Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика стандартизации 1 страница






СТАНДАРТИЗАЦИЯ

1.1. Сущность стандартизации

Объект стандартизации — продукция, работа, процесс и услуги, под­лежащие или подвергшиеся стандартизации (рис. 4).

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой про­дукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют раз­личные варианты решения этих задач. Цель стандартизации — выявле­ние наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприя­тий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

На примере модели конкретного объекта рассмотрим механизм стан­дартизации (рис. 5). Можно выделить четыре этапа работ по стандар­тизации [13, 43].

1. Отбор объектов стандартизации.

Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А; Б; В; Г; Д; Ж; 3; И; К...

Допустим, в учреждении используется определенный набор типов организационно-распорядительных документов — приказов, докладных записок и т.д. Некоторые из них составляются систематически, дру­гие — в разовом порядке: А; Б; В; Г; Б; Д; А; Ж; Б; 3; А; Б; Б

Рис. 3. Классификация объектов стандартизации


 

Рис. 5. Механизм стандартизации

Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты — Б и А, в нашем примере — отдельные типы документов.

2. Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б).

Нужно учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные предметы, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства), т.е. абстрактная модель реального объекта. Например, для организационно-распоряди­тельного документа такими признаками являются: состав реквизитов (наименование организации — наименование документа — 2, юри­дический адрес — 3); оформление реквизитов (форма — 1, содержа­ние— 2, месторасположение — 3); требования (к учету — 1, к содер­жанию — 2, к корректировке действующего стандарта — 3).

3. Оптимизация модели.

В разных организациях варианты исполнения объекта, т.е. докумен­та Б, могут быть разными: Ej, Б2, Б3, Би. В частности, возможны раз­ный состав реквизитов, различное оформление, использование раз­ных бланков и т.д. Задача стандартизаторов — унифицировать документ, отобрав наилучший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение до­стигается общенаучными методами и методами стандартизации (симп- лификация, типизация и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.

 

4. Стандартизация модели.

На заключительном этапе осуществляется собственно стандартиза­ция — разработка нормативного документа (НД) на базе унифицирован­ной модели.

Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стан­дартизации, которая отражена в следующем стандартизированном опре­делении.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и харак­теристик в целях добровольного многократного использования, направ­ленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обра­щения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг (1).

Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение НД является способом упо­рядочения в определенной области. Отсюда НД — средство стандарти­зации.

1.2. Понятие нормативных документов по стандартизации

Нормативный документ (НД)— документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (9).

Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стан­дартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся прак­тики, общероссийские классификаторы.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного много­кратного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг

Стандарт также может содержать требования к терминологии, сим­волике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. В табл. 2 сравниваются стандарт и технический регламент на идентич­ные объекты.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техни­ки и практическою опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного ста­туса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название — государственный стан­дарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт организации.

Национальный стандарт — стандарт; утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (1).

Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти (4).

Классификатор — нормативный документ, представляющий систе­матизированный свод наименований и кодов классификационных груп­пировок и (или) объектов классификации (ПР 50-733-93).

Общероссийский классификатор технико-экономической и соци­альной информации — нормативный документ, распределяющий тех­нико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, видами и др.) и являющийся обязательным для применения при создании государственных информационных си­стем и информационных ресурсов и межведомственном обмене ин­формацией.

 


Отличительные признаки технического регламента и стандарта на продукцию

Документ Статус Характер использования Содержание (аспекты регулирования) применительно: Социальная роль
К документу в целом К продукции
Технический регламент Федеральный закон Обязательное 1. Перечень продукции и процессов ЖЦП 2. Правила идентификации 3. Требования 4. Правила и формы соответствия оценки Требования к характеристикам безопасности продукции и процессов Обеспечение безопасности
Стандарт Документ в области стандартизации Добровольное Технические требования Требования ко всем техническим (потребительским) характеристикам Обеспечение конкурентоспособности

 

 

Правила (нормы) по стандартизации — нормативный документ, ус­танавливающий обязательные для применения организационно-методи­ческие положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации (4).

Рекомендации по стандартизации — документ, содержащий сове­ты организационно-методического характера, которые касаются прове­дения работ по стандартизации и способствуют применению основопо­лагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установле­ния в основополагающем национальном стандарте (4).

