Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В зарубежной практике документ, аналогичный ТУ, —техническая 3 страница






В 2000 г. была утверждена третья версия стандартов:

ИСО 9000: 2000 «Системы менеджмента качества». Основные поло­жения и словарь;

ИСО 9001: 2000 «Системы менеджмента качества». Требования;

ИСО 9004: 2000 «Системы менеджмента качества». Рекомендации по улучшению деятельности.

Готовится к утверждению ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды». Первые три стандарта приняты в России «методом обложки».

Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, кото­рые в третьей версии полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и называются «согласованной парой». При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ИСО 9001. Однако несмотря на такую согласованность, назначение стандартов различно: ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества и используется для целей сертифи­кации; ИСО 9004 предоставляет методическую помощь по системе менеджмента качества для улучшения деятельности организации в це­лом.

Стандарты ИСО 9001 и 9004 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004 соответ­ственно, регламентирующими системами управления охраной окружа­ющей среды.

 

Требования, содержащиеся в ИСО 9001, являются общими для всех организаций, независимо от их вида, размера и выпускаемой продук­ции или оказываемой услуги. Там же, где какие-либо требования ИСО 9001 из-за особенностей ее организации и ее продукции не могут быть применены, их можно исключить. Но следует иметь в виду, что исклю­чать можно только те требования, которые изложены в одном разделе «Процессы жизненного цикла продукции», и только в случае, если они не влияют на способность организации выпускать продукцию, отвеча­ющую требованиям потребителей и соответствующим регламентам.

В 2001 г. введены в действие стандарты по системам качества в от­дельных отраслях: ГОСТ Р 51705 по управлению качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (см. 5.1); ГОСТы Р 51814 — по системам качества в автомобилестроении.

6.2. Система стандартов по управлению и информации

Управление и информация тесно связаны между собой. Своевре­менная и полная информация — необходимое условие принятия пра­вильного управленческого решения. Важнейшей задачей стандартов данного направления является унификация документов как по управ­ленческим процессам, так и по информационной технологии.

Стандарты по управленческой документации. Необходимость фик­сации управленческих решений существует в любом управленческом аппарате — от высших органов государственной власти и управления до небольших коммерческих организаций. В результате закрепления практики управленческой деятельности создается совокупность доку­ментов —управленческая документация.

Увеличение объема информации, связанное с развитием народного хозяйства и общественной жизни страны, приводит к устойчивому ро­сту количества управленческих документов, достигающего, по укрупненным оценкам, сотен миллиардов листов в год. Создание и обработ­ка документов требуют все больших затрат. Так, подготовка делового письма в зависимости от объема текста, сложности вопроса и уровня подписи составляет в США от 2 до 7 дол. По данным западных фирм, еженедельно из-за небрежно составленных деловых писем компании несут убытки в несколько миллионов долларов.

Одним из путей снижения затрат на управленческие документы могут быть унификация и стандартизация их за счет сокращения избы­точности информации, создания общей модели построения документов, применения единой терминологии, типизации текста. Проведенная в этом направлении работа в 70—80-е гг. завершилась разработкой уни­фицированной системы документации (У СД).

К управленческой документации относятся организационно-распо­рядительная, внешнеторговая, отчетно-статистическая, бухгалтерско- финансовая, расчетно-денежная и другие ее разновидности.

Для примера рассмотрим организационно-распорядительную и внешнеторговую документацию.

Организационно-распорядительная документация (ОРД) выполняет особую роль среди УСД в силу своей универсальности — распоряди­тельная и исполнительская деятельность характерна для всех без ис­ключения управленческих структур независимо от их уровня, юриди­ческого статуса и направлений деятельности. Требования к ОРД установлены ГОСТ 6.38. Указанный стандарт регламентирует оформ­ление следующих документов: приказов, распоряжений, актов, прото­колов, объяснительных и докладных записок, инструкций, служебных писем, заявлений, анкет, представлений, решений, постановлений, предписаний, штатных расписаний, указаний, уставов.

Внешнеторговая документация является объектом отечественных и международных стандартов. В связи со вступлением России в ВТО, интенсификацией международной торговли очень актуальна задача гар­монизации отечественных стандартов на внешнеторговую документа­цию со стандартами ИСО.

