Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Тренировочные задания.






     

    Тренировочные задания к разделу 3. Ответ/Решение
    1.Сделайте вывод из предложенных посылок путем превращения, обращения и противопоставления предикату. 1). Каждый врач имеет медицинское образование. 2). Ни одна захватническая война не является справедливой. 3). Некоторые студенты нашей группы имеют академическую задолженность. 2.Проанализируйте структуру следующего простого категорического силлогизма и определите, соблюдены ли в нем правила? Некоторые химические элементы, соединяясь с кислородом, образуют окислы. Некоторые газы – химические элементы. Следовательно, газы, соединяясь с кислородом, образуют окислы. 3.Проанализируйте структуру следующего категорического силлогизма и определите, соблюдены ли в нем правила. Этот человек не является местным жителем, ибо все местные жители знают дорогу к реке, а этот человек не знает.Заключение в данном силлогизме – «этот человек не является местным жителем». Меньший термин – «этот человек», больший термин – «местный житель», средний термин – «человек, знающий дорогу к реке». Большая посылка – «все местные жители знают дорогу к реке». Меньшая посылка – «Этот человек не знает дорогу к реке». Вторая фигура. Все правила соблюдены, заключение носит необходимый характер.    

     


     

    ТЕСТ.

    1. Какой вид непосредственных умозаключений представлен в следующем примере?

    Некоторые предприятия являются нерентабельными

    Некоторые предприятия не являются рентабельными

     

    а – превращение

    б – простое обращение

    в – обращение с ограничением

    г – противопоставление предикату

     

    2. Какой вид непосредственных умозаключений представлен в следующем примере?

    Все экономические законы объективны

    некоторые объективные законы являются экономическими

     

    а – превращение

    б – простое обращение

    в – обращение с ограничением

    г – противопоставление предикату

     

     

    3. Какой вид непосредственных умозаключений представлен в следующем примере?

    Ни один из очевидцев аварии не был вызван в качестве свидетеля в суд

    Ни один из вызванных в суд в качестве свидетеля не был очевидцем аварии

     

    а – превращение

    б – простое обращение

    в – обращение с ограничением

    г – противопоставление предикату

     

    4. Какой вид непосредственных умозаключений представлен в следующем примере?

    Некоторые преступления являются умышленными

    Некоторые умышленные деяния являются преступлениями

     

    а – превращение

    б – простое обращение

    в – обращение с ограничением

    г – противопоставление предикату

     

    5. Сколько терминов в простом категорическом силлогизме?

     

    а—один

    б—два

    в—три

    г—четыре

     

    6. какая фигура простого категорического силлогизма представлена следующей схемой?

    M P

    M S

    S P

     

    а—первая фигура

    б—вторая фигура

    в—третья фигура

    г—четвертая фигура

     

    7. По какой фигуре идет рассуждение в следующем примере:

    Все студенты юридических вузов изучают логику

    Федоров изучает логику______________________

    Федоров – студент юридического вуза.

     

    а—первая фигура

    б—вторая фигура

    в—третья фигура

    г—четвертая фигура

     

    8. Какое из правил терминов нарушено в данном силлогизме?

     

    Лук – это стрелковое оружие

    Это растение – лук

    Это растение – стрелковое оружие

     

    а). Правило 1: В силлогизме должно быть только три термина

    б). Правило 2: Средний термин должен быть распределен по крайней мере в одной из посылок

    в). Правило 3: Термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен и в заключении

     

    9. Какое правило посылок нарушено в данном силлогизме: «Если ни один папоротник никогда не цветет, а это растение никогда не цветет, то это растение папоротник».

     

    а). Правило 1: По крайней мере одна из посылок должна быть утвердительным суждением.

    б). Правило 2: По крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением

    в). Правило 3: Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным.

    г). Правило 4: Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным.

