Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 21. Ст. 1. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.






Ст. 1. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

Когда душа проходит описанные выше состояния, то всё земное, человеческое, плотское, чувственное разрушается в ней. Давид и другие пророки много­кратно утверждали, что земля и горы исчезают пред лицом Божьим (Пс. 96: 5). Это есть действие присут­ствия Божьего. По нему познаётся и пришествие Его.

Это есть знак Его величия и силы. Как снежные горы тают на солнце, так и всякая душа пред величием Бо­жьим не находит в себе никакой жизни. Давид, испы­тавший такое состояние, воскликнул: Век мой — ничто пред Тобою! (Пс. 38: 6). Как только, О, Боже, являешься Ты Сам, то всё, что может иметь какое-то бытие или жизнь в душе, исчезает, и остается чистое пространство, где Ты можешь вновь творить.

Итак, Божье величие творит новое небо и новую землю. Вот итог: все сделалось новым, в том числе и душа. Но да не помыслит кто, что этого легко дости­гнуть. Однако настанет время при скончании мира, когда сие будет возможно многим. Прежде чем войти в новое состояние, душа должна полностью умереть для себя и долгое время пребывать в таком состоянии.

Бог не оставляет душу ни на минуту, пока её собствен­ная воля еще жива. Уничтожение её весьма отлично от смерти таинственной, что я собираюсь с помощью Бо­жьей истолковать. В Иисусе Христе плотская природа умерла, когда Слово соединилось с ней. Она была ли­шена всякого подкрепления кроме подкрепления Слова. Пред величием Божьим душа должна тотчас освободиться от всякой собственности.

Это состояние отличается от смерти тем, что по­следняя совершается либо от обилия благодати, ли­бо от её отсутствия. Но каким бы образом смерть ни наступила — действием ли Божьим, страданиями ли — она не посылается Самим Богом. Правда, она уступает место величеству Божьему, в результате чего душа, умерев для самолюбия, для собственнос­ти, для всякой страсти, приводится в состояние не­винности. Тогда Бог, не находя в ней ничего, противящегося Себе, приходит в эту душу. Она еще не уничтожена, хотя и мертва. Бог в своём величест­ве уничтожает в ней все, что осталось от её собствен­ности. Таким образом Он производит новую тварь. Я не утверждаю, что имеет место физическое унич­тожение плоти: это невозможно. Уничтожается спо­собность плоти сопротивляться Божественной воле.

Итак, Бог в Своём величии истребляет всякую способность души, сделавшейся через смерть мяг­кой, как воск. Он растопляет и разрушает её, после чего наделяет Божественной способностью.

Чтобы лучше это понять, надо представить кусок камня или металла. Если его растопить до состоя­ния воска, он утратит твердость и станет мягким и податливым, способным принимать на себя любой отпечаток. Такое же действие производит смерть, в которой душа теряет способность сопротивляться.

Нужно знать, что собственность имеет несколько свойств, которые необходимо уничтожить. Прежде всего, это твердость и злоба. Последняя простирает­ся так далеко, что силой, посылаемой ей из бездны, она ополчается на Самого Бога, заставляя Его оста­вить душу. Это и есть смертный грех. Таково первое свойство сопротивления собственности. Оно разру­шается истинным обращением. Тогда душа уже не возмущается. Бог даёт таким душам некоторое про­свещение, чтобы приготовить и к жизни сей. Что ка­сается других душ, то Бог не довольствуется только просвещением оных и отправляет их в горнило, где они плавятся и теряют свои первоначальные свой­ства. Они становятся мягкими и гибкими, как воск и позволяют Богу делать из себя все, что угодно Ему. Блаженны сего достигшие! Все страдания, столь сильные и глубокие, служат только для того, чтобы привести душу в такое состояние. Тогда Бог творит в ней великие дела — возвышает её, уничижает, из­меняет, испытывает. Но она уже не сопротивляется и покорна Ему во всем. Она уже утратила сопротив­ление и приобрела мягкость и гибкость. Дай Бог, чтобы все души пришли в такое состояние! Н, увы! Не многие его достигают. Они долго находятся в ог­не, но не могут смягчиться и всегда чему-то сопро­тивляются. Поэтому они и страдают всю жизнь. Сам Бог приводит душу в состояние покорности, прово­дя её через огонь искушений и скорбей. В таком со­стоянии она не имеет уже никакой воли, что является результатом Божьего действия. Используя разные средства, — ангелов, демонов, людей, бед­ность, страдания, — Он лишает душу способности сопротивляться. Первые удары бывают весьма бо­лезненными, но по мере ослабления сопротивления ослабевают и они, постепенно сходя на нет. Душа почти их не чувствует, ибо Бог дает ей некоторое об­легчение, но потом Он вновь поражает её, чтобы окончательно смирить. И наконец, не находя в ней уже ни малейшего сопротивления ни в чем и никог­да, Он запечатлевается в этой душе, очищенной от собственности, возмущения и сопротивления, и входит в неё.

