Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии компенсирующего обучения







 


Технологии дифференциации и индивидуализации обучения

Дифференциация обучения — это создание различных условий обучения для детей с различными способностями и проблемами путём организации учащихся в однородные (го­могенные) группы.

Содержательная основа уровневой дифференциации — наличие нескольких вариантов программ учебной дисципли­ны, отличающихся глубиной и объёмом материала. Учащим­ся с различными типами проблем предлагается усвоить адек­ватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки' на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы, к уста­новке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

Перечислим преимущества:

— исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей;

— повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

— в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;

— создаются щадящие условия для слабых;

— у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

— отсутствие в классе отстающих снимает необходи­мость в снижении общего уровня преподавания;

— появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общест­венным нормам;

— реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

— повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают воз­можность испытывать учебный успех, избавиться от ком­плекса неполноценности.

Выделяют следующие виды дифференциации:


 

—региональную — по типу школ (спецшколы, гимна­зии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

внутришкольную (уровни, профили, отделения, уг­лубления, уклоны, потоки);

в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

межклассную (факультативные, сводные, разновоз­растные группы);

внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассную дифференциацию называют ещё «вну­тренней» в отличие от всех других видов «внешней» диффе­ренциации.

К внутренней дифференциации иногда относят и де­ление класса на любые, даже разнородные группы. При этом дети с проблемами выделяются в отдельную группу, с которой держится постоянный воспитательный контакт.

Индивидуальный подход это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной рабо­ты с группой учитель взаимодействует с отдельными учащи­мися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех технологиях, особенно в проектном, про­дуктивном обучении.

Технологии компенсирующего обучения

Нет неуспевающих, есть неуспевшие.

Е.Н. Ильин

По данным статистических наблюдений, в настоящее время до 20% детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, кото­рые без организации дополнительной психолого-педагогиче­ской помощи ученику приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагоги­ческой дезадаптации.


ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ

72.................................................

Под компенсирующим обучением в общеобразователь­ных учреждениях РФ подразумевают обучение в специально создаваемых классах школьников, не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии, но по различным причинам ис­пытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. У этих детей при сохранённых возможностях ин­теллектуального развития наблюдаются слабость памяти и внимания, недостаточный темп психических процессов, не-сформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Эти школьники обладают низкими адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми перед воздействиями внешней среды и предрас­положенными к патологическим реакциям на школьные пе­регрузки и стрессовые ситуации.

В связи с этим в общеобразовательных школах сущест­вуют классы компенсирующего обучения, где предусмотре­ны специальные диагностико-коррекционные программы, выявляющие и корректирующие дефекты развития детей, дополнительные педагогические усилия в отношении отста­ющих учащихся.

Компенсирующее обучение — это создание вокруг ребён­ка реабилитирующего пространства, в котором предусматрива­ются компенсация недостатков школьного образования, семей­ного воспитания, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Необходимый компонент технологии компенсирующе­го обучения — создание динамического наблюдения (мони­торинга) за состоянием и* развитием каждого ребёнка.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилита­ционного пространства относятся в первую очередь педагогиче­ская любовь к ребёнку (забота, гуманное отношение, человечес­кое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатка­ми — сострадание, участие, необходимая помощь, обучение эле­ментам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Не меньшее значение имеют различные виды педагоги­ческой поддержки в усвоении знаний:







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.