Большую роль в повышении эффективности внешнеторговых опе­раций играют УСД Международной системы электронного обмена дан­ными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ). Прове­дение работ по данной системе вызвано тем, что для оформления внешнеторговой сделки и сопровождения товаров, перевозимых от про­изводителя к покупателю, используется большое количество данных, которые должны передаваться, приниматься, обрабатываться и регист­рироваться. Расходы на оформление внешнеторговых сделок составля­ют заметную часть товарооборота (до 15%). Кроме того, при сложных структурах потока внешнеторговой информации и участии в этом про­цессе большого количества организаций снижаются оперативность передачи и достоверность данных. Значительная рационализация тор­говых процедур достигнута в большинстве экономически развитых стран благодаря переходу на безбумажную технологию обмена инфор­мацией (электронная обработка и передача данных), что стало возмож­ным в условиях широкого внедрения средств вычислительной техники и каналов связи.

Стандарты ЭДИФАКТ служат универсальным языком обмена дан­ными независимо от используемых средств связи, типов ЭВМ, приклад­ных систем (коммерческих, транспортных, управляющих и т.п.). На основе ИСО 9735 разработан метод прямого применения ГОСТ 6.20.1, определяющий правила подготовки и передачи сообщений, предназна­ченных для обмена. Другим важнейшим стандартом является ГОСТ 6.20.2 (соответствует ИСО 7372), согласно которому вводится для при­менения «Справочник элементов внешнеторговых данных ООН».

Стандарты по информационным технологиям. Как известно, ин­формационная технология (ИТ)—это совокупность средств и методов, которые позволяют обеспечить общество всей необходимой информа­цией.

По данным ЮНЕСКО [36], более половины населения наиболее развитых стран принимает непосредственное участие в процессах про­изводства и распространения информации; в ряде стран до половины национального продукта связано с информационной деятельностью. Поэтому сфера ИТ является одним из наиболее перспективных направ­лений развития международной и национальной системы стандартиза­ции.

Современная ИТ — это совокупность, с одной стороны, средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных си­стем, с другой — методов обработки, передачи, хранения и использо­вания информации.

В настоящее время стандарты по ИТ как самостоятельный комплекс стандартов находятся в стадии формирования. Созданные в 70—80-е гг. стандарты по программному обеспечению (ЕСПД) — стандарты на языки программирования—в настоящее время морально устарели [37].

На формирование комплекса современных гармонизированных стан­дартов нацелена Программа комплексной стандартизации ИТ, утверж­денная в 1991 г. Полная реализация этой программы (при наличии фи­нансирования) позволит внедрить в стране свыше 500 стандартов, соответствующих ИСО/МЭК. Комплексная программа предусматривает разработку стандартов по 18 направлениям, среди которых: 1) взаимо­связь открытых систем (в частности, локальные вычислительные сети); 2) языки и системы программирования; 3) технические средства; 4) эле­менты данных и кодирование информации; 5) носители информации; 6) методы и средства защиты информации; 7) микропроцессорные сис­темы (включая персональные ЭВМ); 8) микрография и оптическая па­мять для записи, ведения и использования документов и изображений.

Важное место в программе занимают стандарты по применению ИТ в различных областях: в работе учреждений, в промышленности, в бан­ковском и издательском деле, в области научно-технической информа­ции, на транспорте, в торговле и управлении (включая систему ЭДИ- ФАКТ).

К стандартам по ИТ относится Система информационно-библиографической документации (СИБИД). Ее задачами являются: совершен­ствование организации и управления деятельностью в области научно- технической информации (НТИ); повышение производительности труда информационных работников в результате применения эффектив­ной технологии, прогрессивных норм и требований; обеспечение усло­вий для рационального взаимодействия органов информации различ­ных уровней. СИБИД включает три подсистемы: научно-техническая информация; библиотечное дело и библиография; редакционно-издательская работа.

Ряд стандартов СИБИД используется в практике вузов. В стандар­тах по представлению информации и по документам даны требования к содержанию, структуре и оформлению рефератов и аннотаций (ГОСТ 7.9), промышленных каталогов (ГОСТ 7.22), информационных изданий (ГОСТ 7.23) и отчетов о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32). Кстати, последний стандарт особенно широко используется в практи­ке вузов при выполнении письменных работ (контрольных работ, ре­фератов, курсовых и дипломных работ), поскольку студенты должны руководствоваться требованиями к оформлению работ, в частности к составлению списка использованных источников, к правилам нумера­ции страниц, оформлению страниц, иллюстраций, таблиц и т.д.

