Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бегучий такелаж






Если стоячий такелаж рассчитан так, чтобы в любое время сохранить свою прочность, даже при возможной перегрузке, то случайный обрыв одного из элементов бегучего такелажа не так опасен. Поэтому толщину бегучего такелажа следует выбирать с меньшим запасом прочности, получая, таким образом, гораздо меньший вес всех снастей, а отсюда и общий вес такелажа. Кроме того, снижается и воздушное сопротивление такелажа. Увеличить надежность слабого бегучего такелажа можно путем заботливого ухода за ним, постоянного контроля и частого обновления. Особенно это относится к фалам из тонкого троса, который из-за своей малой толщины не может быть достаточно хорошо оцинкован и поэтому в большой степени подвержен опасности коррозии.

Раньше затрачивалось много усилий на то, чтобы с помощью бегучего такелажа облегчить работы с вооружением. Применение фаловых и шкотовых лебедок, а также рычажных натяжек привело к дальнейшему уменьшению используемых толщин тросов и талей различного назначения, употреблявшихся до последнего времени для выигрыша в силе.

Для бегучего такелажа рекомендуется использовать тросы одинаковой толщины или ограничиться применением двух, максимум трех, тросов различных толщин, с тем чтобы можно было везде применять направляющие ролики и блоки снаряжения одного размера. С другой стороны, это дает возможность легко заменить поврежденные снасти и детали в случае аварии.

В качестве бегучего такелажа можно применять также стальной трос различных способов изготовления. Трос с прядями 6x19 достаточно гибок, 6x24 еще более гибок и 6x37 особенно гибок. Цифры означают, что трос изготовлен из 6 прядей, а каждая прядь состоит из 19, 24 или 36 проволочек. Чем больше проволочек в пряди, тем они тоньше и тем меньше их прочность, так как у оцинкованного троса содержание цинка для защиты отдельных проволочек возрастает по мере увеличения их количества. Поэтому при одинаковом диаметре следует отдавать предпочтение тросу «6х 19» или «6 х24» *.

* О конструкции тросов, применяемых в СССР для указанных целей (см. примечание под табл. 15 на стр. 205).

 

Так как из стального троса в настоящее время изготавливаются только те части бегучего такелажа, которые проходят через блоки, а мягкий трос используют для большего удобства только для тех отрезков, за которые берутся руками, то поэтому по сравнению с прошлым сейчас применяют стальные блоки или ролики почти исключительно небольших размеров. Они значительно легче деревянных, выдерживают более высокую нагрузку и имеют более продолжительный срок службы. Вместо деревянных блоков сейчас начинают внедряться ролики из искусственных материалов, которые при одинаковых с ними размерах значительно легче первых. Следует предпочитать ролики и шкивы возможно большего диаметра. Это позволяет, во-первых, лучше сохранять снасти, а во-вторых, легче тянуть их, так как сопротивление их при изгибе уменьшается.

 

ФАЛЫ

Поскольку передняя кромка грота в большинстве случаев ликуется пеньковым тросом, то для обтягивания грота не требуется больших усилий. Отсюда следует, что у грота-фала не обязательно должна быть слишком большая прочность на разрыв Исходя из этого, для грота площадью до 20 м 2 достаточно 3-миллиметрового троса; площадью до 40 м2 — 4-миллиметрового; до 80 м2 — 5-милли-метрОЕОго. И тем не менее, много аварий случается из-за обрыва фала. Этот обрыв происходит в том случае, если при

   
Рис. 331. Фаловая лебедка. Рукоятка жестко связана с тросовым барабаном только в рабочем положении. В сложенном состоянии рукоятка разобщена с барабаном. При уборке паруса достаточно поднять стопорную собачку и парус начнет опускаться. Соединение рукоятки с барабаном осуществляется с помощью бобышки, которая при открытии рычага в рабочее положение садится на барабан в один из четырех пазов Рис. 332. Два варианта тали для уборки грота-фала: а — с одним блоком, преимущественно для небольших кpeйсерских яхт, b — с двумя ходовыми концами для морского крейсера средних размеров

вытравливании гика-шкота или перекладывании грота с правого борта на левый грота-фал из-за отклонения головной дощечки грота в сторону будет сильно тереться о шкив. В этом случае для предохранения троса лучше всего увеличить расстояние между головной дощечкой грота и осью шкива. Величина этого расстояния зависит от толщины грота-фала и составляет при тросе диаметром 3 мм не менее 20 см, при диаметре 4 мм —25 см, а при диаметре 5 мм —30 см. Если предусмотреть крепление грота-фала к головной дощечке в точке, расположенной чуть ниже начала рельса, то тем самым можно еще больше уменьшить износ на шкиве. Для ограничения высоты подъема грота наряду с черной маркой в таких случаях может служить упор, закрепляемый на мачте перед ее постановкой.