Что же творит Бог в Своем могуществе? Он рас­тапливает в одно мгновение сей мягкий воск, но не огнём, а Своим присутствием, и вливает его в Себя. Таким образом, воск теряет не только свою форму, но и свои качества. Вот действие могущества Божье­го. О, действие чудное! Здесь-то и совершается непо­стижимое божественное соединение Жениха и Невесты (Иоанн.17: 21-23; 1 Кор. 6: 17; Св. Макарий, беседы 10, 12, 18). Это соединение приводит их в первоначальное единство, и уже нет между ними различия. Здесь Невеста существует только в Жени­хе, наслаждаясь абсолютным блаженством. Душа со­единяется с Богом и уже не может с Ним разлучиться.

Эти два состояния удивительным образом рас­крыты в Апокалипсисе. Первое иллюстрируется картиной неба, сворачивающегося в свиток. Это об­раз души, теряющей свои качества и принимающей качества Бога. Второе состояние выражено словами: от лица Бога бежало неба и земля. Душа, соединив­шись с Богом, освободившись от всякой собствен­ности, испытывает блаженство. Но Бог, желая употребить её для блага других и для пользы Церкви, творит в ней новое небо и новую землю. Все её силы и способности возвращаются к ней с непостижи­мым преимуществом. Она сделалась новой тварью во Христе Иисусе. Отныне она — в Нем, а Он — в ней. Ничего не осталось от ветхой твари. Большин­ство душ почитают себя растворившимися в Боге; на самом же деле они углубляются в самих себя. Они имеют некоторое помазание благодати, но что каса­ется блаженства, то они еще очень далеки от него.

Что касается души, погрузившейся в недра Бо­жьи и слившейся с Ним, то Бог, разделяя с ней все Свои Божественные права, не довольствуется при­общением её к Своему единству и приобщает её ко многим Своим состояниям — ко всему великому, что Он творит. Но поскольку Отец творит всё через Слово Своё, то Он даёт это Слово и душе. Иисус Христос, пришедший на землю и сделавшийся че­ловеком, приходит в эту душу, чтобы вселить в неё, а через неё и в другие души, Свою природу. И это Его право.

Но для этого душа должна возвратиться в своё первозданное состояние. Без этого её действия не являются действиями Искупителя, то есть, хотя бла­годать Его и действует в душе, Он не есть её непо­средственный источник.

Итак, душе дается Слово как источник всех её действий. Она всегда находится в единстве с Богом, и Святая Троица не перестает усовершенствовать её. В этом состоит тайна сотворения и искупления че­ловека.

Для понимания сей истины скажем, что человеку при сотворении была дана способность возвращать­ся в своё первозданное состояние. Но, несмотря на это, его природа весьма отличается от природы бо­жественной, и потому, хотя он и погружается в Бога, она остается сотворенной и человеческой. Слово облеклось плотью для того, чтобы существо сотво­ренное, отличное от несотворенного, могло участ­вовать в блаженстве и соединиться с Богом. Но поскольку это возможно только Богочеловеку Ии­сусу Христу, то Он приходит и вселяется во всех лю­дей. Таким образом, когда душа возвращается в своё первозданное состояние, тогда Слово, обладая ею, становится единственным мотивом всех её дей­ствий. Все, что есть в этой душе от Адама, совершен­но разрушается Им, а все, что от Бога, остается и исправляется. Но у Адама есть грехи непослушание, то есть последствия греха. Все это уничтожается.

Вот что значит новое небо и новая земля, которые придут на смену старым. И моря уже не будет. Это значит, что не будет бурь и волнений.

Если в своем толковании я допустила хоть ма­лейшую неточность — то ли по неумению хорошо изъясняться, толи по недостаточному знанию пред­мета — то от всего сердца предаю сие на суд Церкви, за веру которой я отдала бы тысячу жизней.

Ст. 2. И я Иоанн увидел святый город Иеру­салим, новый, сходящий от Бога с неба, приго­товленный как невеста, украшенная для мужа своего.