Примеры правил и рекомендаций см. в приложении 10.

Норма — положение, устанавливающее количественные или каче­ственные критерии, которые должны быть удовлетворены (5).

Примерами норм являются: 1) «О новых нормах предельно допусти­мых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вруч­ную» (письмо Комитета РФ по торговле от 15.03.93 № 1-427/32-11); 2) «Нормы радиационной безопасности». Госсанэпиднадзор РФ. М, 1996.

Кодекс установившейся практики — документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий (18). Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Примером этого документа является рекомендация международных организаций по стандартизации — ИСО и МЭК — Кодекс правил ИСО/ МЭК практической деятельности по оценке соответствия (ИСО/МЭК: 1994). Важнейшим документом, которым должны руководствоваться страны, вступающие в ВТО, является «Кодекс добросовестной практики применительно к подготовке и утверждению и применению стандартов» (далее — Кодекс по стандартам).

 

1.3. Краткая история развития стандартизации

 

С развитием человеческого общества непрерывно совершенствова­лась трудовая деятельность людей. Это проявлялось в создании раз­личных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результа­ты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Применение в древнем мире единой системы мер, строительных дета­лей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диамет­ра — это примеры деятельности по стандартизации, которая на совре­менном научном языке именуется как «достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установ­ления положений для всеобщего и многократного использования...».

В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использоваться методы стан­дартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из за­ранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унифи­кации).

В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из кото­рых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемо­сти и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13, 9 мм; в1845 г. в Англии была введена система стандартизации крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина железно­дорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушеч­ных ядер стандартные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расши­рению торговли с другими странами, не только ввел технические усло­вия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Рос­сией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Началом развития стандартизации в нашей стране следует считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан пер­вый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандарти­зации при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке ведом­ственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов — общесоюзный стандарт (ОСТ). В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селек­ционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на неко­торые товары народного потребления.

В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР постановлением от 9 июля отменили порядок стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартиза­ции. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введе­на категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразо­ван в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Сове­те Министров СССР.

В 1968 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от«Об улучшении работы по стандартизации в стране» впер­вые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государ­ственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС).

Согласно ГОСТ были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стан­дарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Определенной вехой в развитии стандартизации явилось постановле­ние Совета Министров СССР от «Об организации работы по стандартизации в СССР». В этом постановлении главной задачей стан­дартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.

В постановлении Совета Министров СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании организации работы по стандартизации» опре­делены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные от­ношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство. В постановлении реализованы основные положения концепции госу­дарственной системы стандартизации, главная идея которой — при­ведение национальной системы стандартизации в соответствие с меж­дународной практикой. Основными положениями постановления являются: установление в стандартах двух категорий требований к ка­честву продукции — обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требования, определяющие безопасность, экологичность, вза­имозаменяемость и совместимость продукции); переход на прямое при­менение в качестве государственных стандартов международных и наци­ональных стандартов зарубежных стран, если требования таких стан­дартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства; переход на­чиная с 1991г. на разработку государственных стандартов, как прави­ло, силами технических комитетов по стандартизации — формирований специалистов, являющихся полномочными представителями заинтере­сованных предприятий и организаций.

Образование в 1992 г. независимых государств на территории быв­шего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудниче­ства этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств —-частников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, под­писали 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной поли­тики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответ­ствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входи­ла организация работ по стандартизации (а также метрологии и серти­фикации) на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.

Выдающимся событием в истории стандартизации явилось приня­тие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством раз­работки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого Закона был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые тре­бования. На эту тенденцию важно обратить внимание, так как она по­лучила продолжение через 10 лет: в 2003 г. начался переход к полнос­тью добровольным стандартам.

Для периода 1992—2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:

развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Со­глашением от 13 марта 1992 г.;

активизация работ по гармонизации российских стандартов с меж­дународными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;

 

первоочередная разработка государственных стандартов на продук­цию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;

внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

Период 2002—2003 гг. ознаменовался принятием 27.12. 2002 ФЗ о техническом регулировании» и вступлением его в силу с 01.07.2003. Принятие данного Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.

 

1.4. Цели, принципы, функции и задачи стандартизации

 

Общей целью стандартизации является защита интересов потреби­телей и государства по вопросам качества продукции, процессов и ус­луг.

Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

1) повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопаснос­ти жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюде­нию требований технических регламентов;

2) повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возник­новения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) обеспечения научно-технического прогресса;

4) повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

5) рационального использования ресурсов;

6) технической и информационной

7) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измере­ний, технических и экономико-статистических данных;

8) взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономер­ности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходи­мость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффек­тивной реализации и тенденции развития.

Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации.

1.Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления про­цессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенно­стей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, про­давцами, приобретателями).

2. Применение международного стандарта как основы разработ­ки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требований международных стандартов невозмож­но вследствие несоответствия их требований климатическим и геогра­фическим особенностям РФ или техническим (технологическим) осо­бенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в между­народной организации по стандартизации.

 

3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, из­готавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услу­гу). Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интере­сов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услу­ги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как от­сутствие возражений по существенным вопросам у большинства заин­тересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сбли­зить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

4. Системность стандартизации. Системность — это рассмотре­ние каждого объекта как части более сложной системы. Например, бу­тылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.

Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

5. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как извест­но, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изме­нения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандар­тов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опе­режающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспектив­ных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, ме­тодам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран

6. Недопустимость создания препятствий производству обраще­нию продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степе­ни, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандарти­зации*. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или техни­ческого регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной час­ти организаций.

7. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный эко­номический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, по­вышению надежности, технической и информационной совместимо­сти. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 руб, направленный в эту сферу, дает, как показывает международная прак­тика, 10 руб. прибыли.

8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разра­ботку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позво­ляет разработать стандарты, которые не создают препятствий в между­народной торговле.

9. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

10. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Ка­чество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, по­луфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация го­товой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусмат­ривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сбороч­ные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также тех­нические средства, методы организации производства и способы контроля.

Рассмотренный принцип реализуется в программах комплексной стандартизации (см. разд. 2 данной главы).

Объективность проверки требований. Стандарты должны уста­навливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обес­печивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружа­ющей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются серти­фикаты соответствия, заключения надзорных органов.

11. Обеспечение условий для единообразного применения стандар­тов*. Например, указанный принцип следует учитывать при разработ­ке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими (согласно ст. 17 ФЗ о техническом регулировании) самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации, установлен­ные ст. 12 ФЗ о техническом регулировании; во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.

Функции стандартизации. Для достижения социальных и тех­нико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

1. Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывает­ся в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.

2. Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности по­требителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана жизни или здоровья животных и растений.

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью ма­териальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заклю­чается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходова­ние ресурсов.

 

 

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодей­ствие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или ис­пользования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функ­ция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества про­дукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жест­кости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредствен­но зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смыс­ле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. уровень цивилизации.

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает матери­альное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами — эталонами продукции, ка­талогами продукции как носителями ценной технической и управлен­ческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт явля­ется наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта). В свете ФЗ о техническом ре­гулировании весьма важным признается предупреждение действий, вво­дящих в заблуждение приобретателей.

7. Функция нормотворчества проявляется в задании норм и требо­ваний (правил, значений параметров, условий для выполнения) приме­нительно к объекту стандартизации. Задаваемые стандартом (как и тех­ническим регламентом) требования через механизм подтверждения соответствия продукции (например сертификацию) определяют реше­ние о доступе продукции на рынок.

8. Доказательная функция проявляется в том, что гармонизирован­ные с конкретным ТР стандарты раскрывают существенные требования регламента. В практике технического регулирования Евросоюза в при­ложение к конкретной директиве включают перечень гармонизирован­ных стандартов (с указанием их пунктов и разделов), требования кото­рых составляют доказательную базу технического закона. По мнению специалистов бывшего Госстандарта России, 25% стандартов от обще­го фонда российских национальных стандартов, сформированного в 2002 вполне могут быть использованы в качестве доказательной базы принимаемых ТР. В ЕС соблюдение требований гармонизированных европейских стандартов (EN) является гарантией выполнения техничес­ких законов («директив»). Доказательная база представляет достаточно обширный перечень стандартов, приводимый в каждой директиве. На­пример, в директиве на электрооборудование перечень включает 708 стандартов, на электромагнитную совместимость — 151.

Задачи стандартизации. Основными задачами стандартизации яв­ляются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготови­телями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и каче­ству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здо­ровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.