Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое клип.






Как правило, процесс возникновения нового вида или жанра визуаль­ного искусства не привязан к одной-единственной точке в пространстве и времени. Идеи, как известно, носятся в воздухе. Потому и процесс возник­новения нового жанра неминуемо начинается почти одновременно со всех концов, со всех сторон. Ведь новый вид или жанр представляет собой ни с чем несравнимое сонмище самых разнообразных средств выражения и воз­действия. Кажущийся хаос несоизмеримости сопрягается в единое целое.

Именно так и возник клип. Критическая масса его взрывного явления стала результатом долгой цепной реакции. Следы ее можно обнаружить в разных областях искусства и литературы.

Что такое клип? Продукт современной изофрении, появившийся в ре­зультате изношенности ресурсов визуальной культуры, требующей экологи­ческой очистки?

Или клип - это предмет современного обихода, ментальность нашего дня? Отсутствие аксиомных определений не отменяет существования самого способа подобной организации визуального или словесного материала. Воз­ник он не сегодня и вовсе не является исключительным достоянием экрана. В нынешней мультикультурной повседневности он явно переживает свой " час пик". Любой пользователь надлежащей аппаратуры, владеющий некоторы­ми компьютерными программами и знакомый с образцами современной ви­деопродукции, способен изготовить некое изделие, которое и в голову не придет обсуждать с эстетической точки зрения. Здесь другая шкала оценок: " круто! ", " клево", " ломает" и т.д. В основе этой продукции лежит набор модных " приколов" и " фенечек", действующих на подсознание посредством темпоритма, а не такие " архаические" понятия, как сюжет и образ.

Не будет преувеличением утверждать, что сегодня литература и кино явно проигрывают битву клипам.

Вообще же клип - это победа визуального над словесным. Дополни­тельной иллюстрацией к истории этой оппозиции может служить доминанта зримых форм в эпоху античности. Им на смену пришла противоположная доминанта, как известно, нашедшая выражение в изречении Иоанна Еванге­листа " В начале было слово". Христианство превратило власть слова почти в абсолют. Открытие Гутенберга придало ему дополнительный статус. Однако и визуальная культура не сдавала своих позиций. Особенно это заметно с Возрождения, когда живопись, скульптура, архитектура, казалось, вернули себе позиции, утраченные со времени античности. С этих пор процесс визуа­лизации культуры не знал остановки, а лишь нарастал, неравномерно, но неуклонно. Лавина изображений взывала со всех сторон, прежде чем триум­фально завершить древнее соперничество в пользу видеократии - власти экранных искусств и технологий XX века.

В литературном процессе эта оппозиция выразилась по-своему. Давно замечено, что до середины XIX века писатели тяготели к повествовательным формам. Иная ситуация сложилась в XX веке. В. Катаев точно сформулиро­вал это так: " Наш век - это победа изображения над повествованием. [...] Метафора стала богом, которому мы поклоняемся. Наш век у красил голые ветки повествования изображением. [...] Это просто новая форма, при­шедшая на смену старой. Замена хронологической связи ассоциативной".

Эти утверждения словно призваны стать иллюстрацией практики мон­тажа, взаимодействия его двух основных видов - межкадрового и внутрикад-рового. Без особой натяжки можно сравнить межкадровый с повествова­тельными хронологическими литературными приемами, а внутрикадровый с ассоциативными, ярко метафорическими.

Именно отсюда ведет свое стилистическое начало так называемое кли­повое сознание - экранный и текстовой синтаксис с преобладанием звонких, вызывающих метафор, громкой звукозаписью, вызовом глагольных форм, создающих материю повышенной ассоциативной сложности.

Кому-то из писателей принадлежит довольно точное наблюдение: " Хемингуэй порубал в лапшу повествовательную прозу ". Речь идет о так называемом " телеграфном" стиле, будто бы отвечающем ритмам XX века. В данном замечании Хемингуэй показательно вырван из общего лите­ратурного контекста. Если пунктирно попытаться восстановить эту эволюцию, то цепочка имен будет примерно такова: Флобер-Достоевский-Чехов-Джойс-Борхес-Платонов-Хемингуэй.

