Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кардиограмма ритма






В одной из песен Бориса Гребенщикова есть такая фраза: " Я устал быть послом рок-н-рола в неритмичной стране". Можно, конечно, рассматри­вать эту метафору как политический мотив. Но в контексте нашей темы нас больше интересует художественный аспект.

Итак, монтаж есть принцип и способ создания художественной формы, образа. Но при их возникновении не обойтись без почти что магического явления, которое именуется ритмом.

Явление это пронизывает весь окружающий нас мир. Оно лежит в основах движения космических тел и анатомическом функционировании человеческого организма. Феномен цикличности жизни был замечен еще в древности и нашел отражение в календарях. Аналогичные " волны" обнаруживаются в различных по годно-климатических явлениях, текто­нических процессах. Русский ученый А.Чижевский в начале XX века от­крыл периодические 12-летние циклы солнечной активности, рифмующи­еся с биологической и социальной активностью.

В 1899 году в Германии вышла книга Карла Бюхера " Работа и ритм". Это классическое исследование, посвященное природе ритма.

С ритмом и работой связано возникновение джаза. Начиналось это в эпоху работорговли. Негры обладают природной склонностью к музыкаль­ному ритму. Именно ему они и посвящали редкие часы отдыха, а потом научились использовать это в работе, создавая иллюзию физической и мо­ральной свободы. Сначала это были отголоски африканского там-тама, поз­же, обращаясь в христианство, они таким образом обучались религиозным гимнам. Фактически это бьши спиричуэл, негритянские религиозные пес­ни. Позже появились блюзы - народные песни американских негров.

В джазовом оркестре темп задается группой ударных инструментов. Ударник выполняет основную ритмическую функцию, несущую энергию всему музыкальному организму. Наряду с ритмической функцией, ударные создают гармонический фундамент для импровизаций солистов.

В этой же сфере лежит одна из тайн успеха-неуспеха ди-джеев. Его мож­но назвать микросш^копированием. Синкопа - это ударная акцентированная нота, чаще образуемая в результате паузы. Эти же законы применимы и к театру. Недаром выдающийся актер С.Юрский назвал свою первую книгу " Кто держит паузу".

С известной долей условности можно утверждать, что в основе успешного чтения стихов - паузы. Тишина бывает важнее слов, образуя сложные художе­ственные рисунки ритмических стыков. Примером использования ритма в работе, может служить фрагмент из романа К.Федина " Первые радости". " Артель должна была погрузить па пароход стопудовый якорь.

- Берись, - сказал Парабукин. Они подняли канат.

- А вот нейдет, а вот нейдет. - запел Парабукин осипшим своим голо­сом, и низкие голоса повторили за ним те же слова ленивым, непевучим говорком, как будто обращаясь к якорю, который мертво лежал, вдавив­шись в землю. Тотчас низким голосам ответили высокие, звук их объеди­нила артель, она дружно наклонилась, натянув канат и найдя дюжий упор одинаково обутым в лапти ногам.

: - А вот пойдет, а вот пойдет, — пропели высокие голоса. }, < и —А вот нейдет, а вот нейдет!возразили низкие.

-А вот пошла, пошла, пошла, - вдруг запели высокие, и якорь тяжело сдвинулся с места ".

Ученые-этологи давно изучают так называемые " групповые пошу-мелки". Речь идет о демонстративном шуме, который создают группы раз­ных животных. Цель этого демонстративного поведения - показать мощь и единство своей группы. Главное в массовой пошумелке - ритм. Отсюда тя­нется ниточка к социально-психологическому исследованию многих явле­ний окружающей жизни.

Абраам Моль писал, что " понятие ритма связано с понятием ожида­ния: после такого-то события ожидают следующего, и это явление упорядо­ченного расчленения имеет два качественно разных вида - метрическое и ритмическое ".

Метрический ряд можно графически представить в череде одинаковых по толщине линий с равными промежутками. Метрический экранный мон­таж - это сочетание кусков между собой согласно их длинам, по четкой схеме или формуле.

Метрический монтаж реализуется в повторении этих схем, формул. Характеризуется грубой моторикой воздействия. Механическое ускорение путем кратных сокращений, с условием сохранения формулы соотнесения этих длин. Способен передавать зрителям метрическое эхо.

На этом принципе построена значительная часть приемов современно­го шоу-бизнеса. В их основе врожденная человеческая потребность в груп­повых пошумелках. В ритмичном грохоте, выкриках, хоровом скандирова­нии, через бессознательное приходит ощущение свободы и единства.

Ритмичность - это иная характеристика. Она обусловливается более сложным чередованием однородных элементов. По выражению А. Белого, это " некоторое сложное единообразие отступлений " (Ритм как диалекти­ка и " Медный всадник". М., 1929).

Здесь нет кратности простого модуля, а имеет место более сложный механизм " ритмического барабана". Механизм этот известен в действи­ях шамана. Хороший шаман попадает в такт с биоритмами мозга, плохой " мажет". Хороший " подсекает" слушателя на резонансный крючок и ведет в нужном ему направлении, а плохой пытается подавить и подчи­нить волю напористым шумом. Здесь кроются и многие тайны успеха со­временной эстрады, дискотек, политических предвыборных шоу-пред­ставлений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.