В контексте вышесказанного данный стих не трудно понять, по крайней мере, в смысле мистиче­ском. Св. Иоанн весьма ясно говорит здесь об об­новлении Церкви. Дух Церкви, который есть Дух Слова, разольется по всей земле. Тогда-то Иеруса­лим сойдет с неба.

Для понимания этого нужно вспомнить о трех возрастах Церкви, соответствующих трём её состоя­ниям. Первое состояние — Церковь воинствующая, и сие название весьма точно определяет назначение её на земле. Второе — Церковь страждущая. Оно весьма свойственно душам, находящимся в чисти­лище. Третье — Церковь торжествующая. Сие отно­сится к святым на небесах. Но я повторяю, что эти

три состояния соответствуют трем возрастам зем­ной Церкви. Первый возраст был возрастом брани и мучений христиан, послуживший её утверждению. Второй возраст был возрастом борьбы с ересями, которые есть и ныне. Страдания, причиняемые ими, носят внутренний характер, и все исповедни­ки, страдая от них, освятились. Но настанет время торжества Церкви. Иерусалим, сходящий с небес, — это есть образ Церкви небесной. Она придет как не­веста, украшенная для своего мужа, ибо брак её со­вершен, и она будет на земле услаждением Мужа своего. Но это уже последний возраст Церкви, которому предшествовали брань и страдания.

В плане души это надо понимать так, что все её внутренние или внешние действия, направленные на благо Церкви и ближнего, сходят с небес. Это и есть состояние славы и торжества, позволяющее ей творить на земле то, что творится на небе. В ней уже нет ничего своего — всё Божье, и это дает ей силы для столь чудных деяний. Она приходит украшен­ной. Бог дает ей блистательность и красоту, достой­ные Его величия и благодати. Невеста просила, чтобы в ней не оказалось чего-либо недостойного. Душа может иметь много внешних слабостей, пре­пятствующих внутренней благодати.

Ст. 3. И услышал я громкий голос с неба, гово­рящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их...

Нет сомнения, что душа, достигшая столь совер­шенного преобразования через превратности и скорби, становится скинией Божьей, в которой Он пребывает с неизреченным блаженством. Он почи­вает в ней, как в Самом Себе, сделав её как бы ски­нией завета.

Сие также есть образ Церкви, обновленной и распространенной по всему миру. Тогда Бог с радо­стью будет пребывать среди людей. Он поистине бу­дет их Богом, а они — Его народом. Он и сегодня в святом таинстве жертвоприношения представляет Себя Тем, Кем Он был всегда. Но здесь Св. Иоанн имеет в виду Его пребывание в душах, которые Он соберет воедино и сделает Своей Невестой. Тогда, избавившиеся от собственности, они вольются в Бога и станут с Ним одним целым подобно тому, как реки, влившиеся в море, сами становятся морем.

Ст. 4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни бо­лезни уже не будет; ибо прежнее прошло.

Нет уже скорбей и болезней у души, сего достиг­шей. Нет печали, слез и огорчений, ибо нет уже смерти. Есть только мир, радость и блаженство. Ка­кое прекрасное состояние! Когда предшествующее ему состояние смерти проходит, тогда душа осво­бождается от всякой болезни, хотя Иисус Христос может страдать в ней, чтобы потом прославиться.

Это и есть третье состояние — состояние торжества и славы.

Что касается Церкви вообще, то в ней не будет болезней, ибо и греха уже не будет. Это время тор­жества и Церкви, и Иисуса Христа. Ранее стражду­щий Жених предстанет в ней во всей Своей славе.

Ст. 5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

О, Боже! Ты творишь все новое и в душах, и в Церкви — Невесте Своей! Как прекрасны это новое состояние, эта новая жизнь! Все увидят их в Церкви Божьей. Нет ни одной души, преданной Богу, кото­рая не испытала бы подобной новизны.

Ст. 6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Аль­фа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой...

Итак, душа уже достигла совершенства, так как Иисус Христос есть начало и конец. С Него начинают­ся и Им заканчиваются все состояния. Внимательный читатель не может этого не заметить. Всё начинает­ся с любви К нему. Кто Ему предается, того Он ведет Своим путем, доступным только Ему. Путь этот за­канчивается пустыней. В пути душа не замечает, что Иисус Христос ведет её. Он скрывается, чтобы ввес­ти её в единство с Собой. Но когда достигается это единство, тогда Он открывается ей как Истина Бо­жья. Тогда душа постигает величие Божье и ничто­жество творения, и все её прошлое кажется ей заблуждением и ложью, обманом и ослеплением.

