Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кумертау






С. И. МЕДВЕДЕВА

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

МОНОГРАФИЯ

КУМЕРТАУ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУМЕРТАУСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

С. И. МЕДВЕДЕВА

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

МОНОГРАФИЯ

 

КУМЕРТАУ


УДК 336.63: 37

ББК 65.497.4

М-42

 

 

Медведева С.И.

М 42 Финансовая политика в сфере высшего образования как фактор социально-экономического развития регионов: монография.- Кумертау: КИЭП, 2012.- с. 154.

 

Рецензенты:

Г.М. Залозная, доктор экономических наук, профессор

В. И. Сухочев, доктор экономических наук

 

 

ISBN

Монография посвящается актуальным проблемам формирования финансовой политики в сфере высшего образования и ее влияния на социально-экономическое развитие регионов. Автор исследует сущность финансовой политики и ее роль в развитии высшей школы, формулирует определение финансовой политики в сфере высшего образования, научно обосновывает ее влияние на рост основных социально-экономических показателей на примере регионов России, а также предлагает методикиоценки эффективности финансовой политики в сфере высшего образования.

Монография рассчитана на широкий круг читателей, в том числе руководителей высших учебных заведений, ученых и аспирантов, исследующих взаимосвязь экономики с развитием высшей школы, а также студентов, изучающих экономику высшего образования.

 

ББК 65.497.4

 

 

ISBN

© Медведева С.И., 2012

© КИЭП, 2012

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие…………………..…………………………………………………………………5

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Экономическое содержание и роль финансовой политики…………….........................7

1.2. Мировой опыт влияния финансовой политики в сфере высшего образования

на социально-экономическое развитие………………………………………….…...…27

1.3. Значение финансовой политики в сфере высшего образования для

социально-экономического развития России…………………………….…..………...36

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РОСТ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

2.1. Исследование воздействия финансовой политики в сфере высшего образования

на среднемесячную номинальную начисленную заработную плату занятых

в экономике России……………………………………………………………................51

2.1.2 Влияние финансовой политики в сфере высшего образования на рост

пенсий в России……………………………………………………………………..……65

2.2. Воздействие финансовой политики в сфере высшего образования на

среднедушевые доходы занятых в экономике России………………………….…..….71

2.3. Воздействие финансовой политики в сфере высшего образования на рост ВРП…....85

2.4. Воздействие финансовой политики в сфере высшего образования на рост ВРП…....98

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

3.1. Оценка эффективности финансовой политики в сфере высшего образования……………………………………………………………………….……..113

3.2. Методика оценки эффективности влияния финансовой политики в сфере

высшего образования на социально-экономическое развитие

России и регионов……………………………………………………………...…….…126

3.3. Направления совершенствования механизма финансовой политики в сфере

высшего образования…………………………………………………………………...130

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..145

.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В мировой практике за последние годы накоплены данные о позитивном воздействии сферы высшего образованияна уровень социально-экономического развития нации. В современных условиях уровень значимости образования в системе приоритетов, определяемых экономически развитыми странами, существенно увеличивается. Нации развиваются и прогрессируют лишь за счет весомых и опережающих вложений в сферу образования, а наиболее эффективным фактором производственных процессов становится человеческий капитал, выражаемый в уровне образованности населения, знаниях и умениях квалифицированных специалистов, занятых в экономике.

Проблемы, связанные со стабильным и достаточным финансированием высшей школы соответственно ее масштабам и потребностям, являются актуальными для всех стран. На современном этапе эти проблемы стали актуальны и для России.

В связи с этим на первый план выходят вопросы изучения взаимосвязей между уровнем высшего образования занятых в экономике граждан и темпами роста основных социально-экономических показателей, от которых зависит благосостояние населения страны. Без экономического анализа этих взаимосвязей на региональном уровне невозможно определить степень воздействия высшей школы на результаты социально-экономического развития регионов, а несоответствие финансовых вложений в сферу высшего образования уровню мировых стандартов может не позволить России достичь качественного уровня жизни населения страны, сравнимого с уровнем жизни экономически развитых стран.

По всем основным социально-экономическим показателям (ВВП, средней начисленной заработной плате, среднему размеру ежемесячных назначенных пенсий, среднедушевым доходам) Россия отстаёт от развитых стран мирового сообщества. Это отставание обусловлено рядом причин, в том числе, и недооценкой Правительством России роли уровня высшего образования в достижении устойчиво высоких темпов экономического развития.

Изучение возможностей увеличения темпов роста основных социально-экономических показателей на основе повышения уровня образованности занятого в экономике населения России с учетом передового отечественного и зарубежного опыта позволит внести корректировки в механизм финансовой политики в сфере высшего образования, которые положительно повлияют на результаты социально-экономического развития России. В этих условиях разработка новых инструментов финансовой политики в целом в сфере образования, исследование воздействия высшего образования на прирост основных социально-экономических показателей, а также изучение и решение финансовых проблем, препятствующих дальнейшему развитию высшей школы, имеют первостепенное значение. В то же время, анализ научных работ показал, что в настоящее время вопросы воздействия финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие, связанные с ролью уровня образованности населения России, остаются малоизученными в региональном аспекте, и практически не учитываются финансовой политикой нашего государства в сфере образования. Кроме того, наблюдается недостаток теоретических и методологических исследований в области применения методов финансового прогнозирования для изучения взаимосвязей высшей школы и экономики. Данные обстоятельства обусловили актуальность выбранного направления исследования.

В данной монографии автором была поставлена цель - представить разработанные теоретические положения и методики оценки влияния финансовой политики в сфере высшего образования на результаты социально-экономического развития регионов, обосновать и разработать рекомендации по формированию финансовой политики в сфере высшего образования России на современном этапе. Путям разрешения этих проблем и посвящена данная монография.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.