В рамках комплекса стандартов ИТ разработаны стандарты по штри­ховому кодированию — ГОСТ Р 51001, ГОСТ Р 51002, ГОСТ Р 51003, которые будут использоваться предприятиями-изготовителями для на­лаживания автоматизированного учета продукции (товаров) при ее из­готовлении, хранении, транспортировании и реализации.

6.3. Система стандартов социальной сферы

Система «социальных» стандартов регламентирует правила безо­пасности и представлена тремя группами:

· комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (ГОСТ Р 22.);

· комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ГОСТ 12.);

· комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ 17.).

Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

(БЧС) начал формироваться в период 1992—1995 гг. Опыт ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, произошедших в последнее десятилетие XX в., показал низкую готовность населения и органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и несовершенство или отсутствие НД, регламентирующих эти вопросы. Между тем ущерб, наносимый России катастрофами, исчисляется мил­лиардами рублей, ежегодно погибает более 50 тыс. и получают увечья 250 тыс. человек. Только на преодоление последствий Чернобыльской аварии ежегодно затрачивается около 20% бюджета Белоруссии, до 12% — Украины и около 1%> — России.

Подобная ситуация наблюдается и в зарубежных странах. Так, толь­ко прямой ущерб от ЧС в США составляет 5—7% валового националь­ного продукта.

Все большие финансовые затраты требуются на предупреждение возможных ЧС на современных промышленных предприятиях. Так, в ряде отраслей промышленности они уже достигают 20—25% и более от общих капиталовложений.

В связи с вышеизложенным возникла необходимость создания ком­плекса государственных стандартов по обеспечению безопасности на­селения и объектов производственного и социального назначения в ЧС.

Комплекс стандартов «Система стандартов безопасности тру­да» имеет своим объектом систему «человек—машина—среда (про­изводственная и бытовая предметная среда)» и выполняет важную со­циальную функцию по предупреждению аварий и несчастных случаев с целью обеспечения охраны здоровья людей на производстве и в быту.

Комплекс включает более 350 ГОСТов, т.е. из всех межотраслевых систем стандартов он имеет наиболее обширный фонд.

Основополагающим стандартом ССБТ является ГОСТ 12.0.001. Он определяет назначение, структуру, содержание системы и устанавлива­ет требования безопасности к производственному оборудованию, про­изводственным процессам, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям. В стандарте содержатся нормы по видам опасных и вред­ных производственных факторов.

В настоящее время стандарты ССБТ приобретают большую роль при обязательной сертификации производственных объектов в соответ­ствии с Основами законодательства РФ об охране труда.

Стандарты ССБТ являются основой нормативной базы систем обя­зательной сертификации целого ряда видов продукции и услуг. В сфе­ре торговли, общественного питания безопасность обслуживания в пер­вую очередь определяется безопасностью процессов на самом предприятии сферы услуг. Вот почему при обязательной сертификации, допустим, услуг розничной торговли приходится учитывать в той или иной мере более 40 ГОСТов данной системы.

Комплекс стандартов в области охраны природы и улучшения ис­пользования природных ресурсов представлен более 80 ГОСТами. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение экс­плуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятельности предприятий всех отрас­лей народного хозяйства. Основные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Сис­тема стандартов в области охраны природы и улучшения использова­ния природных ресурсов. Основные положения». Согласно этому осно­вополагающему стандарту предусматривается функционирование следующих комплексных стандартов данной системы: «Охрана приро­ды. Гидросфера»; «Охрана природы. Атмосфера»; «Охрана природы. Почвы»; «Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охра­на природы. Фауна»; «Охрана природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера. Стандарты каж­дого из комплексов устанавливают термины и определения, классифи­кацию объектов комплекса, показатели состояния. Более всего загряз­няют атмосферу автотранспорт и всевозможные технические средства, использующие двигатели внутреннего сгорания (например, сельскохозяйственная техника).