Когда душа входит в абсолютное единство с Бо­гом, тогда Иисус Христос дается ей как Жизнь. Реа­лизовав в ней все Свои состояния и освятившись, Он прославляется в ней, вводит её в Свои славу и блаженство. В результате душа, распятая вместе с Ним, вместе с Ним и прославляется.

Иисус Христос сказал Апостолам Своим: Я в От­це, и Отец во Мне (Иоанн. 14: 10). Пребудьте во Мне, и Я в вас (Иоанн. 15: 4). В другой раз Он сказал: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. И все Мое твое, и Твое Мое (Иоанн. 17: 5, 10). Вот со­стояние Иисуса Христа, прославленного в душах. Но прежде им предстоит вступить в Истину. Нужно, чтобы Отец освятил их. Иисус Христос говорит: И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящена истиною (Иоанн. 17: 19). Он освятил Себя для них, чтобы быть их святостью.

Далее, говоря о единстве, Он продолжает: Да бу­дут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоанн. 17: 21). Вот нача­ло единства. Далее души входят в единство между собою и между собою и Богом. Что дальше говорит Иисус? И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как мы едино (Иоа. 17: 22). Итак, все души соединены в Боге Отце через Иисуса Христа. Читаем дальше: Я в них, и Ты во Мне; да будут со­вершены воедино. Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. Да видят сла­ву Мою, которую ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира (там же, ст. 23, 24).

Это есть возвращение души к своему началу. Бог всё сотворил через Иисуса Христа, в том числе и чело­века, а Иисус Христос, движимый Любовью, возвра­щает творение Творцу. Именно так надо понимать слова: Я есть Альфа и Омега, начало и конец. Он ут­верждает, что жаждущему даст пить от источника во­ды живой. Люди, которые думают, что за эту воду надо платить, ошибаются. Иисус Христос дает её да­ром. Нужно идти к Нему и горячо просить, и Он даст. Он Сам есть вода живая. Благость Божья непо­стижима. Бог, показав, что путь души в вечность на­чинается и заканчивается в Нем, что Он есть начало и конец всех состояний, показывает и преимущество этих состояний. Поскольку многие убеждены, что их достичь трудно, Иисус Христос предлагает воду жи­вую всем жаждущим. Стоит только прийти к Нему и попросить. Как Он Сам сказал: Кто жаждет, Иди ко Мне и пей (Иоанн. 7: 37). А чтобы люди не думали, что для получения этой воды живой нужна особая заслуга, Он дает её даром.

Итак, не будем ли мы достойны крайнего осуж­дения, если не пойдем к Нему за этой водой? Боже мой! Как велико ослепление людей! Они умирают от жажды, находясь рядом с Источником! Они думают, что не получат воду сию, в то время как Хозяин при­глашает и призывает их, предлагает даром её! Но они не идут, изнывая и умирая от жажды. О, челове­ческие глупость и безумие!

Ст. 7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном...

Победу, о которой здесь идет речь, мы не можем одержать самостоятельно по причине своей слабости.

Хотя наш Господь и употребляет часто слово победи­тели, мы не видим, чтобы люди, так названные, где-нибудь сражались. Бог Слово Сам сражается за них и одерживает победы. Что же является залогом этих по­бед? То, что они позволили Ему победить в них ужас­ных чудовищ — собственность, своекорыстие и т.п. — и разрушить Вавилон. Те, в ком Он одержал эти побе­ды, поистине чада Его. Они, по словам Св. Павла, — свободные и усыновленные чада Божьи. Он — их Бог, ибо они полностью принадлежат Ему.

Ст. 8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая.

Иисус Христос приравнивает боязливых и невер­ных к величайшим преступникам, которые, пока находятся в преступлениях, лишены благодати. Да­же самый великий грешник может обратиться и стать величайшим святым. Но души, предавшиеся перечисленным порокам, если не оставят оные, ни­когда не войдут в Царство Божье. Господь ставит в один ряд с грешниками и боязливых, но не потому, что робость есть грех, а потому, что такие люди ни­когда ничего не делают из-за чувства страха. Они не предаются Богу и никогда ничего не делают для Не­го. Грешник же, в отличие от них, может в любой момент свою готовность ко греху обернуть готовно­стью к добродетелям и к исполнению воли Божьей. Неверные также ничего не сделают для Бога, по­скольку, чтобы веровать без видимой причины и на­деяться без всякой надежды, нужна твердость.

