Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В зарубежной практике документ, аналогичный ТУ, —техническая 2 страница






Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем 4—5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продук­ции, необходимость оперативного реагирования на запросы международ­ной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков раз­работки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируют­ся специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведе­ние телеконференций экономит 80% средств и 60% времени, затрачивае­мых на разработку МС в рамках традиционных процедур.

В зарубежной практике процессы «электронизации процедур разра­ботки стандартов» могут со временем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки ((про­ект—отзыв—учет отзыва» планируется работа в режиме реального многостороннего участия всех заинтересованных сторон непосред­ственно в отработке редакций стандартов.

Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информа­ции, требует перехода стран на единые стандарты. Пока средний показа­тель использования странами—членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных — 22%, в странах с более высоким уровнем развития — 40% [4]. Как идеал выдвинут принцип единого стандарта; единых испытаний; сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ИСО, предложенного в 2001 г. как «Меч­та 1/1/1» (1/1/1 «Dream»). Смысл проекта—в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах под­тверждения. Имеются примеры воплощения «Мечты»: на мировом рынке такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по еди­ным процедурам соответствия.

Международный союз электросвязи —МСЭ (ITU) —International Telecommunication Union) —это международная организация, коорди­нирующая деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире. Корни МСЭ уходят в 60-е гг. XIX в., когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция (1865 г.). Большим достижением МСЭ являет­ся принятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк раз­ложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI в. Парк стандартов МСЭ составляет 1, 5 тыс. единиц.

Помимо ИСО, МЭК, МСЭ (как организаций, специализирующихся на работах по стандартизации), в работах по международной стандар­тизации участвуют другие организации.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) широко из­вестна своей деятельностью в области стандартизации требований бе­зопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус международных стандартов и являются нор­мативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в уп­равлении, торговле и на транспорте (о системе «ЭДИФАКТ» см. 6.2).

Последней разработкой в области товаров народного потребления стали стандарты на мясо — говядину и свинину.

Международная торговая палата (МТП) широко известна рабо­тами по унификации торговой документации. «Настольной книгой» специалистов внешней торговли являлся сборник «ИНКОТЕРМС» — Международные правила толкования торговых терминов.

В рамках Объединенного комитета экспертов ФАО/ВОЗ* действует Комиссия «Кодекс алиментариус». Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиеничес­ких правил. Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в продуктах (российскому потребителю добавки знакомы по обозначениям на упаковке—Е 103, Е210ит.д., где буква Е происходит от усечения слова «Europe»).

В пределах своей компетенции в работах по стандартизации уча­ствуют и другие международные организации при ООН — ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.

К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединений производителей от­дельных видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля, мяса и пр. Например, известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании «Вулмарк». Она выдает лицен­зии на применение знака «Вулмарк» тем изготовителям шерсти и изде­лий из нее, которые смогли подтвердить соответствие качества продук­ции нормативным требованиям Международного секретариата шерсти. На международном рынке известны стандарты, принятые Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (London good delivery). В частности, в стандартах этой организации определены требования к слиткам золота, платины и серебра.

При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международная организация виноградарства и виноделия, Международная ассоциация производителей бутилированной воды и т.д.

В мире действует семь региональных организаций по стандартиза­ции, подобных рассмотренной в разделе 4: в Скандинавии, в Латинс­кой Америке, в Арабском регионе, в Африке, в Европейском союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС.

5.3. Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза (ЕС)

В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономи­ки, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее разви­тие интеграция получила в рамках Европейского союза (ЕС), который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой ры­нок обслуживает в общей сложности 400 млн. жителей 15 стран — чле­нов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации.

Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран — членов Европейского экономического сообщества и Европейской ассо­циации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совмест­ных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Евро­пейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК.

В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устране­ния технических барьеров* в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов — «из сотен национальных стандартов в каждой ев­ропейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Единые стандарты должны были лишить страны — члены ЕС возможности от­каза от иностранных продуктов из государств Сообщества. Огромное внимание предполагалось уделить нормам по показателям качества про­дукции, устанавливаемым едиными стандартами. В этой части предпо­лагалось брать за образец стандарты ФРГ—ДИНы, дающие гарантию высокого технического уровня стандартизируемой продукции.

Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетне­го поиска единых стандартов оказались незначительными, а работы по созданию единых стандартов продвигались «черепашьими темпами».

Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимо для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС к разработке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континен­те. Основное в «Зеленой книге» — евростапдарты должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содер­жать эффективные меры против проникновения в Сообщество продук­ции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды.

Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале 90-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростан- дартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача удвоить число дирек­тив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо раз­витое техническое законодательство [30].

*Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство). Директива Совета вводится через законодательные акты госу­дарств — членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало дей­ствия и конечный срок ее введения в национальных рамках. В применении постановлений и директив Совета (обычно исполь­зуют одно понятие — директива) существуют старый и новый под­ходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, на­пример, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. На­пример, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содер­жится 15 статей и 8 приложений. В статьях даны классификация кос­метических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов (приложение 2), перечни красящих веществ, разрешенных и не разрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправ­ки (последняя внесена в 1993 г.).

Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директи­вах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техни­ческая в виде 4—6 приложений. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейс­ким стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину «европейский стандарт» добавляется определение «гармо­низированный». Таким образом, гармонизированный европейский стандарт — это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.

В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС дает мандат европейским орга­низациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необхо­димых стандартов и финансирует эти работы. Стандарт считается гармонизированным после его опубликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствующей директивы. Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт мо­жет быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкрет­ной директивы, и необязательным, когда он применяется в других слу­чаях.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется зна­ком СЕ (рис. 7)*.

Рис. 7. Знак соответствия Европейским директивам

Необходимо отметить, что на один вид продукции может распрост­раняться несколько директив. Тогда знак CG проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак С£ — не для потре­бителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продук­ция, маркированная знаком CG, имеет право свободного перемещения внутри объединенного рынка.

Поскольку во всех странах мира, в том числе в странах — членах Сообщества, наиболее остро стоит вопрос безопасности продуктов пи­тания, то кратко рассмотрим «пищевые» директивы.

Законодательство ЕС охватывает не все пищевые товары, в нем име­ются так называемые зеленые зоны, т.е. отдается предпочтение нацио­нальным законам. В рамках ЕС действует более 100 директив по пище­вым продуктам. Они носят либо вертикальный, либо горизонтальный характер. Например, горизонтальные директивы (допустим, по этикетированию) распространяются на все продукты питания, а вертикаль­ные —на конкретные виды (сосиски, суфле, соки, джемы). Перспективу имеют горизонтальные директивы.

Существуют рамочные директивы, которые, как и горизонтальные, распространяются на группы пищевых продуктов, но содержат требо­вания к содержанию вспомогательных веществ (пищевых добавок, под­сластителей и пр.) или вредных веществ (пестицидов).

Особенность и «сила» большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты от­дельных европейских стран. Например, широко известные своим вы­соким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров в перспективе будут положе­ны в основу единого стандарта ЕС.

*Абрревиатура от французских слов «Communautc Europeenne» — Содружество Европы.

 

Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заклю­чается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представ­ляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.

5.4. Соглашение по техническим барьерам в торговле

Указанное Соглашение — один из 40 документов ВТО, посвящен­ных правилам деятельности членов ВТО в рамках международной стан­дартизации.

Рассмотрим некоторые из правил, сохраняя их название в документе.

· Гармонизация. При наличии международных стандартов (как доб­ровольных технических документов), регламентов (обязательных к ис­полнению документов) или правил по оценке соответствия (в работах по сертификации) член ВТО не должен разрабатывать национальную документацию, отличающуюся от них.

· Национальный режим и недискриминация. Условия для оценки качества импортной продукции должны быть не менее благоприятны­ми, чем для отечественной. Иначе говоря, к импортной продукции не должны предъявляться более жесткие требования, чем к отечественной.

· Нотификация (уведомление) и транспарентность (прозрач­ность). Если какая-либо страна намерена принять НД, отличающийся от международного, она обязана направить в Секретариат ВТО сообще­ние с обоснованием причин подобного шага и кратким изложением проекта документа. Она также должна предоставить любому члену организации (по запросу) не менее 60 суток для подготовки соответ­ствующего отзыва на проект НД. Все утверждаемые НД должны быть немедленно опубликованы и доступны (прозрачны) для всех заинтере­сованных сторон как внутри страны, так и за ее пределами.

