Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика стандартизации 4 страница






За рубежом стандарты научно-технических и инженерных обществ давно и широко используются в сфере стандартизации. Значение стандар­тов некоторых обществ в ряде случаев выходит за рамки общества и стра­ны. Так, например, стандарты ниже рассматриваемого американского общества ASTM являются международно признанными стандартами.

Действующие в США научно-технические и инженерные общества неоднородны по структуре и назначению. Условно их можно разделить на две группы: научно-технические общества, членами которых могут быть как фирмы, так и отдельные лица; профессиональные общества, имеющие только индивидуальное членство. Большинство этих обществ возникло благодаря развитию научных исследований в различных от­раслях науки и техники, а собственно стандартизацией они начали за­ниматься позднее.

Наиболее влиятельным инженерным обществом является со­

зданное еде в 1898г. В обществе состоят индивидуальные члены, компании, научно-исследовательские институты, учебные заведения. Работой обще­ства руководят совет директоров и технические комитеты. Каждый тет состоит из трех групп представителей: изготовителей, потребителей и непосредственно не заинтересованных лиц, привлекаемых в качестве эк­спертов. ASTM издает свои стандарты как отдельными брошюрами, так и полным собранием, а также журнал «Исследования свойств материалов и стандарты». Финансируются административный аппарат, НИР и работы по стандартизации за счет членских взносов и средств от продажи печатных изданий.

Стандартизация в области транспортных средств (автомобилей, са­молетов и вертолетов, сельскохозяйственных и землеройных машин и пр.) осуществляется Американским обществом инженеров транспорта (SAE). В рабочие комитеты SAE приглашают ведущих специалистов, инженеров из правительственных учреждений и профессоров универ­ситетов, имеющих специальные знания и опыт в данной области. Чле­ны комитетов работают как частные лица, а не как представители орга­низаций, в которых они заняты. Не связанные с интересами своей фирмы или учреждения, они вырабатывают, как показал опыт, лучшие решения общих для всех проблем. Финансирование программы стан­дартизации SAE осуществляется за счет добровольных взносов, боль­шая часть которых поступает от промышленных фирм.

Такие общества, как, например, Американское общество инженеров- механиков, Американское общество инженеров-строителей, своих стан­дартов не имеют, но принимают активное участие в разработке нацио­нальных стандартов.

Как и прежние СТП, новые СТО будут продолжать выполнение фун­кций документов системы менеджмента качества, в частности будут выполнять роль внутренних документов по обеспечению и улучшению качества. Объектами стандартизации внутри организации, выпускаю­щей продукцию, будут являться: составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой и изготавливаемой продукции; процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции; технологи­ческая оснастка и инструмент и пр. (см. п. 4.2. ГОСТ Р 1.4).

Получат широкое применение СТО, распространяющиеся на дея­тельность по торговле. Можно привести два примера корпоративных стандартов.

Так московская компания Mr. Doors, производитель мебели на заказ, разработала единые стандарты работы с клиентами для 117 своих ди­леров в различных регионах России. В этих стандартах подробно рас­писана работа персонала с клиентами на восьми этапах взаимодействия: первый звонок клиента, встреча в салоне, выезд к заказчику, составле­ние технического задания и т.д. По мнению руководителей дилерских фирм, продавцы, используя стандартные правила поведения, стали «чаще доводить клиента до покупки».

В конце 2003 г. один из крупнейших производителей мужской обу­ви — компания Ralf Ringer (прежнее название ТД «Белка») на конфе­ренции дилеров обнародовала «Стандарты розничной торговли» — кор­поративный документ, определяющий условия сотрудничества партнеров. Стандарт включает подробные рекомендации по оформле­нию магазина и представлению продукции компании на витринах.

Из практики известна разновидность стандартов организации — стан­дарты субъектов Российской Федерации. По существу это территориаль­ные стандарты. Так, на территории Москвы введен новый «топливный» стандарт взамен документа, утвержденного в 1997 г. Новый стандарт со­держит повышенные требования к моторному топливу и позволяет выйти на экологические нормы Евро-2, Евро-3 для автомобилей. Как самостоя­тельная категория территориальные стандарты-категория не были предус­мотрены основополагающими стандартами — ГОСТ и ГОСТ Р принятыми в 1992 и 2004 гг. Кстати, в Китае действует 10000 территори­альных стандартов (при 20000 национальных стандартов).