Постановка грота в гавани (или в положении левентик) не требует больших усилий. Наибольшую же силу приходится прикладывать, когда при сильном ветре необходимо снова поднять уже раз зарифленный парус. В этом случае лучше всего оправдала себя особая фаловая лебедка с рукояткой (рис. 331). Для этой же цели может быть также использована и шкотовая лебедка, но, чтобы не мешать проходу фала, рукоятка ее должна быть расположена с внешней стороны. В другом случае применяют таль, у которой коренной конец заложен на палубе, а ходовой, проходящий через блок и привязанный к тросовому фалу, обтягивается с палубы. Для грота площадью до 30 м2 достаточна одного блока, а для тали можно взять мягкий трос диаметром б мм (рис. 332, а).

У фаловой лебедки диаметр тросового барабана должен относиться к длине рычага приблизительно как 1: 3; например, при барабане диаметром 5 см длина рычага должна быть 15 см, считая от оси вращения барабана.

После установки грота переднюю шкаторину лучше всего обтягивать с помощью небольшой тали (оттяжки галса), которая оттягивает вниз оковку пятки гика, установленную на рельсе мачты. Для того чтобы иметь возможность лучше обтянуть фал грота, имеющего парусность до 50 м2 и который обычно поднимается без лебедки, рекомендуется поставить в коренной конец растительного фала еще один блок (рис. 338, b). Если же парус имеет еще большую площадь, то для выигрыша в силе следует поставить большее число блоков. Необходимость в установке промежуточных блоков возникает также и в том случае, когда нагрузка на лебедку становится слишком большой, а увеличить длину рычага (для того чтобы вращать лебедку без приложения больших физических усилий) больше невозможно из-за нехватки места. Такую картину мы можем наблюдать у грота площадью свыше 50 м 2.

Все вышесказанное относится также и к передним парусам. Однако из соображений надежности фалы в этом случае выбираются несколько прочнее: для стакселя площадью до 15 м2 необходимо брать трос диаметром 3 мм, до 30 м2 — 4 мм, до 50 м2 — 5 мм, до 70 м2 — 6 мм. Ходовой конец фала остается растительным и присоединяется через блок к ходовому концу стального фала. Обтягивание передней шкаторины производится с помощью простой шкотовой лебедки Сначала парус как можно туже натягивают руками, а затем, вращая лебедку на два-три оборота, добирают фал и ставят парус втугую. Конец фала, так же как и шкота, закладывается за утку или кофель-нагель. Если на мачте закреплена только одна фаловая лебедка грота, то сначала нужно выбрать через блок стаксель-фал, наращенный сизальским тросом до канифас-блока, а затем обтянуть фал и только после этого заложить. Обтягивание передней шкаторины достигается тем, что галсовый угол паруса крепится не за постоянную оковку, а за таль, которая позволяет тянуть трос вдоль палубы от носа к корме.

Небольшая лебедка, установленная на палубе непосредственно перед форлюком, имеет преимущество: она создает меньшее воздушное сопротивление, чем установленная на мачте, и поэтому может оказать существенную помощь в обтягивании тали для стакселя. Воротки, доходящие до форлюка и обслуживаемые оттуда, также служат для обтягивания шкаторин.

Для закладывания фалов за парус до сих пор применялись почти исключительно скобы. Но они имеют недостаток, При постановке или снятии паруса скоба или винт может выскользнуть из рук и упасть в воду. Если же в запасе нет ни одной скобы, то это большей частью приводит к тому, что начатая работа с парусом затягивается. Поэтому вместо скоб в настоящее время успешно применяются особые быстроразъемные скобы, сделанные по типу гаков и употребляемые до настоящего времени только для закладывания фалов.

Рис. 333. а — крепление паруса с помощью быстроразъемной скобы, b — обозначение мест, в которых могут применяться быстроразъемные скобы для облегчения работы

В настоящее время они успешно применяются также для крепления паруса к фалу и за палубу. На рис. 333, а показано крепление паруса. Быстроразъемные скобы применяются там, где при постоянном соединении действует растягивающая нагрузка. Они выгодны при быстрой смене парусов, когда при волнении необходимо работать на палубе, так как одна часть соединения постоянно находится на парусе, а вторая — прочно связана с фалом. Поскольку обе части нужно только вставить друг в друга, то при замене парусов не нужно опасаться, что что-то упадет за борт. На рис. 333, b показаны места, в которых могут применяться быстроразъемные скобы:

1) фалы спинакера, кливера, стакселя и апселя;

2) галсовые углы кливера, стакселя и апселя;

3) шкоты и брасы спинакера и апселя;

4) булинь грота и бизани;

5) завал-тали грота-гика и бизань-гика.