Ст. 9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью по­следними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

Ст. 10. И вознес меня в духе на великую и вы­сокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога...

Невеста Агнца есть Церковь прославленная. Она нисходит с неба от Бога, ибо когда Агнец хочет совер­шить брак с душою, то Он приходит сначала оживить её и дать ей Свою жизнь. Сия душа уже избавилась от собственности, сделалась новой тварью во Христе Иисусе, способной к духовному супружеству. Хотя Церковь была Невестой Иисуса Христа с самого своего рождения, брак еще не был совершен. Он не совершится до тех пор, пока Церковь не придет в со­стояние торжества. Тогда сия Невеста сойдет с неба, то есть, земная Церковь унаследует преимущества Церкви небесной.

Единая и неделимая Церковь, которую не одоле­ют врата ада, испытает обновление Духа, и, следова­тельно, сравнение её с небесным Иерусалимом вполне оправдано. Она всегда была святой, но Бог не был бы Богом, если бы Он не мог обновить и ум­ножить её благодать. Он это сделает в момент брач­ного лобзания. Она станет столь плодовитою, что на земле не останется ни одного человека, который бы не принадлежал к Его чадам и не получил бы Духа Божьего.

Божественная Мария всегда была пречиста и непорочна, исполнена благодати и соединена с Бо­гом теснейшим образом. Но в момент воплощения всё это в ней обновилось, гак что брак Её со Свя­тым Духом совершился блистательным образом.

Ни одна тварь никогда не будет иметь подобной благодати. Так и Церковь всегда была чиста и не­порочна, но когда Иисус Христос придет второй раз как Царь, Он совершит брак с Церковью Сво­ей, обновит её и обильно исполнит благодатью. Он пошлет ей пастырей, соответствующих достоин­ству благодатных даров.

Ст. II. Он имеет славу Божию; светило Его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

Это сияние означает обновление духа. Хотя Церковь и до сего времени стояла твердо в своих истинах, но они были окружены мраком. Тут уже истины сии явятся в таком свете, что все люди без исключения познают их. Все сокрытое откроется. Истина придет на землю во всем своем свете. Сия Истина и есть но­вый Иерусалим, Невеста, сходящая с неба. Она уже никогда не будет объята тьмой. Она еще запечатлена многими печатями, но настанет момент, когда по­следняя печать снимется. Истина сия кристалло­видная, то есть безупречной чистоты и красоты. Она сияет, как драгоценнейший камень, который есть чистая любовь. Она подобна утренней звезде, разго­няющей мрак и дающей способность различать предметы, которые ночь скрывала от взора.

Ст. 12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен Израилевых:

Ст. 13. С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот;

Ст. 14. Стена города имеет двенадцать ос­новании, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Было бы неправильно думать, что народ Иудей­ский, настолько любимый Богом, видевший столько чудес, из которого вышло столько Патриархов и Про­роков, в том числе и Сам Иисус Христос, отринут Бо­гом навсегда. Бог явил на сем народе Свою страшную правду. Но скоро Он проявит к нему милосердие, и иудеи опять станут святыми Божьими. Божий план удивителен! Его постигнуть трудно, ибо он не укла­дывается в рамки человеческих представлений.

Бог часто производит суд над душами, которые, подобно народу иудейскому, похоже, избраны от колыбели, которым Он, похоже, даровал благодать древних Патриархов. Но они отвергнуты, и за что? За то, что возгордились и стали приписывать себе то, что принадлежит Богу. Бог по Своей правде от­вергает такие души, а приемлет души грешные, рож­денные в грехе. И сих-то заблудших Он часто избирает и делает из них престолы Своего милосер­дия. Однако благость Божья столь велика, что хотя Он и допускает их падения и заблуждения, но не да­ет им совсем погибнуть. Впрочем, были и такие, ко­торые погибли по непостижимому действию правды Божественной.

Сей чудный город есть Церковь, которая после своего обновления будет иметь врата для принятия двенадцати колен Израилевых, а также всех наро­дов земли. О, Церковь святая! Не удивляйся моим словам об обновлении! Оно вовсе не осуждает прежнего твоего состояния. Ты всегда свята и непо­рочна, как и Мария, и было бы клеветою обвинить тебя в потере святости. Я отдала бы тысячу жизней в твою пользу и готова оспаривать у всех твоих чад ревность и желание защищать тебя, даже если бы это стоило мне потери всего. Но я говорю о другом, ибо не вижу в Церкви никакого падения, хотя страшное расслабление её членов очевидно. Я гово­рю об обновлении, об умножении и распростране­нии благодати. Бог соблаговолит посетить вновь виноградник Свой и даст ему произрастить плод, какого еще никогда не было. О, Церковь пресвятая! Ты достигнешь еще большей святости. Ты будешь великой, как земля, и любая птица сможет укрыть­ся под ветвями твоими.

