Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ст. 11. И купцы земные восплачут и возрыда­ют о ней, потому что товаров их никто уже не покупает.






Ст. 12. Товаров золотых и серебряных, и кам­ней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного де­рева, и всяких изделий из слоновой кости, и вся­ких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,

Ст. 13. Корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.

Купцы земные — это внутренние чувства и внеш­ние эмоции. Они крайне скорбят, ибо все их связи прерваны, и они уже не получают удовольствия.

Они уже не имеют связи с духом, ибо сия связь под­держивалась только самолюбием и своеволием. Ко­гда последние разрушаются и уничтожаются, тогда чувства и эмоции лишаются удовольствий. И это весьма справедливо. Они не будут уже иметь удо­вольствий, которые доставляли им самолюбие и своеволие, но зато они ощутят нежный и тонкий вкус благ духовных, очищенных от всякой скверны.

Ст. 14. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное уда­лилось от тебя,ты уже не найдешь его.

Ст. 15. Торговавшие всем сим, обогатившие­ся от неё, станут вдали, от страха мучений её, плача и рыдая...

Для понимания данного отрывка необходимо вспомнить, что собственная воля, изгнанная из ос­нования души, располагается в её низшей части, на которую и нападает, подогреваемая сожалением о происшедшем. Однако, поскольку она питает чув­ства некоторыми удовольствиями, то они и прини­мают её сначала как гостью и ведут с ней торговлю.

Когда же придут на неё мучения, сии купцы, наблю­дая за этими мучениями и претерпевая от этого вели­кий убыток, оставляют её. Тогда собственная воля истребляется, а душа навсегда освобождается от злобы её. Купцы сии, обогатившиеся удовольствия­ми, изобилием, наслаждениями, которые она им до­ставляла, видя несчастия и наказания собственной воли, становятся вдали от неё и предпочитают на­всегда лишиться этих удовольствий, нежели терпеть столь ужасные мучения. Итак, сия несчастная, ос­тавшись одна, сгорает в огне гнева Божьего, и чув­ства освобождаются из её плена. Но, не решаясь еще на потерю своих товаров, они испытывают неверо­ятные страдания. Они предпринимают всевозмож­ные усилия, чтобы их сохранить, ибо думают, что эти товары и есть блага, сокровища и богатства. Они вы­дают собственную волю за волю Божью, а чувствен­ные наслаждения, которые она им сообщила, — за блага духовные. Но, став свидетелями её наказания, они, наконец, признают обман и удаляются от неё навсегда. Таким образом, собственная воля лишает­ся всякого рода благ. Однако сия потеря не была бы для неё ощутима, если бы она не сопровождалась другими бедствиями.

Ст. 16....И говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом!

Ст. 17. Ибо в один час погибло такое богат­ство. И все кормчие и все плывущие на кораблях, все корабельщики и все торгующие на море стали вдали...

Боже мой! Какой удивительный контраст! Мы видим собственную волю в состоянии торжества и в состоянии уничтожения. Нет ничего величествен­нее воли человеческой.

Все преклоняются пред нею, и все ей повинуют­ся. Виссон, порфира и багряница — главные её ук­рашения. Но сия воля, присвоившая себе эти блага, возгордилась, а потом возмутилась. Все эти богат­ства она употребляет себе во зло и так сильно увле­кает за собой свободу человека, что принуждает её оскверниться с нею. Она хочет похитить у Бога Его славу и вместо соединения с человеколюбием, с ко­торым она была прежде связана, она соединяется с самолюбием. Таким образом, сия несчастная воля, прежде соединенная с Богом, употребляет Его блага и богатства на то, чтобы изменять Ему и любодей­ствовать с дьяволом, с самолюбием и со своекорыс­тием. Бог проявляет по отношению к ней великое долготерпение, но, в конце концов, Его гнев возгора­ется, и её достоинство в один миг оборачивается бесчестием. Все свойства и чувства души удивляют­ся сему и удаляются от сей несчастной.

Если бы Бог не поступал таким образом, то Его щедроты и дары не только не заставили бы душу умереть для себя, или, лучше сказать, не только не умертвили бы сей злобной воли, но умножили бы её, ибо она благодеяния Божьи употребляет на усиле­ние своей злобы, хотя и скрывает её. Но нужно знать, что чем больше воля скрыта, тем она сильней.