Указанное правило реализуется в России начиная с 1997 г. В частности, в информационном указателе государственных стандар­тов публикуются годовые планы государственной стандартизации, в журналах «Вестник Российского информационного центра», «Стандар­ты и качество» и других изданиях периодически представляются анно­тации проектов ГОСТ и ГОСТ Р.

Принят ГОСТ Р «Порядок подготовки уведомления о проектах НД». В стандарте реализованы положения Соглашения по техническим ба­рьерам в торговле ВТО и Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер ВТО.

Уведомление в зависимости от стадии разработки и характера реша­емых информационных задач подразделяют на:

—уведомление о начале разработки документа для публикации в пе­риодическом издании («уведомление для публикации»);

— уведомление о проекте документа для представления в Секрета­риат ВТО (далее — «уведомление о проекте»),

4. Информация о стандартизации. Членство в ВТО предусматри­вает информирование обо всех изменениях в системе стандартизации, которые могут привести к созданию скрытых препятствий (нетарифных барьеров) в торговых отношениях партнеров по организации. Поэтому каждый член ВТО открывает один или несколько информационных пунктов, где можно без лишних затруднений получить информацию о действующих и разрабатываемых в стране стандартах, регламентах и пр. (тарифах, торговых правилах). Во исполнение этого правила в Рос­сии создан национальный Информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле (НИЦ ВТО) на основе Федерального фонда стандартов.

5.5. Применение международных и региональных стандартов в отечественной практике

Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевре­менное и наиболее полное использование МС в отраслях народного хозяйства.

Как отмечалось выше, Соглашением по техническим барьерам в торговле предусмотрено полное или частичное использование меж­дународных стандартов в качестве основы при разработке техничес­ких регламентов и национальных стандартов. Государственная сис­тема стандартизации в России регламентирует различные способы использования международных стандартов в отечественных стан­дартах.

Существуют три основных варианта применения в Российской Фе­дерации международных, региональных, национальных стандартов других стран в зависимости от степени использования международно­го документа и формы его представления.

1. Принятие государственного стандарта, представляющего аутен­тичный текст* на русском языке соответствующего международного документа. Этот вариант называют прямым методом или «методом об­ложки». При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста МС. Изменения касаются только оформ­ления обложки.

*Аутентичный текст (от греч. authentihos — подлинный) — текст документа, официально признанный равнозначным другому тексту, составленному, как прави­ло, на другом языке. При неполном совпадении текстов говорят об идентичности текста.

 

При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных тире двух пос­ледних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9001— 2001.

· Принятие государственного стандарта, представляющего аутен­тичный текст на русском языке соответствующего документа с допол­нительными требованиями, отражающими специфику потребностей России («прямое с дополнением»).

Как видно, при данном методе содержание ГОСТа отличается от за­рубежного аналога. При этом под обозначением ГОСТ Р в скобках при­водится обозначение МС, например:

ГОСТ Р 50231—92

(ИСО 7173—89).

В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учитывающие национальные особенности Рос­сии или стран СНГ.

· Принятие ОСТ, СТП, СТО на основе международного документа до принятия их в качестве государственных стандартов.

Как видно, этот метод состоит в локальном использовании между­народного документа или в рамках отрасли, или в рамках предприятия, или в рамках научно-технического (инженерного) общества, посколь­ку государственные органы и субъекты хозяйственной деятельности России в целом еще не подготовлены к применению международного стандарта.

Все другие варианты использования МС с разной степенью заим­ствования норм и положений международных документов следует ква­лифицировать как использование МС в качестве источников исходной информации, тем более ГОСТ Р 1.2 «ГСС РФ. Порядок разработки го­сударственных стандартов» обязывает разработчиков учитывать меж­дународные, региональные стандарты и прогрессивные стандарты дру­гих стран.

Необходимость скорейшего присоединения России к ВТО, продви­жения отечественных товаров на мировой рынок требуют ускорения темпов гармонизации положений отечественных стандартов с между­народными. Если в период 1995—1997 гг. всего 16% стандартов разрабатывались на основе соответствующих стандартов ИСО и МЭК, то в 1998 г. таких стандартов стало уже около 50%, а к 2000 г. их должно было быть около 75%.