     

    10. Следует ли с необходимостью заключение данного силлогизма:

    Древние греки внесли большой вклад в развитие философии

    Спартанцы – древние греки

    Спартанцы внесли большой вклад в развитие философии

     

    а) – да

    б) – нет

     


     

    Раздел 4. Умозаключения. Выводы из сложных суждений.

    4.1. Условные умозаключения.

     

    Условные умозаключения подразделяются на чисто условные и условно категорические.

    Умозаключение, обе посылки и заключение которого являются условными суждениями, называется чисто условным  

    Схема такого умозаключения в символической записи:

    (р ® q), (q ® r)

    p ® r

     

    Вывод основан на правиле: следствие следствия есть следствие основания. Руководствуясь данным принципом можно соединить в достаточно сложную цепь множество условных суждений, делая следствие предшествующего суждения основанием последующего. Благодаря этому становятся явными различные зависимости между явлениями, которые ранее были не столь очевидны.

    Умозаключение, в котором одна из посылок – условное, а другая посылка и заключение – категорические суждения, называется условно категорическим.

    Имеется два модуса условно-категорического умозаключения: утверждающий и отрицающий. Каждый из них встречается в двух формах: правильной и неправильной. В правильных формах выводы имеют необходимый характер, т.е. гарантируют истинность заключения при истинных посылках, в неправильных – вероятностный, т.е. они не дают полной уверенности в истинности заключения.

    Правильная форма утверждающего модуса – это такая разновидность условно-категорического умозаключения, в которой ход умозаключения направлен от утверждения истинности основания условной посылки к утверждению истинности следствия условной посылки:

     

    (p®q), p

    q

     

    В неправильной форме утверждающего модуса ход умозаключений направлен от утверждения истинности следствия к утверждению истинности основания условной посылки:

     

    (p®q), q

    вероятно, p

     

     

    Правильная формула отрицающего модуса – это такая разновидность условно-категорического умозаключения, в которой ход умозаключения направлен от отрицания истинности следствия к отрицанию истинности основания условной посылки:

    (p®q) q

    p

     

    В неправильной форме отрицающего модуса условно-категорического умозаключения ход рассуждения направлен от отрицания истинности основания к отрицанию истинности следствия условной посылки:

     

    (p®q) p

    вероятно, q

    Доказать правильность двух форм условно-категорических умозаключений можно с помощью табличного метода. Таблицы истинности, построенные для формул правильных форм утверждающего модуса (7 столбец) и отрицающего модуса (9 столбец), показывают, что при любых значениях переменных p и q данные формулы будут истинными. Такого рода формулы, которые являются истинными независимо от истинностных значений входящих в них переменных, называют тождественно-истинными, т.е. выражающими законы логики.

     

                     
    p q p q p®q (p®q)Lp ((p®q) Lp)®q (p®q)Lq ((p®q)Lq)®p
                     
                     
                     
                     

    Таким способом можно проверить правильность любых умозаключений, построенных из сложных суждений.

    Помимо условно-категорических умозаключений имеются также такие умозаключения, в которых вместо условного суждения содержится эквиваленция (суждение, объединяющее в себе две импликации: p®q и q®p). Все четыре разновидности этих умозаключений являются правильными, т.е. дают достоверные выводы:

     

    p «q p «q p «q p «q
    p q q p
         
    q p p q

     

    Поэтому важно уметь различать условно-категорические и эквивалентно-категорические умозаключения.

     

    4.2. Разделительно-категорические умозаключения.

     

    Умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное суждение, а другая посылка и заключение – категорические суждения, называется разделительно-категорическим.

    Этот вид умозаключений имеет два модуса: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий.

    В утверждающе-отрицающем модусе путем утверждения одного из членов дизъюнкции производится отрицание всех остальных дизъюнктов:

     

    (p V q), p (p V q), q
    или  
    q p

     

      Разделительная посылка в утверждающе-отрицающем модусе должна представлять собой строгую дизъюнкцию.