Для снижения их вредности в России в качестве государственных стандартов введены Правша ЕЖ ООН № 24, 49, 83, устанавливающие требования к выбросам загрязняющих веществ, дым- носги отработанных газов автомобилей, а также Правила № 103, каса­ющиеся сменных каталитических нейтрализаторов. Эти меры должны привести к уменьшению в 2—2, 8 раза выбросов дизельных двигателей грузовых автомашин и автобусов и примерно в 10 раз уменьшить вред­ные для организма выбросы двигателей легкового транспорта (при ус­ловии применения нейтрализатора отработанных газов и неэтилирован­ного бензина). Кроме того, для улучшения экологической обстановки в стандартах на топливо ужесточены требования по содержанию в нем свинца и марганца.

Существенный вклад в нормативное обеспечение природоохранной деятельности вносят также следующие стандарты: ГОСТ Р 17.0.0.06— 2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные поло­жения»; ГОСТ Р 17.4.3.07—2000 «Почвы. Требования к составу и свой­ствам осадков сточных вод при использовании в качестве удобрений». По мнению специалистов [21], эффективность стандартизации как средства природоохранного регулирования определяется развитием в стране законодательства в сфере защиты окружающей среды. В России природоохранное законодательство развито сравнительно слабо, а сами законы не являются документами прямого действия, так как не содер­жат конкретных норм.

Другое дело—природоохранное законодательство стран ЕС, США, Канады. В Европе страной с наиболее развитым природоохранным за­конодательством считается Германия. Число актов немецкого законода­тельства в области охраны окружающей среды достигает 2000. В них сформулировано множество экологических норм, правил, которые под­робно регулируют все вопросы, связанные с их определением и конт­ролем. Разрабатываемые на такой широко развитой законодательной основе экологические стандарты посвящаются методам контроля за состоянием окружающей среды, методам оценки влияния различных веществ на окружающую среду, техническим характеристикам обору­дования для контроля и предупреждения загрязнения, разработке иден­тификационных знаков и символов и пр.

Проблемы стандартизации в области охраны окружающей среды в России рассмотрены в [17].

Система стандартов социальной сферы пополняется стандартами, разрабатываемыми в соответствии с федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов».

Сейчас фонд государственных стандартов на технические средства для инвалидов насчитывает около 50 единиц, из которых 7 стандар­тов — на транспортные средства, 30—на технические средства реаби­литации для инвалидов с нарушением опорно-двигательной функции.

7. ЕДИНАЯ СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЕСКК ТЭИ) КАК ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации являются необходимой составляющей работ в таких областях деятельности, как статистика, финансовая и правоох­ранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стан­дартизация, производство продукции и предоставление услуг, таможен­ное дето, транспорт, торговля, внешнеэкономическая деятельность.

Указанные работы осуществляются с целью унификации и стан­дартизации информационного обеспечения процессов хозяйственной деятельности. Например, с целью автоматизированного учета движе­ния товаров во внутренней и внешней торговле должны быть стандар­тизированы требования к их штриховому кодированию как условия информационного обеспечения деятельности торговых организаций. Для статистического учета выпуска специалистов с высшим образо­ванием, учета выпуска специалистов в целом должны быть стандар­тизированы классификация и кодирование специальностей по образо­ванию. Главный результат работ по ЕСКК — создание классификаторов ТЭИ —официальных документов, представляющих собой системати­зированный свод наименований и кодов классификационных группиро­вок и (или) объектов классификации в области ТЭИ. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятия. Обще­российские классификаторы (ОК) приравниваются к государственным стандартам. Основные положения по ЕСКК ТЭИ установлены Правилами по стандартизации (ПР 50-733—93 и ПР 50-734—93). Объектами ОК являются: продукция (ОК промышленной и сельско­хозяйственной продукции, ОК строительной продукции); процессы (ОК работ и услуг в промышленности, торговле, материально-техническом снабжении, в сфере бытовых услуг населению и пр.); трудовые и при­родные ресурсы (ОК профессий рабочих, должностей служащих, ОК специальностей по образованию, ОК полезных ископаемых и подзем­ных вод); структура народного хозяйства (ОК предприятий и органи­заций, ОК отраслей народного хозяйства); экономическая информация (ОК технико-экономических показателей, ОК валют, ОК информации по денежному обращению) и пр. На 1 января 2000 г. действовало 17 ОК. До 1 января 2003 г. планировалось создать еще 29 ОК на основе дей­ствующих общесоюзных классификаторов.