Она есть дикий зверь, который усмиряется и укро­щается только смертью.

Ст. 18....И, видя дым от пожара её, возопи­ли, говоря: какой город подобен городу великому!

Ст. 19. И посыпали пеплом головы свои и во­пили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город вели­кий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море! ибо опустел в один час.

Собственная воля подобна великому городу. Она заключает в себе все свойства души, хотя многие из них кажутся от неё независимыми. Мы видели, что все страсти, как и чувства, берут начало в ней. Итак, она есть город, в котором все купцы обогащаются, ибо плоть, демоны, самолюбие, своекорыстие, пла­вающие в душе, как в море, не могут обогатиться иначе, как посредством собственной воли. Но она настолько злобна и враждебна по отношению к ду­ше, что обогащает всех купцов за её счет.

Однако сей великий город опустел в один час, назначенный Богом для его падения. Ужасна злоба собственной воли! Душа, в которой она находится, почитает её доброй и полезной и познает вред, ею причиняемый, только тогда, когда она оказывается пораженной. Будучи сильной и имеющей власть, она столь коварна, что свои разрушения выдает за созидания, а вред — за пользу. В качестве иллюстра­ции можно привести историю царя Давида. Он ра­зорял царство Анхуса (1 Цар. 27), однако Анхус считал, что Давид делал много добра и называл его Ангелом Божьим. То же делает и собственная воля. Она причиняет душе вред, который ей представля­ется добром. Она выглядит полезной и необходи­мой, а на самом деле весьма опасна.

Дым от сожжения её поднимается высоко. Труд­но понять, как могут уживаться столь противные друг другу состояния. И как можно после столь вели­ких и прекрасных даров испытывать столько зол и бедствий? Однако мера зла соответствует мере блага.

Ст. 20. Веселись о сем, небо и святые Апосто­лы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним.

Нет слов, более прекрасных и выразительных. Веселись, небо! Веселись, Церковь, ибо все развра­щения чад твоих, о которых ты воздыхаешь, скоро буду изгнаны из недр твоих, ибо источник их разру­шен. Веселись, небо, то есть высшая часть души, ибо ничто уже не будет омрачать твоего счастья — собственная воля разрушена.

И вы, святые Апостолы и пророки, веселитесь! Плоды вашего апостольства скоро созреют. Проро­чества ваши исполняются — сия несчастная воля разрушается. Бог совершил суд над ней; осуждение, изреченное вами, совершилось. Бог явил истину, вами возвещенную! И ты, благородная сила души, веселись, ибо в разрушении сей несчастной соб­ственности есть и твоя заслуга. Нет более для тебя страха и печали. Все твои мучения закончились с её гибелью. Теперь ты в безопасности. Из-за неё все твои наилучшие дела казались делами собственности. Без неё же дела, кажущиеся маловажными, делаются благими.

Собственная воля претерпевает то, что все вы претерпевали через неё. Но сейчас душа уже может беспрепятственно наслаждаться Богом. О, души! Веселитесь, ибо настал час осуждения злой воли.

Если же она не будет осуждена и разрушена в вас, то вы сами будете осуждены на мучение в этой или в той жизни. Но если она будет осуждена и разруше­на, вы обретете спасение, радость и мир.

Ст. 21. И один сильный Ангел взял камень, по­добный большому жернову, и поверг в море, гово­ря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его...

Этот сильный Ангел есть воля Божья, осудившая волю собственную как своего главного врага. Осу­див, она повергает её в море, и та, как камень, быст­ро погружается на дно. Осудивший собственную волю на сожжение, отделяет в ней собственное от Божьего, и тогда она разрушается. В результате во­ля, освобожденная от всего собственного, делается чистой. Далее, после того как собственная воля ввергается в бездну, добрая воля погружается в Бога.

Ад есть пропасть, из которой собственность уже не может выбраться, а недра Божьи есть чудная бездна, в которую погружается добрая воля, чтобы слиться с волей Божьей. О, непостижимое блаженство души, достигшей этого слияния!

Ст. 22....И голоса играющих на гуслях и по­ющих, и играющих на свирелях и трубящих труба­ми в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;

Ст. 23. И свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земные, и волшебством твоим введены в заблуж­дение все народы.