Но вернемся к предмету нашего разговора. Цер­ковь имеет большую и высокую стену. Это Сам Ии­сус Христос. Он ограждает и охраняет Церковь. Размеры этой стены огромны. Двенадцать ворот сим­волизируют возможность войти в Церковь. Все они отворены. Это значит, что нет ни одной страны, ни одного народа, который бы не мог войти в неё. Осо­бенно это касается иудеев, рассеянных по всему ми­ру. Они соберутся и чудным образом присоединятся к Церкви.

Ворота охраняют двенадцать Ангелов. Это гово­рит о том, что Бог постоянно печется о Своей Церк­ви и ограждает её от нападений. Ангелы сии суть пастыри, находящие овец, отбившихся от стада и долгое время блуждавших по пустыне. Эти овцы — заблудшие иудеи. Они узнают своего настоящего Пастыря и доверятся Ему. Обращение их будет столь же быстрым, сколь продолжительным было скитание.

Стена эта, хотя и состоит из множества камней, представляет собой монолит. Выражение Апостола Петра: живые камни (1 Пет. 2: 5) указывает не столько на единение физическое, то есть на исполнение обря­дов, сколько на единение духовное, которого требует Бог. Христиане соединены верой, но имеют разные чувствования и привязанности. Кроме того, среди них много номинальных христиан, не исполненных истинного духа — духа поклонения и жертвенности. Поэтому они не имеют полного единодушия. Что же сотворит Иисус Христос при обновлении Церкви? Он соединит внутреннее с внешним и приведет дух и сердце в удивительное согласие. И тогда тело Церкви придет в удивительное единство духа. О, Церковь! Когда твои чада сообразуются с тобой как по внеш­ним, так и по внутренним признакам? О, как много великого заключает в себе христианская вера! Но это великое остается неведомым. Христианская вера призывает христиан к единству сердец и духа. А это возможно только в Иисусе Христе. Достижение это­го единства ознаменуется браком Агнца, который со­стоится во второе пришествие Иисуса Христа и будет продолжаться вечно.

Имена Апостолов написаны на двенадцати осно­ваниях этой стены. Сие сооружение — духовное. Оно имеет двенадцать плодов Святого Духа. Дух Апостолов — дух мира и единстеа — Иисус Христос хочет во всей полноте сообщить Церкви.

Душа, став невестою Агнца, делается как бы крепкой стеной. Это значит, что в ней уже нет раз­деления. Она имеет двенадцать ворот, символизи­рующих свободу, равную угнетению, которое она претерпела ранее. До этого времени красота сей ду­ши, по-видимому, состояла в её замкнутости, но те­перь Бог использует её врата для общения с другими душами. Он хочет, чтобы она служила им в их нуждах и состояниях. Есть четыре состояния души. Первое — очищение, включающее в себя начало, продолжение и завершение. Это трое ворот с востока. Потом душа вступает в состояние просвещения и любви. Это трое ворот с севера. Состояние веры имеет свои врата — трое ворот с юга. Трое ворот с запада символизируют совершение души в Боге. Это состояние также имеет своё начало, развитие и конец. Достигнув его, душа делается способной принять Жениха. Основания сей стены есть двенадцать плодов Святого Духа, которы­ми исполнена душа. Любовь имеет двенадцать опор, которые и есть плоды Духа.

Ст. 15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

Ст. 16. Город расположен четвероугольни­ком, и длина его такая же, как и широта. И из­мерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

Город символизирует внутреннюю жизнь души, а стены — внешнюю. Четвероугольник означает их уравновешенность, а также то, что душа, соеди­нившись со своим Богом, становится причастной к Его длине, широте и высоте. Длина каждой его стороны — двенадцать тысяч стадий, что означает безграничность пространства, в которое попадает душа. Но при этом она сохраняет качества ограни­ченного творения. Капля дождя, попадая в океан, сливается с огромной массой, но в отдельном со­стоянии она — всего лишь маленькая частица во­ды. Боже мой! Какое великое таинство! Через него Ты показываешь Свою власть над творением.