    В отрицающе-утверждающем модусе путем отрицания всех членов дизъюнкции, кроме одного, производится утверждение оставшегося члена:

     

    (р V q), p   (p V q), q
      или    
    q   p  

     

    Характер дизъюнкции на необходимость выводов по отрицающе-утверждающему модусу не влияет, т.е. разделительная посылка может представлять собой как строгую, так и нестрогую дизъюнкцию.

    Важным условием правильности разделительно-категорических умозаключений является то, что в разделительной посылке должны быть перечислены все возможные альтернативы.

     

    . Возникающая при нарушении этого правила ошибка называется ’’неполный перечень альтернатив’’.

    4.3. Условно-разделительные умозаключения.

     

    Умозаключение, в котором одна посылка состоит из нескольких условных суждений, а другая является разделительным суждением, называется условно разделительным.

    Умозаключения этого типа называют еще лемматическими (от греческого lemma – предложение, предположение) Это название указывает на то, что в этих умозаключениях рассматриваются (сопоставляются) различные предположения и вытекающие из них следствия.

    В зависимости от числа условных суждений (альтернатив) различают дилеммы, трилеммы и полилеммы. Дилемма содержит в себе две альтернативы. Трилемма – три, а полилемма – четыре и более.

    Дилемма является наиболее распространенной разновидностью условно-разделительных умозаключений. Дилеммы бывают конструктивные и деструктивные. Дилемма может быть простой либо сложной.

    Простая конструктивная дилемма. В условной посылке простой конструктивной дилеммы утверждается, что из двух различных оснований вытекает одно и то же следствие. В разделительной посылке утверждается, что выбор ограничен только этими двумя основаниями. В заключении утверждается следствие условных посылок.

     

    (p®q)L(r®q)

    pVr

    q

     

    Простая конструктивная дилемма применяется тогда, когда необходимо показать неизбежность какого-либо явления, события, решения. Данная цель достигается, когда мы показываем, что это явление может быть обусловлено двумя альтернативами, и что это – все возможные альтернативы.

    Простая деструктивная дилемма. В условной посылке дилемм такого вида указывается на то, что из одного и того же основания вытекают два разных следствия. В разделительной посылке отрицается по крайней мере одно из этих следствий. А в заключении отрицается основание.

     

    (p®q) L(p®r)

    q V r

    p

     

    Деструктивные дилеммы используются для опровержения какого-либо мнения.

    Сложная конструктивная дилемма. Ее отличие от простой конструктивной дилеммы лишь в том, что в условной посылке указывается, что из двух оснований вытекает не одно и то же следствие, а два разных следствия. Схема этого способа рассуждений выглядит следующим образом:

     

    (p®q) L(r®s)

    pVr

    qVs

     

    Сложные конструктивные дилеммы используются тогда, когда необходимо проанализировать какую-либо сложную ситуацию, взвесить различные последствия и уточнить какие решения возможны в данном случае.

    Сложная деструктивная дилемма. В условных посылках сложной деструктивной дилеммы указывается, что из двух разных оснований вытекают различные следствия. В разделительной же посылке отрицается одно из возможных следствий, а в заключении отрицается одно из возможных оснований.

     

     

    (p®q) L(r®s)

    q V s

     
     


    p V r

     

    4.4. Энтимема.

     

    Энтимема – это умозаключение, в котором пропущена одна из посылок или заключение.  

     

    Традиционно энтимема рассматривается в рамках силлогистики как сокращенный вариант простого категорического силлогизма, однако энтимему можно получить и из умозаключений, посылками которых являются условные, либо разделительные суждения. Одну и ту же энтимему можно в принципе восстановить до умозаключений различных типов. В таких случаях, подобных изложенному, говорят, что содержание вывода инвариантно по отношению к его формам.