Все вышеперечисленное полностью относится также для фалов бизани и апселя.

ШКОТЫ

Как уже упоминалось, применение легкого гика требует для распределения его тяги особой проводки гика-шкота. Одинаковое в принципе расположение возможно в трех вариантах:


1. Если каютный люк сдвигается в сторону или дает возможность провести ходовой конец гика-шкота только по одному борту (разумеется, по наветренному!), то коренной конец шкота через скобу на кормовой части палубы крепится за блок с проушиной; блок в этом случае скользит по шпрюйту или передвигается по рельсу. Отсюда шкот проводится к двойному блоку на ноке гика, затем возвращается через палубный блок снова к ноку гика и далее проводится по нижней стороне гика через один или два направляющих обушка к блоку, укрепленному посредине гика Затем шкот направляют к блоку, укрепленному на палубе каюты, и уже оттуда — к крепежной утке, установленной в кокпите или на его комингсе (рис. 334, а).

Рис. 334. Различные способы проводки гика-шкота

2. Вместо этого можно управлять обоими концами гика-шкота прямо из кокпита; в этом случае шкот проводят из кокпита через блок на палубе каюты к гику, вдоль него — к ноку, отсюда — к блоку, укрепленному на кормовой

части палубы, и тем же самым путем обратно к другой стороне палубы каюты. Эту проводку делают таким образом, чтобы можно было управлять гика-шкотом с соответствующего наветренного борта. Так как тяга обоих концов к ноку гика одинакова, то здесь можно применить двойной блок. Для проводки шкота посредине гика рекомендуется укреплять два отдельных блока (рис. 334, b).

 

3. На небольших яхтах или при использовании грота площадью до 20 м2 коренной конец можно крепить также к блоку с проушиной, укрепленному на ноке гика. В этом случае шкот проводится через блок на палубе к гику и, как описано выше, проходит вдоль гика через палубу каюты к кокпиту (рис. 334, а).

Для управления стаксель-шкотами в основном применяются шкотовые лебедки самых разнообразных видов и размеров, которые значительно облегчают работу и экономят силы. Тали употребляют только для управления особенно крупными передними парусами. Для облегчения выполнения поворотов при генуэзском стакселе, значительно превосходящем по своим размерам грот, а также для быстрой смены шкотов хорошо оправдало себя применение особой «поворотной стропы» (рис. 335). С ее помощью после растравливания шкотов укорачивается нижняя шкаторина стакселя и, кроме того, задерживается хлопание паруса во время поворота. Эта снасть проводится от небольшогокоуша, расположенного на нижней шкаторине (примерно на конце первой трети ее длины) к блоку, установленному на стаксель-штаге в месте, где предполагается собирать мягкость паруса, помогая руками его перекладыванию. Отсюда снасть проводится к блоку, укрепленному ниже галсового угла паруса, а затем — по одному из бортов яхты в кокпит, откуда ее можно выбирать для облегчения поворота и после перехода паруса на другой борт снова растравлять.

Рис. 335. Поворотная стропа, служащая для облегчения перекладывания на другой борт передних парусов больших размеров

Для того чтобы при слабом ветре блоки стаксель-шкотов не бились о палубу и тем самым не мешали свободным от вахты и отдыхающим в каюте членам экипажа, их рекомендуется оттягивать вверх с помощью сезней или особых строп из стального или пенькового троса или же резинового шнура. На рис. 336 показан оттянутый кверху блок; стропа закреплена к промежуточному тросу леерного ограждения с помощью карабина.

Рис. 336. Для предохранения от ударов о палубу и раскачиваний блоки стаксель-шкотов имеют стропки из троса или резинового шнура, которые можно защелкнуть карабином за промежуточный трос леерного ограждения

Стаксель-шкоты, снабженные соответствующими названиями или номерами, удобно подвешивать на определенных местах в форпике. Оттуда их легко достать и в то же время там они хорошо проветриваются. Шкоты, находящиеся в постоянном употреблении, должны по возможности иметь свое постоянное место на палубе и подвешиваться для просушки на леерном ограждении или вантах. Для этой цели удобны небольшие концы с узлами и огонами или деревянными вставками и огонами, за которые подвешиваются отсоединенные шкоты.

Для перестановки точки крепления стаксель-шкота на палубе лучше всего применять короткие рельсы с кипами (передвижные кипы).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.