Степень применения МС в отдельных отраслях промышленности России достаточно высока: в автомобильной промышленности—90%; в станкоинструментальной промышленности — 75; в легкой промыш­ленности — почти 100%. По этим отраслям ежегодные темпы обнов­ления составляют в среднем 10%, что сопоставимо с аналогичными показателями промышленно развитых зарубежных стран (10—15%). Уровень гармонизации российских стандартов с международными в 2002 г. достиг 35% и сравним с уровнем ряда промышленно развитых стран, однако ниже, чем в Германии и Великобритании, где он достиг соответственно 50 и 70%.

· МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСЫ) СТАНДАРТОВ

Совокупности стандартов межотраслевого значения представлены. в табл. 2. Указанные стандарты призваны устанавливать наиболее эф­фективную последовательность организационных или технологических процедур в целях обеспечения поставленных целей.

Как отмечалось выше, наличие системы может быть доказано, если она представлена в документированном виде. Документирование — деятельность по установлению структуры и состава документации. По­этому значительная часть межотраслевых стандартов представлена в Информационном указателе стандартов (составленном по кодам Об­щероссийского классификатора стандартов, представляющего аутен­тичный текст Международного классификатора стандартов ИСО) в разделе 01 «Общие положения. Терминология. Стандартизация. Доку­ментация».

Все межотраслевые стандарты можно условно разделить на три на­правления:

1. стандарты, обеспечивающие качество продукции (работ, услуг);

2. стандарты по управлению и информации;

3. стандарты социальной сферы.

Если большинство систем стандартов представлены ГОСТ и ГОСТ Р, то Единая система классификации и кодирования технико-экономи­ческой и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) представлена такой категорией НД, как общероссийские классификаторы.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

систем межгосударстенных и государственных стандартов

 

Примечание. Пропуски между шифрами связаны с двумя причинами: 1) утра­той практической значимости некоторых комплексов; 2) наличием комплексов стан­дартов в области военной техники.

Как отмечалось выше и видно из табл. 2, в обозначении ГОСТ и ГОСТ Р, входящих в комплекс стандартов, в частности в регистрационных номе­рах, первые цифры с точкой—шифры, они определяют комплекс стан­дартов. Но не по всем направлениям стандартизации межотраслевых пра­вил успел сложиться достаточный по численности комплекс стандартов: некоторые из них, имея в обозначении аббревиатуру, не имеют в обозна­чении шифр системы (например, система автоматического проектирова­ния — САПР); другие пока являются «зародышами» очень перспектив­ных систем (например, система электронного обмена данными), а поэтому в своем обозначении не имеют элементов, показывающих их принадлежность к системе. Будущее других систем неопределенно (ГОСТ с шифром 29. по эргономике, ГОСТ с шифром 27. по надежности).

Стандарты с шифром 4. — Система показателей качества продукции (СПКП), хотя и представлены обширным фондом ГОСТ (по состоянию на 1 января 1999 г. их насчитывалось около 290), отнесены к группе Т «Общетехнические и организационно-методические стандарты» очень условно, так как по существу их следовало бы отнести к стандартам на конкретные виды продукции. Ниже рассмотрена характеристика комплексов стандартов, пред­ставленных в каждом из трех указанных направлений. Основное вни­мание уделяется тем системам стандартов, которые имеют первоочеред­ное значение при управлении качеством и учете объектов коммерческой деятельности.

6.1. Стандарты, обеспечивающие качество продукции

Стандарты данного направления можно представить в следующих группах:

1. стандарты технической подготовки производства (системы 2., 3., 14., 15.);

2. стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации;

3. стандарты по системам качества;

4. стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции (системы 27., 29.);

5. стандарты по Системе сертификации ГОСТ Р (шифр 40.);

6. стандарты по Системе аккредитации в РФ (шифр 51.).

Ниже рассматриваются стандарты 1—3-й групп. Стандарты 5-й и 6-й групп рассмотрены в гл. 3.

Стандарты 4-й группы рассматриваются в курсе товароведения.

