Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы монтажа






А существуют ли какие-либо правила монтажа? Безусловно. Хотя они и не абсолютны. Каждое из них есть фрагмент в общем движении. Монтаж, подобно человеческому почерку, литературному стилю, индивидуален. Арсенал монтажной полифонии - понятие очень подвижное, без ярко очер­ченных границ. Каждое значительное явление в различных национальных кинематографиях вносило свой вклад в развитие этих концепций.

В 20-е годы в России это были " эффект Кулешова", " монтаж аттракцио­нов" С.Эйзенштейна, " Киноглаз" Дзиги Вертова. Все это выражение разнооб­разных монтажных форм в кино. В 40-е годы итальянский неореализм открыл новые приемы монтажного повествования. В 50-60-е годы монтажная стили­стика обогатилась практикой французской " новой волны" и " сенима верите".

Перечень этот можно продолжать и далее. Классификация и типоло­гия монтажного мышления и монтажных стилистик - это наиболее спор­ный участок теории искусств. В.Шкловский, Ю.Тынянов, С.Эйзенштейн соотносили киномонтаж! с особенностями повествования в прозе, драматургии, живописи. Представители структурного метода - Я.Мукаршовский в Чехословакии, Р.Барт во Франции, Ю. Лотман в СССР, П.Пазолини в Италии - интерес­но интерпретировали монтаж как знаковую систему.

Многочисленные монтажные теории носят различные обозначения: " ортодоксальный монтаж" (монтаж по доминантам, т.е. сочетание кусков по их главному принципу), " монтаж по темпу ", " монтаж по главному внутрикадровому направлению ", " монтаж по длительностям ", " монтаж по переднему плану ". Все они являют собой различные логические и смы­словые операции с изображением, рождающие монтажную фразу.

Практиками и теоретиками художественного авангарда также не раз от­мечено влияние монтажа. В качестве примера можно сослаться на перепис­ку С. Эйзенштейна и К. Малевича, хранящуюся в ЦГАЛИ. Одним из ее моти­вов являются несомненное родство взглядов обоих на сферу приложения монтажа. То, что у С. Эйзенштейна называлось " монтаж аттракционов", у К. Малевича именуется " закон контрастов".

Существует примерно десяток правил монтажной визуальной грамма­тики. Все остальное - это результат художественной индивидуальности и стилевых задач. Вот некоторые из этих правил.

Смазка (движение взгляда за грань кадра)

Французскому режиссеру Рене Клеру принадлежит афоризм: " Фильм смонтирован, осталось его снять ". Казалось бы, парадокс? Вовсе нет. Од­нажды друзья режиссера, возвращаясь с каннской фестивальной тусовки и не увидев там Клера, решили навестить его на обратном пути. Они наитии его на съемочной площадке. Съемки " Больших маневров" были в разгаре.

- Когда думаешь закончить картину? • - Через месяц!

- А как же монтаж?!

— Все уже смонтировано...

Клер вовсе не блефовал. Дело в том, что до начала съемок им была сделана точная рисованная раскадровка всего фильма, отрепетированы актерские сцены. На съемочной площадке рядом с кинокамерой была установлена черная дощечка. Каждый раз, когда действие в кадре закан­чивалось, оператор с нарастающим ускорением делал движение в сторо­ну этой черной дощечки. При проявке на пленке возникал эффект ухода в затемнение. Следующий кадр начинался из затемнения, движением каме­ры в нужном направлении. Каждый последующий кадр как бы выходил из предыдущего. Фильм лишь оставалось технически склеить.

Подобный прием применим и в полиграфическом дизайне. Несколько различных изображений можно " посадить" на черный или какой-либо фон, смонтировав тем самым пространство бумажного листа. Глаз, ис­полняющий роль камеры, сам соединит эти фрагменты в цельный эпизод.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.