Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы самостоятельного учения






Слушание – принятие информации органами слуха, ее осознание, переработка и усвоение. В.Пекелис[1] отмечает, что человек использует около 25% совей способности слушать, поэтому чувствует затруднения в усвоении речевой информации. Например, по данным К.Симашки[2], слушая лекцию, только 36% студентов осознают ее содержание, 15% - не выделяют главного, 27% не успевают записывать и только 22% студентов не испытывают никаких затруднений. Чаще всего это объясняется недостаточным вниманием к лектору, к преподносимой им информации или недоразвитостью навыков слушания.

С целью повышения эффективности слушания целесообразно делать пометки на бумаге, научиться выделять самые ценные сведения в получаемой информации.

Чтение – принятие письменной информации органами зрения, ее осознание, переработка и усвоение. Суть повышения эффективности рассматриваемого метода – в рационализации чтения. Рациональное чтение – это научно обоснованная технология, обеспечивающая осознание и переработку максимального количества информации за кратчайшее время с минимальными затратами труда. Производительность чтения прежде всего зависит от его скорости. Читающие шепотом прочитывают 60-70 слов в минуту, скорость чтения учеников – около 100 слов/мин, студентов – 200-300 слов/мин, а при использовании технологии рационального чтения можно достичь более высокой скорости: среднебыстрое чтение – 300-360 слов/мин, быстрое – 360 – 450 слов/мин, очень быстрое – 450 – 550 слов/мин, чрезвычайно быстрое – 550 – 650 слов/мин.

Основной принцип рационального чтения состоит в том, что скорость чтения должна сочетаться со сложностью текста.

Скорость чтения увеличивается, если одним взглядом охватывает сразу несколько слов (2-5), так как при этом осознаются целые мысли, а не отдельные слова[3].

Чтение модуля является более сложным, так как, прочитав один или несколько блоков информации в правой стороне страницы модуля («учебный текст»), иногда необходимо перевести взгляд на левую сторону той же страницы, предназначенную для методического руководства обучением. И еще – многие модули составлены таким образом, чтобы стимулировать самоанализ деятельности, поэтому повышается доля времени, предназначенного для рефлексии, осмысления. В связи с этим скорость чтения текста модуля в среднем не превышает 200 слов/мин.

Учение по тексту (модуля). Изучение модуля начинается с ознакомления с ним. С этой целью анализируется «нулевой» элемент обучения (ЭО – 0), в начале которого представляется структура модуля (часто – графическое изображение, схема последовательности элементов обучения рассматриваемого модуля). Внимательный анализ структуры модуля помогает правильно организовать его дальнейшее чтение. После анализа схемы можно перейти к рассмотрению целей обучения (ЭО – 0, «учебный текст»), содержания модуля. Параллельно учебному тексту в левой стороне модуля («руководство по обучению») приводятся методические рекомендации по изучению данного модуля, с которыми необходимо ознакомиться.

Если структура модуля индивидуализируется применительно к каждому обучаемому, содержание модуля можно изучать либо только по рекомендованной (индивидуализированной) структуре, либо по полной структуре. Это решает саам обучающийся.

Целесообразно последовательно ознакомиться с содержанием элементов обучения (начиная с первых в порядке возрастания номера 30), но их можно изучать и отдельно, независимо друг от друга, если данные элементы являются независимыми. Независимый 30 – это такой элемент обучения, усвоение содержания которого возможно, без предварительного изучения какого-либо другого элемента. Например, в схематическом изображении структуры модуля (рис. 5) независимыми элементами являются 30-0, 30-1, 30-2, 30-3, 30-4.

Зависимыми элементами обучения называются такие, изучение которых возможно только после предварительного анализа одного или нескольких других элементов. Например, на рис.5 в качестве зависимых элементов представлены 30-2.1, 30-2.2, которые изучаются только после усвоения обучающимся элемента 30-2.

30-0
30-1
30-2
30-3
30-2.1
30-2.2
30-4

 

 


Рис. 5. Схема структуры модуля

Ознакомление с каждым из элементов начинается с уяснения целей обучения настоящему элементу. Если остается некоторая неясность, необходимо прочитать левую сторону страницы модуля, то есть «руководство по обучению», в котором приводятся пояснения по целесообразности изучения данного элемента. Далее необходимо вернуться к правой стороне модуля («учебный текст») и прочитать ее. При возникновении спорных, проблемных вопросов, затруднений необходимо параллельно читать обе стороны страницы.

В элементе обучения представляются не только теоретические аспекты рассматриваемого вопроса, но и практическая сторона проблемы, поэтому в него включаются и практические задания в виде задач, ситуаций и т.п., последовательное решение которых показано на левой стороне страницы модуля. Обучающийся должен найти в себе силы решать задание самостоятельно и только в случае непонимания или возникновения других затруднений обращаться к методическому руководству.

Каждый элемент обучения обычно заканчивается вопросами для самоконтроля (правая сторона модуля). Самостоятельно ответив на вопросы, обучающийся может проверить правильность ответов. Правильные ответы параллельно представлены на левой стороне модуля (см. рис. 6).

 

Руководство по обучению Учебный текст
................................................................. ................................................................. Ответы на вопросы: 1............................................................... 2............................................................... .................................................................... .................................................................... Вопросы для самоконтроля: 1.................................................................. 2..................................................................

 

Рис. 6. Форма страницы модуля

В последнем элементе модуля (в примере, представленном на рис. 5. – 30-4) резюмируется содержание всего модуля и предлагаются контрольные задания для проверки качества его усвоения. Часто для проверки знаний используется дидактический текст, при этом в левой стороне модуля приводится несколько ответов (правильных и неправильных) на каждый вопрос, поставленный в его правой стороне. Обучающийся должен выбрать правильные ответы. Если модуль предназначен для самостоятельных занятий, в самом его конце, в левой стороне, указываются номера правильных ответов и методика проверки качества усвоения. В том случае, если качество усвоения проверяется педагогом, правильные ответы и методика проверки качества усвоения в модуле не указываются.

Изучение текста проводится в соответствии с общими правилами усвоения информационного материала и включает в себя следующие этапы:

1. Цель – понять материал по конкретной теме. Текст внимательно читается первый раз, выясняются неясные понятия, мысли. Выделяется главное в тексте. В отдельных случаях составляется план текста.

2. Цель – усвоить текст. Текст читается второй раз, за чтением следует его воспроизводство с помощью плана или модуля. Это повторяется до тех пор, пока не будут усвоены все детали. Выполняются практические задания.

3. Цель – воспроизводство текста без плана или модуля. Текст воспроизводится своими словами, правильной речью.

4. Цель – понять текст в целом и его основные моменты. Текст читается третий раз, уже полностью.

5. Самоконтроль усвоенного материала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.