Порядок разработки, принятия, введения в действие и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической обла­сти (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и ин­формационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

Основные потоки информации, используемой в управлении хозяй­ством, связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией, являющейся объектом производства и потребления, планирования и учета, материально-технического снабжения и торговли и т.д. Для об­работки данных о продукции в автоматизированных системах должен использоваться единый общегосударственный информационный язык. Носителем этого языка является Общероссийский классификатор про­мышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).

Важность ОКП определяется такими статистическими данными: предприятия и организации нашей страны выпускают более 200 млн наименований различной продукции; ее производство и распределение осуществляют более 500 тыс. субъектов хозяйственной деятельности. В этих условиях практически невозможно осуществить планирование, учет и распределение продукции без использования автоматизирован­ной системы управления, которая зависит от совершенства ОКП как основы информационного обеспечения. ОКП включает 98 классов про­мышленной и сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время ОКП как национальный классификатор сосуще­ствует с внешнеторговым классификатором, введенным в нашей стра­не в 1991 г. в качестве основы таможенного тарифа — Товарной номен­клатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для увязки группировок ОКП и ТН ВЭД используется справочный инструмента­рий — «переходные ключи», которые представляют собой таблицы, где по каждому наименованию продукции параллельно даются коды по каждому классификатору.

Составной частью ЕСКК ТЭИ является каталогизация продукции — процесс составления перечней производимой, экспортируемой и им­портируемой продукции с ее описанием. В основу каталогизации поло­жены работы по классификации, кодированию и идентификации. Каталогизация — одна из разновидностей информационной техноло­гии. Информационное обеспечение в области управления номенклату­рой товаров требуется специалистам всех уровней и звеньев хозяйства для обоснованного принятия управленческих, коммерческих и техни­ческих решений.

Система каталогизации продукции была разработана в США. В зако­не США о военной стандартизации, принятом в 1952 г., предписывалось создание единой системы каталогизации предметов материально-техни­ческого снабжения армии в целях установления единой номенклатуры предметов снабжения армии и дублирования поставок, сокращения сро­ков поставки. В американской системе каталогизации на основании про­веденной идентификации каждому предмету присваивается семизначный идентифицированный номер, который отличает данный конкретный предмет от всех других предметов этого вида. Каждый предмет в каталоге числится под 11 -значным регистрационным номером: четыре первых зна­ка — классификационный код, семь последних — идентифицированный номер. Внедрение программы каталогизации позволило получить огром­ный экономический эффект (12 млрд дол.) за счет исключения дублирова­ния и резкого сокращения номенклатуры предметов материально-техни­ческого снабжения армии — с 12 до 4 млн. наименований.

Работы по каталогизации в России ведутся в двух направлениях. Работы в первом направлении осуществляются в рамках Постанов­ления Правительства РФ «О федеральной системе каталогизации для федеральных государственных нужд». Каталогизации подлежит про­дукция, являющаяся предметом поставки (заказа) для федеральных государственных нужд, в первую очередь продукция для нужд оборо­ны и безопасности страны.

Формируемая в настоящее время Федеральная система каталоги­зации (ФСК) решает следующие задачи: создание федеральных ката­логов; однозначная идентификация предметов снабжения за счет единых стандартных правил описания; сбор, регистрация и хранение ин­формации; выявление взаимозаменяемых, дублирующих и устарев­ших видов продукции; информационное обслуживание пользователей ФСК. Порядок выбора первоочередных объектов каталогизации установ­лен Рекомендациями по каталогизации (30). Продукция регистрирует­ся в федеральном каталоге путем присвоения ей 13-разрядного номен­клатурного номера в соответствии с единым кодификатором предметов снабжения. Федеральный каталог применяется государственными за­казчиками продукции при размещении заказов на поставки продукции с учетом требований нормативно-правовых актов в области конкурсно­го размещения заказов на поставку товаров.

Работы во втором направлении представляют собой каталогиза­цию народнохозяйственной продукции, в частности товаров народно­го потребления на основе каталожных листов, представляемых пред­приятиями-изготовителями в территориальные органы Госстандарта России.