    Для того, чтобы проверить правильность энтимемы, необходимо прежде всего уточнить, что пропущено, а затем восстановить недостающую часть. Если таким образом удастся восстановить полный правильный (т.е. соответствующий правилам) силлогизм, то энтимема правильная. Если же этого сделать нельзя, то энтимему следует признать неправильной. Проверим энтимему: ’’Иванов изучает логику, так как он является студентом БГЭУ. ’’ Процесс проверки включает в себя следующие этапы:

    1. Установим, какой элемент силлогизма пропущен: посылка илизаключение. На наличие заключения указывают выражения ’’поскольку’’, ’’так как’’, ’’потому что’’ и т.п. (заключение стоит перед ними); или ’’следовательно’’, ’’значит’’, ’’поэтому’’ и т.п. (заключение стоит после них). Отсутствие этих слов в тексте энтимемы означает, что опущено, скорее всего, заключение.

    В нашем примере выражение ’’так как’’ указывает, что стоящее перед ним суждение ’’Иванов изучает логику’’ является заключением. Следовательно, далее нужно установить, какая именно посылка пропущена. С этой целью:

    2. Определим все три термина, которые должны присутствовать в полном силлогизме. Крайние термины (S и P) находим в заключении, а средний термин в представленной посылке.

    В заключении анализируемой энтимемы субъектом (и, соответственно, меньшим термином силлогизма) будет понятие ’’Иванов’’. Предикатом (и большим термином силлогизма) – ’’изучает логику’’. Поскольку имеющаяся в энтимеме посылка содержит в себе меньший термин, который представлен местоимением ’’он’’, она является меньшей посылкой. Таким образом другой термин данной посылки ’’студент БГЭУ’’ – средний.

    Большая посылка …………..…? ………........……

    Меньшая посылка Иванов (S) – студент БГЭУ (М)

    Заключение Иванов (S) изучает логику (Р)

     

    Теперь ясно, что нам нужно восстановить большую посылку и она будет включать в себя термин: ’’студент БГЭУ’’ (средний) и ’’изучает логику’’ (больший) Но еще неясно, на каких местах в этой посылке будут расположены данные термины, какой по качеству и количеству будет эта посылка.

    3. Определяем качественную и количественную характеристики и порядок терминов в восстанавливаемой посылке. С этой целью выясним распределеность терминов в заключении и имеющейся посылке:

    ...………? ………..…

    S+ M-

     
     


    S+ P-

     

    Поскольку заключение в силлогизме утвердительное, то обе посылки, в том числе и восстанавливаемая большая, должны быть утвердительными.

    В большей посылке средний термин может располагаться как на месте субъекта, так и на месте предиката. Разберем оба варианта.

    Первый вариант: средний термин ’’студент БГЭУ’’ стоит на месте предиката (’’Некоторые лица, изучающие логику являются студентами БГЭУ’’)

     

    P- M+

    S+ M-

     
     


    S+ P-

    В этом случае мы имеем вторую фигуру силлогизма. А одно из особых правил второй фигуры требует, чтобы какая-либо из посылок была отрицательной, что противоречит ранее сделанному выводу об утвердительном качестве обеих посылок в данном силлогизме. Следовательно, от данного варианта восстановления придется отказаться.

    Второй вариант: средний термин стоит в большой посылке на месте субъекта. Но в этом случае можно сформулировать только общее по количеству суждение, ибо средний термин в меньшей посылке не распределен (а, согласно правилам, он должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Субъект же в суждении может быть распределен лишь в случае когда суждение общее.

    4. Сформулируем восстановленную посылку и посмотрим, является ли она истинной.

    ’’Все студенты БГЭУ изучают логику’’. Эта посылка, восстановленная в соответствии с общими правилами и правилами фигур категорического силлогизма, является истинной. Следовательно, проверяемая нами энтимема является правильной.

    Если в энтимеме пропущено заключение, то ее проверка заключается в установлении возможности получения заключения в соответствии с правилами.

     







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.