 

3.4.3. Требования к стандартам организаций

Согласно (10) СТО должны обеспечивать соблюдение требований ТР, а также национальных стандартов, разрабатываемых для содействия соблюдению требований ТР.

В СТО не должны устанавливаться требования, параметры, харак­теристики и другие показатели, противоречащие ТР или национальным стандартам, разрабатываемым в обеспечение ТР.

СТО не должны противоречить национальным стандартам, обеспе­чивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и дру­гих международных организаций, к которым присоединилась Россия.

 

3.4.4. Порядок разработки и утверждения стандартов

3.4.1. Национальные стандарты

1. Национальный орган по стандартизации[7] разрабатывает и утвер­ждает программу разработки национальных стандартов (далее—НС).

Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международ­ных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных заме­чаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проек­та. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.

3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стан­дартизации, который организует проведение экспертизы данного про­екта.

По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложе­ние об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печат­ном издании федерального органа исполнительной власти по техничес­кому регулированию и в информационной системе общего пользования электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверж­дения НС.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публику­ет в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут па добровольной основе приме­няться для соблюдения требований ТР.

Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созда­нию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потре­бителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен аме­риканский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продук­цию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. долл. для изучения и обобщения интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсиди­руется компаниями.

3.5.2. Стандарты организаций

Стандарты организаций (далее — СО), в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя го необходимости применения этих стан­дартов для целей, рассмотренных выше (см 1.4), для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, ока­зания услуг, а также распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), из­мерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменений и отмены СО устанавливается организациями самостоятельно с учетом вышеизло­женных принципов (см. 1.4).

Проект СО может представляться разработчиком в ТК, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании ре­зультатов экспертизы данного проекта ТК готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

3.6. Информация о документах по стандартизации и технических регламентах

Информация о документах по стандартизации. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Офи­циальное опубликование в установленном порядке указанных докумен­тов осуществляется национальным органом по стандартизации. Поря­док опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламен­тов и стандартов. Этот фонд составляют технические регламенты, до­кументы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и реко­мендации по стандартизации, национальные стандарты других стран. Указанный фонд является государственным информационным ресур­сом. Порядок создания и ведения данного фонда, правила пользования им устанавливаются Правительством РФ.

В РФ в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназ­наченная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о доку­ментах, входящих в состав Федерального информационного фонда тех­нических регламентов и стандартов.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к со­здаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если винтересах сохранения тайны (государственной, служебной или ком­мерческой) такой доступ должен быть ограничен.

Эффективное функционирование Федерального фонда стандартов и технических регламентов должно обеспечить:

доступность информации для заинтересованных пользователей по признакам ее полноты и достоверности (актуальности), а также совре­менности (оперативности) и стоимости ее предоставления;

недискриминационный характер предоставления информации всем категориям отечественных пользователей независимо от их ведомствен­ной принадлежности, юридического статуса или форм собственности, а также зарубежным пользователям в соответствии с обязательными условиями присоединения России к ВТО и/или другим международным соглашениям;

максимально льготный характер предоставления информации всем непосредственным участникам формирования информационных ресур­сов Федерального фонда стандартов и технических регламентов.

Поскольку ГОСТ Р, ОСТ (и другие равнозначные документы) при­нимаются государственными органами управления, то они являются документами официальными.

Исключительное право официального опубликования ГОСТ, ГОСТ Р, ОК ТЭСИ принадлежит государственным органам, принявшим эти НД, — Госстандарту России, а в области строительства — Госстрою России.

Так, на первой странице всех официальных изданий ГОСТ Р и ГОСТ должна помещаться надпись: «Настоящий стандарт не может быть пол­ностью или частично воспроизведен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта или Госстроя России».

На первой странице титульного листа и на первой странице ГОСТ Р (ГОСТ) помещается надпись: «Издание официальное». При наруше­нии этого запрета Госстандарт и Госстрой России вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского за­конодательства.

Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стан­дарты Российской Федерации».

Издание и переиздание ОСТ и СТО осуществляют принявшие их органы, соответственно СТП — предприятия, их утвердившие.

3.7. Технические условия как нормативный документ

Выше уже указывалось на двойной статус ТУ как документа техни­ческого и нормативного.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» (как и в Законе РФ «О стандартизации») технические условия не представлены как документы по стандартизации. Несмотря на отсутствие легитим­ных возможностей их использования для государственного регулиро­вания качества продукции, этот документ востребован отечественной практикой. Не случайно фонд ТУ насчитывает около 150 тыс. единиц.

В соответствии с ТУ выполняют роль НД в том случае, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.