Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Классификация методов обучения






 

Методы обучения можно классифицировать на группы и подгруппы по различным критериям. Исходя из предъявляемых к данным методам основных требований, их можно разделить на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, осуществления творческой деятельности, закрепления и проверки знаний. Достаточно распределена и классификация методов по схеме, представленной в таблице 1.

 

Таблица I

Классификация методов обучения по источникам знаний

и степени активности учащихся

 

По источникам знаний:   По степени активности учащихся:
Воспроизводящие (репродуктивные) Частично-поисковые Исследовательские
Словесные  
Наглядные
Практические

 

 

Эта схема позволяет выделить 9 групп методов.

В педагогической литературе предложена многомерная модель методов обучения. в которой сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания. Известна также классификация, сочетающая методы преподавания и методы учения.

Ю.К. Бабанский, исходя из концепции целостности деятельности и методов, осуществил классификацию методов обучения с позиций воспитывающего обучения (см. табл.2). Его классификация отличается полнотой систематизации методов организации познавательной деятельности, но в ней отсутствует оценка данных методов с точки зрения возможностей активизации учебного процесса, имеющих особое значение для организации модульного обучения.

 

 

Таблица 2

Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому

Основные группы методов обучения Основные подгруппы методов обучения Отдельные методы обучения
1. Методы стимулирования и мотивации учения 1.1. Методы формирования интереса к учению Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулировании и др.
1.2. Методы формирования чувства долга и ответственности Методы учебного поощрения. порицания, предъявления учебных требований и др.
2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций 2.1. Перцептивные методы (передача и восприятие учебной информации посредством чувств):  
словесные методы лекции, рассказы, беседы и др.
наглядные методы методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа
аудиовизуальные методы сочетание словесных и наглядных методов
практические методы методы упражнений, проведения опытов, выполнения трудовых заданий
  2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.
2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод и др.), репродуктивные (инструкция, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.) методы
2.4. Метод самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа с книгой, приборами, объектами труда и др.
3. Методы контроля и самоконтроля 3.1. Методы контроля Методы устного, письменного, лабораторного, машинного контроля. Методы самоконтроля.

 

 

Ю. Вооглайд, исследуя методы обучения взрослых, классифицирует их, исходя из направленности и восприятия. Он предлагает следующую систему методов обучения:

1. Методы одностороннего представления материала (лекция, речь, доклад, отчет, обзор, рассказ, объяснение).

2. Методы ознакомления с опытом других людей (обмен опытом, интервью, встречи с коллегами, встреча с именитым гостем, учебный поход, экскурсия, стажировка, практика, интернатура, самостоятельная работа, психодрама, социодрама, тренинг сенситивности, группа общения, анализ различных носителей информации, организационная диагностика, эксперимент).

3. Методы проблемного обучения (анализ событий, разрешение инцидентов (конфликтов), анализ случаев из практики (кейсов), исследование обстоятельств (экономических, природных, культурных, исследование положения дел, ресурсов, условий, ситуаций и т.п.).

4. Методы побуждения к творческому поиску (поисковые игры, мозговая атака и т.п.).

5. Методы активизации слушателей (дискуссия, диспут, ролевая игра, деловая игра, экспертиза, программное обучение, групповая работа, самостоятельная работа с учебником, моделирование, «мусорный ящик» и т.п.).

6. Письменные вспомогательные работы (реферат, описание экспериментов, инцидентов, ситуаций и т.п., составление планов и т.д.).

7. Методы контроля или обратной связи (семинар, консультация, коллоквиум, конференция, симпозиум, зачет, экзамен, защита семинарских, выпускных работ, интервью, анкетный опрос).

8. Основные письменные работы (семинарская работа, курсовая работа, выпускная работа, доклад на конференции, дневник практики).

9. Внеучебные мероприятия (посещение кино, театра, выставки с последующим обсуждением и т.п.).

В данной классификации акцентируется внимание на деятельностной и эмоциональной активизации обучающихся, рассматриваются классические и новейшие методы обучения, однако в качестве таковых представляются не только сами методы, но и формы обучения (например, групповая работа), что затрудняет их анализ.

В основе классификации, используемой кафедрой педагогики Вильнюсского государственного университета, лежит предоставление знаний, развитие умений и навыков в процессе разновидового взаимодействия (от субъект-объектного до субъект-субъектного) педагога и обучающегося. Согласно этой классификации методы подразделяются на следующие группы и подгруппы:

1. Информационные методы:

1.1. Предъявляющие.

1.2. Воспроизводящие.

2. Операционные методы:

2.1. Упражнения.

2.2. Практические.

2.3. Лабораторные.

3. Методы поискового типа:

3.1. Эвристические.

3.2. Проблемные.

3.3. Исследовательские.

Указанная классификация является наиболее приемлемой для систематизации методов, применяемых в модульном обучении, так как в процессе организации МО большое значение имеет характер взаимодействия педагога и обучающегося.

Метод обучения включает в себя, с одной стороны, методы преподавания, с другой, - методы учения. Л. Йовайша, учитывая особую важность самостоятельной работы обучающихся для повышения эффективности учебного процесса, выделяет методы самостоятельного учения в отдельную группу, предлагая следующую их классификацию.

1. Методы исследования информационных источников:

1.1. Перцептивные методы учения (слушание, чтение).

1.2. Мнемонические методы учения (учение по учебникам).

1.3. Ментальные методы учения (планирование, работа с книгой).

2. Практические операционные методы учения:

2.1. Методы выполнения упражнений.

2.2. Методы выполнения практических работ.

2.3. методы выполнения лабораторных работ.

3. Методы учения творчеству:

3.1. Методы познания и оценки творческой деятельности.

3.2. Методы организации процесса творчества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.