Сей четвероугольник означает также уравнове­шенность Церкви в самой себе, её постоянство. О, храм! О, Церковь, чудная, но крайне униженная развращением чад своих! Пастыри твои, хотя и не отпали от веры, однако утратили должные чистоту и святость. Придет время, когда священники твои до­стигнут такой святости, но теперь, о, Боже, как они развращены! Своекорыстие, самолюбие, суетность, собственная воля — вот их черты. Но Агнец сотво­рит Себе Священников и Пастырей. Он соделает Себе Святых.

Ст. 17. И стену его измерил во сто сорок че­тыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

Стена, таким образом измеренная, означает все­ленский характер Церкви. Сообщая всем народам и племенам дух отчуждения собственности и желание повиноваться Святому Духу, она сообщит им и свою веру. В плане души эти слова означают её широту, свободу и величие.

Ст. 18. Стена его построена из ясписа, а го­род был чистое золото, подобен чистому стеклу.

Этот стих раскрывает внешнюю и внутреннюю жизнь Церкви. Её обряды и традиции, то есть внеш­няя сторона, прекрасны, тверды, постоянны и чис­ты, как стена из ясписа. Но все это ничто по сравнению с добротой, чистотой, твердостью и про­стотой её духа. Св. Писание удивительным образом раскрывает все её качества. Дух Церкви чист и све­тел. Это и есть Дух Святой. Он наполняет Церковь, а она с готовностью предается Его водительству. Но, о, Церковь! Почему же чада твои противятся Ему? Однако придет обновление, и дух матери-Церкви наполнит всех её чад. Сей град из чистого золота зна­менует высочайшую любовь Церкви и чистоту её.

Душа, достигшая такого состояния, прекрасна и постоянна, ибо Бог утверждает её и украшает всеми добродетелями и крепостью, которой она, по-види­мому, была лишена. После перенесенных скорбей, Он дает ей удивительное постоянство. Но её внеш­ние качества ничто по сравнению с внутренней кра­сотой. Её чистую любовь можно сравнить с чистым золотом, ибо она лишена всякой собственной коры­сти. Она подобна стеклу, отражающему Божествен­ный свет.

Ст. 19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание пер­вое — яспис, второе — сапфир, третьехалкидон, четвертое — смарагд,

Ст. 20. Пятое — сардоникс, шестое — сардо­лик, седьмое — хризолиф, восьмое — вирилл, девя­тоетопаз, десятое — хрисопрас, одиннадцатоегиацинт, двенадцатоеаметист.

Ст. 21. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жем­чужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

Двенадцать ворот — главнейшие заповеди веры, определяющие образ жизни души, равно как и Цер­кви. Драгоценные камни — упражнения во внешних добродетелях, подкрепляемые плодами Святого Ду­ха. Это доказывает, что внешние добродетели ис­ходят от духа человека. Добродетели, которые подразумеваются здесь, — это добродетели обще­ственные, направленные на пользу ближнему. Это кротость, простота, смирение, терпение, любовь, снисходительность. Это дар поучения, наставле­ния, исправления, укрепления, помощи и привле­чения к Богу.

Сей прекрасный город есть Истина. О, Истина, сходящая с небес! Твои печати вскрыты Агнцем, чтобы люди могли познать тебя. Двенадцать Анге­лов не позволяют духу лжи приблизиться к тебе. Ты откроешься всем народам земли — двенадцати ко­ленам, и они поклонятся Богу и прославят Его. Сей город четырехуголен. С какой стороны на него ни посмотришь, он всегда имеет правильную форму. Внешне Истина крепка и непоколебима. Она чиста, ясна и пряма. Её дух, то есть внутреннее содержа­ние, сравнивается с золотом, так как она неразрыв­но соединена с чистой любовью. Она прозрачна, как стекло, что указывает на её свет и простоту. Она есть чистой и ясный свет.

Как прекрасна Истина! Она подкрепляется все­возможными добродетелями, служащими ей основа­нием. Все они вытекают из неё. Быть смиренным и уничиженным — значит быть в Истине. Душа не об­ретет добродетелей, пока не достигнет Её. О, великая Истина! Ты изгнана ныне почти со всей земли, но скоро тебя познают и возлюбят все народы. Бог застав­ляет души претерпевать многие скорби, чтобы ввести их в Истину.

Ст. 22. Храма же я не видел в нем; ибо Гос­подь Бог Вседержительхрам Его, и Агнец.