О, собственная воля! О, злобная собственность! Ты присвоила себе все доброе и полезное как в ду­ховном плане, так и в плане земном. Ты, как гнус­ный паук, превращала все это в яд. Теперь, когда ты отвержена и уничтожена, уже не будут приписы­ваться тебе ни духовные, ни физические подвиги. Здесь упоминается о том, чем собственная воля пи­талась. Во-первых, это чувственные наслаждения духа, символом которых являются голоса играющих на гуслях и поющих. Во-вторых, это физические подвиги, также умножающие её гордость и дающие наслаждение духу, что весьма хорошо иллюстриру­ется искусством художника и шумом жерновов. Ра­бота художника прекрасно демонстрирует дела собственности, с удовольствием взирающей на свои подвиги.

Свет светильника означает некоторое просвеще­ние дьявола, — защитника собственной воли и са­молюбия, — которое он посылает, чтобы придать больше важности сей несчастной. Между демоном, поврежденной природой, своеволием и своекорыс­тием имеется тесная связь, и все они действуют со­гласованно и дружно. Но поскольку собственная воля, после того как самолюбие унаследовало власть змия, обретает великую силу, то демон в действиях собственной воли для придания ей важности преоб­разуется в Ангела света и посылает ей просвещение, выдаваемое за великий благодатный дар. Тем самым он заставляет душу повиноваться сей злобной воле. Он прибегает и к другому коварству: имитирует бесе­ду Жениха и Невесты, ибо часто Бог, дабы отвлечь душу от опаснейших действий злой воли и греха, ла­скает её и дает её услышать Свой сладостный голос — голос Жениха, обращенный к Невесте. Но так как злая воля повреждает душу, Бог отнимает у неё Свои дары и милость. Тогда-то демон и начинает подра­жать голосу Божьему и свету светильника Его. Он усиливает чувствительность души, дабы подогре­вать её чувство собственности. Но сия собствен­ность, однажды отвергнутая, навсегда лишается всех благ, ибо, когда собственная воля отделяется от воли Божьей, все встает на свои места: Божье возвра­щается в Бога, а дьявольское навсегда низвергается в бездну. Чем больше удовольствий собственность вкушала на земле и чем больше производила зла, тем мучительнее будут её страдания.

То же самое произойдет в Церкви и вообще в ми­ре. Бог отделит зло от добра, зло пошлет в бездну, а добро, Ему принадлежащее, примет в недра Свои.

Тогда все люди достигнут святости, так как все они будут водимы Богом, и сие продолжится до тех пор, пока презренная собственность будет оставаться связанной в бездне. Но, о, Боже, как только узы её развяжутся, и ей вновь будет дана власть вредить людям, она тут же начнет мстить за свое заключение, и мстить весьма свирепо!

Собственная воля совершает самые благородные действия для своего обогащения. Вельможи земли — это её возвышенные чувства. Она делает из них себе купцов и ведет торговлю. Свобода, властвующая над душой, также подчиняется собственной воле. Человек, по своему благородству и достоинству призванный быть владыкой земли, участвует в этой торговле. Он помогает собственной воле продавать принадлежащее Богу, предварительно похитив у Него Его собственность. Нет ни одного, кого бы она ни обольстила и ни очаровала. Но Бог заставит её дать отчет в свой злобе и повергнет её в бездну.

Ст. 24. И в нем найдена кровь пророков и свя­тых и всех убитых на земле.

Как это понимать? Пока сия несчастная собствен­ность находится в душе, вред, ею произведенный, не­известен. Напротив, складывается впечатление, что все беды и печали происходят от недоверии к ней. Однако, чем больше человек стремится быть ей вер­ным, тем свирепее она становится. Но, будучи вол­шебницей, она ослепляет умы и побуждает людей служить ей с большей верностью, обещая им облег­чение в бедствиях. Но когда она будет осуждена и разрушена, все увидят на ней кровь пророков и свя­тых. Тогда обнаружится, что именно она была при­чиной всех физических и духовных страданий, врагом просвещения и святости. Тогда откроется её хитрость, так умело скрывавшая все это, представ­лявшая её источником всех благ. На самом же деле она — причина всех зол, приходящих не только на душу, но и на всю землю.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.