Система стандартов технической подготовки производства. Ос­новой технической подготовки производства изделий машиностроения и приборостроения является конструкторская и технологическая под­готовка. В совокупности с НИР они составляют этап создания изделия, на котором формируется качество продукции. На данном этапе долж­но обеспечиваться также рациональное сочетание интересов заказчи­ка, разработчика, изготовителя и потребителя.

Главной задачей этого этапа является создание изделия высокого технического уровня при одновременном сокращении цикла и сниже­нии трудоемкости процессов разработки и освоения новой техники, повышении гибкости производства.

На создание продукции высокой эффективности направлены комп­лексы стандартов, прежде всего межгосударственных: Система разра­ботки и постановки продукции на производство (СРПП); Единая сис­тема конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система автоматизированно­го проектирования (САПР).

Большое место в этой совокупности стандартов отведено стандар­тизации технических документов. Эффективность стандартизации обеспечивается за счет исключения затрат на переоформление докумен­тов при их передаче на другие предприятия и в организации; упроще­ния текстовых документов и графических изображений и связанного с этим снижения затрат на подготовку и применение документов; расши­рения унификации соответственно при конструировании, разработке технологических процессов, подготовке оснастки и т.д.; учета требова­ний средств вычислительной техники, применяемых при изготовлении и обработке документов; повышения качества разработок, отражаемых в технических документах. Например, при использовании ЕСКД про­изводительность труда ИТР возрастает на 25—30%.

Важным направлением в развитии систем технической подготовки производства является система автоматизированного проектирования (САПР), которая позволяет резко сократить время конструирования новых моделей (см. 3.4).

Велика роль системы СРПП в формировании качества продукции на стадиях проектирования и начальных этапах производства продукции. Роль проектирования в обеспечении качества продукции видна из дан­ных Европейской организации по качеству: при оценке причин отказов действует правило «70—20—10», согласно которому 70% отказов про­исходят из-за недостатков проектирования, 20% — из-за некачествен­ного изготовления и 10% — из-за нарушения правил эксплуатации. В стандартах СРПП регламентирован порядок работы на двух этапах тех­нической подготовки:

 

при разработке продукции—процессов создания образцов и техни­ческой документации, необходимых для организации промышленного производства;

постановке продукции на производство — совокупности меропри­ятий по организации промышленного производства.

В составе системы есть ГОСТ 15.009 на непродовольственные то­вары, распространяющийся на товары хозяйственного и культурно- бытового назначения. В соответствии с обязательными требованиями этого стандарта опытные образцы продукции подлежат комплексной оценке потребительских свойств и приемочным испытаниям, в первую очередь на безопасность. Разработчик товара должен разработать доку­мент, определяющий требования к качеству: стандарт, ТУ, техническое описание (ТО). В приложении к стандарту излагаются требования к ТО и образцам-эталонам. Образец-эталон предназначен для сравнения с ним массовой (серийной) продукции, в первую очередь по художествен­но-эстетическим показателям.

Стандарты, обеспечивающие качество продукции на стадии эксплуатации. В эту группу входят стандарты на эксплуатационные до­кументы (ЭД)—руководства по эксплуатации, паспорта, этикетки. Ря­довому потребителю они известны как товаросопроводительные доку­менты. Основополагающим стандартом является ГОСТ 2.601 «ЕСКД. Эксплуатационные документы». В нем определяются требования к структуре и содержанию ЭД на изделия сложной техники. В частности, стандарт обязывает изготовителей выделять в ЭД раздел «Указания по технике безопасности», а в самом разделе акцентировать внимание пользователей на выполнение отдельных правил эксплуатации за счет предостерегающих указаний типа «Запрещается!», «Помните!».

Чем грамотнее составлен ЭД, тем эффективнее потребитель подклю­чается к управлению качеством товара, ведь известно, что 20% случае ев преждевременного отказа бытовой техники на этапе эксплуатации связаны с нарушением правил эксплуатации.

Рассматриваемый стандарт распространяется как на продукцию производственного назначения, так и на товары народного потребления. В развитие ГОСТ 2.601 разработан ГОСТ Р 51772—2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Эксплуатационные документы. Виды и правила выполнения.

Стандарты на системы качества. Требования к системам качества впервые были установлены в 1987 г. в четырех стандартах ИСО серии 9000—ИСО серии 9000—9004. В 1994 г. после внесения изменений появилась вторая версия стандартов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.