Есть храмы, в которых Агнец почиет, однако, можно сказать, что Он Сам — и храм, и жертвенник, и жертва. Что касается отдельной души, то, о, Боже, сколь истинны эти слова! Душа, достигшая такого состояния, прежде имела храм в себе, где она уеди­нялась, молилась, поклонялась Богу. Он служил ей убежищем, где она скрывалась от врагов своих. Но, соединившись с Богом, она уже не имеет его, что её весьма удивляет. Её начинают преследовать враги, и она не знает, куда ей идти и что делать. Она уже не находит места, где можно укрыться и помолиться. И это продолжается до тех пор, пока ей не открывает­ся тайна, что её храм — Господь Бог Вседержитель. В Нем она находит прибежище. Её молитва, её же­лание, её жертва — все чудным образом заключено в Боге. Иисус Христос есть Архиерей и Верховный Жрец. Храм её — Сам Бог, и сие лучше испытать, нежели описать.

Ст. 23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

Церковь не имеет нужды ни в каком искусствен­ном свете. Свет её — Бог, а Иисус Христос — её све­тильник. Душа в таком состоянии не имеет уже иных источников света, ибо считает их бесполезны­ми. Бог — её солнце, благодать — её светильник. При таком свете она различает все, что угодно Богу. Впрочем, это требует пояснения. Любое просвеще­ние, которое имеет душа, находясь в самой себе, можно назвать светом различительным, позволяю­щим не только различать предметы, но и определять источник освещения. Например, лампада освежает не только предметы, но и саму себя. И как среди звезд есть более яркие, так и искусственные источни­ки отличаются друг от друга по силе освещения. Ис­кусственными источниками я называю любое просвещение, посылаемое Богом душе, прежде чем она соединится с Ним. Но, соединившись, она видит только Божественный свет.

Ст. 24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

Ст. 25. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет.

Ст. 26. И принесут в него славу и честь на­родов;

Ст. 27. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Народы будут ходить во свете Истины. Посколь­ку человеческие воля и дух будут соединены с волей и Духом Бога, то всякий ложный свет, уводящий ду­ши с пути истинного, погаснет. Свет Божественный будет просвещать их. Души, введенные в Божест­венный свет, могут помогать другим. Все цари земные предпочтут славу Божью соб­ственной славе и чести. Ворота Истины уже не будут запираться. Заблуждения и ложь закрывали для хри­стиан двери Церкви, но теперь они войдут в неё, принеся с собой славу и честь народов.

В Церковь сию святую не войдет ничто нечистое.

В неё войдут только те, которые написаны в книге жизни. Для сего-то Бог и истребит всех врагов Сво­их. Он исторгнет всякое злое семя, посеянное вра­гом. Душа, соединенная с Богом, абсолютно чиста, ибо ничто нечистое не войдет в Него. Здесь упоминается о двух категориях нечистоты.

Одну Бог называет мерзостью, а другую — ложью.

Эти два порока более всего противны Богу, ибо Он абсолютно свят и праведен.

Глава 22

Ст. 1. И показал мне чистую реку воды жиз­ни, светлую, как кристалл, исходящую от пре­стола Бога и Агнца.

Река сия есть благодать Божья, которую Он по­стоянно изливает в душу. Она кристально чиста в своем источнике и не может быть загрязнена иначе, как грехом. Сия река есть бездна, в которую погру­жаются души. Благодать сия чиста и светла. Она ис­ходит от престола Бога и Агнца, ибо даруется Самим Богом, а заслуживается Иисусом Христом.

Ст. 2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз при­носящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья деревадля исцеления народов.

Дерево жизни — это чистая и совершенная лю­бовь к ближнему. Она обитает в Церкви и в душе, достигшей такого состояния. Она всегда чиста и пламенна. Дерево сие двенадцать раз приносит плоды, которые есть плоды Духа Святого. А листья его — средства, через которые эти плоды сообща­ются душам, дары благодати, исцеляющие народы от зла, то есть, от грехов и немощей.

О, Церковь! Это дерево дано тебе, но народы не хотят вкушать от него, а потому и не исцеляются.

Но, придя к тебе, они насытятся и исцелятся.

Сии плоды имеет душа, освободившаяся от соб­ственности, в которой обитает совершенная лю­бовь. Этим душам Бог дает некоторый дар и помазание врачевать грешников и сообщать им бла­годать духовной жизни.

Ст. 3. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его бу­дут служить Ему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.