В языковой среде победа клипового способа общения есть результат победы стихийного над нормативным: " нетпроблем", " воще", " тащусь", " балдею", " блин", " оттянуться" - самые безобидные образцы. Этот со­временный языковой имидж возник как реакция на долгий языковой пуризм тоталитарной эпохи. В условиях ускоренного курса демократии англицизмы, ненормативная лексика, латынь стали часто заходить в гости. Некоторые из них получат " постоянную прописку" и останутся надолго, может, навсегда. Разницу между традиционным, литературным сознанием и клиповым можно проиллюстрировать еще на одном на примере. В центральном архиве литературы и искусства в Москве хранится дневник С.Эйзенштейна, не опуб­ликованный пока по ряду причин. В.Иванов точно определил его значение, написав как-то, что публикация его могла бы стать потрясением для всего мира.

Автору этой книги в период работы над документальными фильмами о С. Эйзенштейне приходилось листать этот удивительный документ. Восполь­зуюсь малым фрагментом в сугубо утилитарных целях. Известно, что Эйзен­штейн не пил. Обладая уникальными качествами ученого и холодного анали­тика, он постоянно препарировал себя и окружающую действительность.

Среди прочих, в его дневнике есть и такая запись от 8.03.32: " Се­годня я напился с Э.Шуб и Н.Вачнадзе. Я рассчитывал, я предполагал, я допускал мысль, что бывает иное качество. ан нет! Нет другого качества. Не появилось! "

Почерк этой записи неровный, корявый, видно, что писал нетрезвый человек. Здесь же рисунки на тему и анализ состояния пьяного человека.

Все это, с позволения сказать, являет собой пример классического куль­турно-повествовательного взгляда. Рискну предположить, что с точки зре­ния современного клипового сознания похожее действие наиболее точно будет выражать сюжетный пассаж типа: " Просыпаюсь с бодуна, денег нету ни хрена..."

Видеоклип - это дитя новых технологий. Ибо стал он возможен в результате развития электронных монтажных систем. Правда, в большинстве случаев имеет место не монтаж, а коллаж со случайным накоплением фрагментов (мотив М. Ямпольского). По существу это Динамичный набор картинок метрически организованных музыкальным сопровождением. По форме-это микрофильм-калейдоскоп.

Электронные технологии позволяют сместить доминанты восприятия в экстатическую ипостась. Многокамерная съемка и электронный нелинейный монтаж позволяют разбить любой проход на ряд кусков и манипулировать ими под ударную фонограмму. Чаще всего об образе здесь речь не идет. Задача

ставится проще. Орнаментально декорировать, раскадровать пространство. В чем смысл этих действий? Быть может, он обусловлен сменой тысячелетии, на грани которого мы находимся. Может быть...

Возникновению клипового сознания во многом способствовали многочисленные акции, производимые в лаборатории андерграунда с середины 60-х годов. Во многом они опирались на опыт киноавангарди­стов 20-х. С точки зрения техники монтажа это касалось концепции по­лиэкрана, трансформации перспективы, обработки пространства кад­ра различными орнаментальными элементами. Теоретически все это оформлялось всевозможными концепциями о новых визуальных посла­ниях.

Постепенно, таким образом, " скорректировались" традиционные коммуникации между аудиторией и зрелищем. Возник новый тип визуального контакта, опирающегося не на логическую или смысловую, а исключительно на экстатическую ипостась.

Клип чаще всего лишен сюжета. Это означает, что видеоклип не более чем визуальный коктейль быстро сменяющихся картинок, декора­тивная, орнаментально-монтажная раскадровка пространства. Набор аттракционов, рассчитанный на исключительно чувственный резонанс в аудитории. Одна из главных компонент этого аттракциона - скорость. " Скорость, — пишет Бодрийар, — это экстатическая форма движения. Она интенсивна, но бесстрастна. Она может только соблазнять, потому что соблазн — это тоже экстатическая форма ".

Журналисты пишут о клиповом сознании в период Второго смутного времени. Несомненно одно. Клип - это одно из культовых действ современ­ности. Своего рода религия " отвязанной молодежи". Шкала оценки здесь тоже по-своему культовая: " ломает - не ломает ", " тащусь-не тащусь ". Следовательно, и изучать это явление нужно с необходимой поправкой на культовость, но раннюю, языческую. Недаром М.Маклюэн ввел термин " электронный дикарь".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.