Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Современная жизнь ставит перед системой образования серьезные задачи эффективной подготовки людей к трудовой деятельности в условиях научно-технического






П.А. Юцявичене

МЕТОДЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Учебное пособие

 

Вильнюс, 1988


ВВЕДЕНИЕ

 

Современная жизнь ставит перед системой образования серьезные задачи эффективной подготовки людей к трудовой деятельности в условиях научно-технического прогресса. В решении данных задач в аспекте непрерывного образования участвует средняя общеобразовательная и специальная школы, ПТУ, высшая школа и система последипломного обучения. Практика и результаты их деятельности показывают необходимость новых подходов к совершенствованию педагогических процессов, заключающихся в его интенсификации, повышения качества обучения, самостоятельности обучающихся, индивидуализации содержания обучения. Успешное решение этих проблем требует применения модульного обучения (МО) в разных педагогических системах.

Педагогическая подготовка к модульному обучению – трудоемкая работа, требующая от преподавателей высокой педагогической и предметной квалификации. Основное средство модульного обучения – модульная программа (МП) – создается силами лучших специалистов, в том числе и педагогов, владеющих широким спектром методов обучения, используемых в частях модульной программы, предназначенных для методического консультирования преподавателей и обучающихся. В связи с этим перед преподавателями и обучающимися, которым работа с модульной программой позволяет в ходе педагогического процесса действовать в режиме субъект-субъект, встает проблема овладения широким спектром методов обучения, включая классические, применяемы со времен Я.А. Коменского, и современные методы.

В научной и методической литературе рассматриваются проблемы внедрения методов обучения. Особое внимание уделяется их классификации (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер и др.), конкретному обсуждению (Ю. Вооглайд, Т.А. Ильина), исследованию возможностей их применения в средней школе (Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина), в вузе (С.М. Архангельский, М.Д. Васильева, В.М. Вергасов, П.М. Гедонов, В.М. Петренко, М.А. Рейнгард). В последнее время появились работы советских исследователей, посвященные методам обучения, применяемых в системе последипломного образования (Ю. Вооглайд, А.Е. Дружинин, А. Каарнээм, К. Лоогма, Н.А. Стафурина, М.О. Цуркава), а также методы самостоятельного учения (Л. Йовайша).

Если вышеупомянутые авторы чаще всего рассматривают классические методы обучения, уже проверенные временем и педагогической практикой, то теоретики сравнительной педагогики уделяют серьезное внимание новым подходам к преподаванию и учению, особенно активизирующим методам обучения (Н.Д. Никандров, Л.С. Толкачева). Исследования по сравнительной педагогике затрудняются отсутствием в трудах советских и зарубежных авторов одного подхода к употреблению таких понятий, как приемы, методы и формы обучения. В работах исследователей западных стран используется общее название «методы обучении». Таким образом, в «Энциклопедии методов подготовки руководителей», составленной А.А. Гусинским, представлено 299 способов, методов и форм обучения.

В связи с недостаточно четки определением понятий возникают весьма существенные трудности. Вопрос о строгом разграничении методов и организационных форм до сих пор не решен однозначно и в советской дидактике. Автор настоящего учебного пособия придерживается подхода, согласно которому метод обучения есть способ управления познавательной деятельностью обучаемого. Каждый метод состоит из определенных приемов деятельности педагога и обучающегося. Организационная форма есть способ взаимодействия обучающего и обучаемых, в пределах которого реализуются цели, содержание и методы обучения.

При организации модульного обучения, которое в идеальном режиме может осуществляться при субъектно-субъектном взаимодействии обучающегося и педагога, особенно важно подобрать комплекс методов обучения сразу по трем параметрам: 1. Возможность предоставления новой информации. 2. Активность обучающегося. 3 Активность педагога.

В данном учебном пособии на основе исследования обширной педагогической литературы по методам обучения, экспертной оценки методов обучения по трем вышеназванным параметрам их подбора, а также четырнадцатилетней педагогической работы автора представляются методы обучения и оцениваются возможности их применения в модульном обучении.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.