Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии воспитания и обучения детей с проблемами






ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ

Работа с трудными является проб ным камнем, на котором отчётливо рас крываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива.

В. Мясищев

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормати­вов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.

Эти отклонения (девиации) проявляются в школьной неуспеваемости детей; отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу; недисциплинированности; невы­полнении общественных норм поведения; нарушении прав окружающих людей; конфликтности; высокой тревожности; наличии нежелательных качеств личности (лени, лживости, эгоистичности, грубости); гиперактивности (пассивности); немотивированной агрессии, жестокости; употреблении алко­голя и наркотических веществ; наконец, в правонарушениях. Причины отклонений. Проблемы в развитии возника­ют под влиянием таких групп факторов:

а) биогенных (неблагоприятная наследственность, ро­
довые травмы, перенесённые болезни);

б) психогенных (противоречия между физиологичес­
ким ростом и психическим созреванием (возрастные кризи­
сы 3, 7, 13, 17 лет), уровнем развития потребностей и реаль­
ными возможностями их удовлетворения, приобретёнными
знаниями и возрастными особенностями и т.д.);

в) социогенных, в числе которых следует отметить:

— экономическое неблагополучие некоторых слоев об­щества;


...................................:......... 63

—безнадзорность в семье (лишний ребёнок);

—отрицательный пример родителей (нет дружбы, об-ения);

—чрезмерная любовь к детям (ребёнок — кумир);

—авторитарность воспитания в семье (принуждения,)иды);

 

—отсутствие трудового воспитания в семье (освобож-спность от домашнего труда);

—влияние отрицательных сторон рыночных отношений;

—влияние уличного взаимодействия с асоциальными лементами;

—влияние средств массовой информации;

—участие в неформальных объединениях молодёжи;

 

—отсутствие доверительных отношений учителей с ениками;

—перегрузка школьных программ;

—пассивные методы обучения;

—словесная методика воспитания;

 

—система принуждения в школе, отсутствие свободы ыбора;

—отсутствие коллективов в школьных классах, слабая абота общественных организаций;

—отсутствие индивидуальной работы с учащимися по иквидации пробелов;

—отсутствие интересных дел в школьной жизни;

—недостатки системы трудового воспитания в школе;

—слабая база для проведения досуга по месту житель-тва и др.

Типизация детей с проблемами. Дети с проблемами трудные) это результат сложного взаимодействия небла-оприятных условий, ошибок в воспитании и пробелов в пси-ическом развитии ребёнка. С психолого-педагогических no­li ций можно выделить пять основных групп детей с пробле-ами (см. рис. 9):

1) дети с ограниченными возможностями жизнедея-ельности, т.е. с глубокой патологией физического и/или сихического развития (с ограничением движения, недо­статками зрения, слуха, умственным отставанием); для них


Ц.


ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ


Ihiiiтификационная характеристика технологий воспитания и обучения детей с проблемами


 


существуют специальные учреждения — детские дома, ин­тернаты;

2) дети с задержкой психического развития (ЗПР) — для них существуют коррекционные учреждения или группы (классы) выравнивания, в которых осуществляется коррек­ция развития;

3) дети с педагогической и/или социальной запущен­ностью, состоящие в основном контингенте учебно-воспита­тельных учреждений как «трудные», трудновоспитуемые и труднообучаемые (компенсирующая педагогика);

4) дети с нарушением социальных связей и отноше­ний, социально-дезадаптированные, характеризующиеся от­чуждением от семьи или школы, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;

5) дети «зоны риска* имеют неглубокие, непатологиче­ские, неярко выраженные, пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоцио­нально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу это­го они предрасположены к возникновению проблем в обуче­нии и воспитании; для «детей зоны риска» существует только индивидуальный подход, основанный на углублённой психо­лого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще всего группа риска не выделяется из общей массы учащихся.


Социально-педагогические признаки определяют сле­дующие группы детей с проблемами: а) неуспевающие (труд­нообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуе­мые); б) сверхактивные и сверхпассивные; в) с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, скверно­словие, аутсайдерство); г) с вредными пристрастиями (упо-фебляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам); д) с антисоциальными проявлениями; е) правонарушители.

Технологии работы с «детьми с проблемами» в совре­менных образовательно-воспитательных учреждениях (дет-НДы, школы, УДО, спецучреждения) интегрируют огром­ный арсенал накопленных наукой и практикой средств и ме­тодов. Их общая характеристика может быть представлена обобщённой технологией (метатехнологией) развития, обу­чения и воспитания детей с проблемами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.