До 90-х гг. подготовка каталогов осуществлялась отраслевыми про­мышленными министерствами. С ликвидацией отраслевой системы управления в промышленности выпуск каталогов был прекращен. Об­разовавшийся информационный вакуум стал восполняться справочны­ми изданиями, которые выпускали отдельные негосударственные орга­низации, — бюллетенями «Бизнес-карта», «Рынок сбыта», «Реестр поставщиков». Главный недостаток этих изданий — отсутствие стан­дартизированного описания продукции (однотипная продукция описы­вается различным набором показателей, что затрудняет проведение сравнительного анализа и оценки ее качества). Кроме того, многие из них не обеспечивают полноту сведений о выпускаемой продукции, ба­зируются на устаревших данных, выпускаются эпизодически.

Главная причина недостатков указанных изданий заключается в отсутствии надежных источников первичных данных. В рамках ГСК такой источник был найден — это каталожный лист (KJJ), Норматив­ную поддержку работ в области каталогизации обеспечивает ГОСТ Р 1.0—92. В нем говорится, в частности, о том, что предприятия-изгото­вители представляют в территориальные органы Госстандарта России (ЦСМ) информацию о продукции в виде каталожных листов в порядке, установленном Госстандартом России и регламентированном Правила­ми (25). ЦСМ регистрирует и учитывает каталожные листы, создавая территориальные банки данных. На основе этих данных формируются каталоги продукции отдельных регионов. Одновременно ЦСМ передает информацию во ВНИИ стандарт для формирования федерального банка «Продукция России». К 2001 г. в федеральном банке данных содер­жалось около 100 тыс. каталожных листов [20]. Осуществлен выпуск федеральных каталогов на продукцию химической промышленности, строительные материалы. Образец каталожного листа представлен в приложении 3.

Концентрируемые в каталогах сведения о номенклатуре и показате­лях качества продукции одного назначения — ценный материал для последующего совершенствования стандартов на конкретную продук­цию.

Велика роль каталогов в организации коммерческой деятельности. Через каталог изготовитель рекламирует свою продукцию. С помощью каталогов может осуществляться процедура электронного маркетин­га — взаимный обмен информацией с использованием машинно-ори­ентированных форм между изготовителями, распределителями и потре­бителями продукции.

8. СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ

8.1. Состояние стандартизации

Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни общества. Об этом свидетельствуют следующие данные: в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения; по прогнозу специалистов, объем торговли услугами как на между­народном, так и на внутреннем рынке страны превысит соответствую­щий объем торговли товарами; доля работающего населения страны, занятого в сфере услуг, пре­вышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

В 1995 г. вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг (ГАТС), которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг. Расширяется перечень оказываемых услуг. К традиционным для нашей страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные и др.

Объем торговли услугами растет как в сфере оказания услуг насе­лению, так и в сфере производственных услуг — услуг в промышлен­ности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве. Рассмотрим стандартизацию услуг в сфере услуг населению.

В трактовке понятия «услуги» отсутствует единый подход: в одних документах — это родовое понятие (например, «Общероссийский клас­сификатор услуг населению»), в других термин «услуга» отделен от термина «работа» («Правила сертификации работ и услуг»),

В терминологическом стандарте ГОСТ Р 50646—94 «Услуги насе­лению» в понятие «услуги» включают материальные услуги (услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммуналь­ные услуги, услуги общественного питания и т.д.) и социально-культур­ные услуги (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образова­ния и т.д.) (рис. 3). Гражданский кодекс РФ определяет материальную услугу как работу. Закон РФ «О защите прав потребителей» также чет­ко разделяет термины «услуга» и «работа». В федеральных правилах обслуживания укоренились выражения «выполнение работ» и «оказа­ние услуг».

За рубежом услугу, не связанную с материальной продукцией, на­зывают «чистой».

В связи с вышеизложенным автор оперирует в учебнике в отдель­ных случаях термином «услуга» как родовым понятием, в других— применяет термины «работа» и «услуга», если этого требует коммен­тарий официального документа.

Работы по стандартизации услуг начали проводиться практически в 1992 г. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ «О защите прав потребителей» и вытекающая из него необходи­мость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг. Одним из главных механизмов, выбранных Госстандартом России, ста­ла обязательная сертификация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.