Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Штрихи типового портрета тоталитарной секты






Сектантство весьма разнообразно и по содержательной направленности, и по форме. Различия между отдельными сектами весьма значительны, что, безусловно, требует внимательного рассмотрения. Тем не менее, большинство сект имеют немало общих черт. Выделить их важно, чтобы понять суть этого явления. Основными чертами сектантства являются: экстремизм (во всем), революционность в суждениях и делах. Последняя предполагает стремительность действий, нежелание учитывать законы природы и общества, нетерпимость к инакомыслию. Сомневающиеся или несогласные должны быть обращены в истинную веру, а противники единственно верного учения - уничтожены. Не желающие стать счастливыми должны быть “осчастливлены” насильно.

Варианты конца света различны: мировая атомная война, страшная эпидемия, тотальная моральная деградация человечества и т.д. Однако конец света наступит не для всех - называются некоторые географические точки, в которых можно будет спастись или предсказываются исключения, разумеется для образцовых членов секты. Для многих сект ожидание конца света становится организующим принципом и сплачивающим фактором, основой мировоззрения.

Согласно психоаналитическим трактовкам страх конца света есть скрытое желание конца света. По ходу становления секты происходит перенос агрессии изнутри вовне, подавляемая агрессия выплескивается. Это раньше или позже ведет к противоправным действиям, конфликту с властями, антиобщественным деяниям. Такие акции создают у приверженцев секты впечатление угрозы извне, что усиливает групповую сплоченность. Тупик в идейном развитии, неустойчивое состояние общины, ослабление согласованности нередко преодолевается акцентированием ценности смертельного испытания (очищающего). Необходимость группового самоубийства подается как единственный способ защиты перед лицом угрозы, обостряет страдания.

Однако, истории известны случаи групповых самоубийств, совершенных в осажденных городах Римской империи (чтобы избежать рабства), старообрядцами в России, некоторыми африканскими племенами. Таким образом, вряд ли эти поступки связаны лишь со скрытым желанием приблизить конец света.

Конец света фигурирует не только на словах. В 1980 г. массовый суицид совершила политико-религиозная организация “Пиплс Темпл”. В 1994 г. в Швейцарии произошло массовое самосожжение членов тайного оккультного ордена “Храм Солнца”.

Довольно часто целью сектантов является мировое господство. Сектантский дух может быть умело закумуфлирован (чтобы облегчить работу вербовщикам), община и ее руководители имеют достаточно респектабельный облик. “Идейные искания” подчинены стремлению к власти и денежной наживе (цели вполне земные и взаимосвязанные). В других странах уже накоплен опыт анализа подобной деятельности. Например в Германии, Церковь саентологии (Дианетика) государственными органами определена следующим образом: “криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора”. Такие сообщества имеют четкую иерархическую организацию, используют достижения современного менеджмента, приемы тонкого манипулирования людьми. Четкая иерархическая структура и полувоенная дисциплина характерна для многих сект.

В сектах часто проповедуется самоотречение, смирение, подчинение. Особое значение для успешной деятельности организации имеет ее лидер, его личностные особенности (сильно развитое волевое начало, способность к внушению, умение манипулировать людьми и др.).

Лидер внушает пастве, что ему присущ некий дар, сверхъестественные способности. Дар нередко демонстрируется с помощью более или менее тонких трюков. Обычное явление - культ лидера сектантской общины. Большинству лидеров власть над членами секты помогает преодолевать собственные внутриличностные конфликты. Власть, которую они имеют в секте, для большинства из них - специфический способ преодоления собственных личностных проблем. Способ антигуманный, потому что в свое саморазрушающее поведение они вовлекают других. Не задумываясь о судьбе последователей, они делают их инструментом борьбы со своими личностными проблемами. Не имея мужества посмотреть на себя истинного, они закрывают фальшью свое “ Я ” от себя самого и от всего мира. Душевную неуравновешенность и духовное уродство лидеров выдает отсутствие вкуса и чувства меры в делах и высказываниях.

Рисунок 10-1. “Обычное явление в тоталитарных сектах - культ лидера.”

Однако среди основателей деструктивных культов есть немало людей без комплексов и внутренних конфликтов, умелых практических психологов, весьма талантливых ораторов и организаторов, не слишком щепетильных в выборе средств на пути к власти и богатству. Таких можно встретить, например, среди мунистов, иеговистов, саентологов.

В сектах взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последователя, что усиливает обособленность секты от окружающего мира и нарциссизм у приверженцев. Под нарциссизмом в психологии понимают повышенную чувствительность к оценкам со стороны других людей, преувеличенное чувство собственной значимости. Предназначение “спасти человечество” часто странным образом уживается с нетерпимостью и агрессивностью в отношении к непосвященным - “кто не с нами, тот против нас”. Членам сект внушают чувство элитарности, высокомерное отношение “к толпе”.

Сектанты глядят свысока на остальных, непосвященных. Эта позиция насаждается среди них особенно усердно, внушением и другими средствами. Если бы ощущение собственного совершенства, высокой духовности, не было бы навязанным, “деланным”, то рядом с верой в то, что ты можешь служить образцом для подражания, жила бы терпимость, доброе отношение “к младшим” братьям, отстающим в духовном росте. Верным признаком духовного совершенства является терпимость. Ее-то и нет. Огонь безумства и жестокости танцует в душе истовых последователей деструктивного культа. Лохмотья этого огня могут задеть любого оказавшегося рядом.

В прессе промелькнули сообщения о таком происшествии. Известная в России фотомодель, отдыхавшая в одном из подмосковных пансионатов, подверглась нападению со стороны членов Богородичного центра. Десять особей мужского пола встретили фотомодель на лесной тропинке, их возмутила ее эффектная внешность. С криками “Ведьма! Прислужница Сатаны! ” они набросились на молодую женщину и стали избивать ее палками. У сектантов было намерение, по их словам, “изгнать из нее дьявола, а затем сжечь на костре”. Владение каратэ и преданная собака помогли женщине отразить нападение религиозных фанатиков и остаться живой.

Последний шаг - признание необходимости физического уничтожения “неверных” - помраченное сознание не воспринимает как чрезвычайный. В рамках усвоенной логики, принятого в секте мышления и ставшего привычным отношения к окружающим такой шаг закономерен.

Философские доктрины у разных сект различны, сходство их в том, что у подавляющего большинства они эклектичны и убоги. Сплоченность поддерживается не идейным единством, а суггестивным влиянием лидера, его умением манипулировать людьми, эксплуатировать влечение членов организации к мистическим переживаниям.

Если лидеру свойственна достаточная психическая уравновешенность, некоторая общая культура, способность к философским размышлениям, он редко выбирает апокалипсический вариант развития своей организации. Стремясь к расширению влияния, он не теряет чувство меры, ценит достигнутые жизненные блага, преимущества своей сытой жизни и не желает испытывать судьбу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.