблема чаще всего состоит в конфликте между вну­тренним миром человека и его окружением (сущностью и окружением). Одно дело, если это конфликт на уровне воз­можностей, другое — если на уровне убеждений. Проблема на уровне поведения менее серьезна, чем на других уровнях, расположенных ближе к вершине пирамиды.

Во время консультации очень много времени уходит на выяснение проблемы. С каждым посещением клиента логи­ческий уровень уточняется, и проблема может меняться.

С логическими уровнями восприятия можно работать следующим образом. Психолог просит клиента разложить на полу карточки (рис. 9).


       
   
 






Окружение


Поведение


Способности Возможности


 







Идеал


Сущность


Убеждения Ценности


Рис. 9

Затем психолог предлагает клиенту совершить путе­шествие по этим уровням, начиная с уровня окружения. На каждом уровне психолог задает клиенту соответствующие вопросы (см. выше), и тот отвечает на них. Когда клиент доходит до уровня «Идеал», обязательно следует спросить, как он себя чувствует.

Затем психолог предлагает клиенту обернуться назад и посмотреть на пройденный путь. После этого происходит последовательное возвращение назад, с описанием при этом изменений, которые произошли и/или происходят с клиентом.

Завершив путешествие, можно задать клиенту вопрос о том, какие изменения должны произойти в ближайшее время.


147

Вот и подошли к концу наши упражнения. Быть может, у вас возник вопрос: «Для чего нужны все эти упражнения?». Прочитайте следующую мини-притчу.

Ч





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.