Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поисковые методы






 

Анализ конкретных ситуаций:

а) студия случая. Обучающимся представляется письменный или видеоматериал, который содержит в себе проблемную ситуацию. на его основе разворачивается дискуссия, цель которой – найти путь решения проблемной ситуации. Руководителем дискуссии является преподаватель;

б) метод развития инцидента. Преподаватель описывает группе инцидент; обучающиеся могут задавать вопросы, выясняя различные детали. Каждый из присутствующих высказывает свое мнение об инциденте и о путях выхода из него. Обучающиеся, выступившие со сходными мнениями, объединяются в группы, а между последними разворачивается дискуссия, цель которой – определить истинные причины инцидента и наилучшие пути выхода из него;

в) иллюминационный анализ инцидента. Метод целесообразно использовать, если обучение проводиться в реальном коллективе. все члены которого принимали участие в действительно имевшем место инциденте. Ход событий раскрывается с помощью карты, на которой, используя «булавочных человечков», обозначают личную позицию каждого в происшедшем инциденте. Руководитель анализа (он же и составитель чертежа) комментирует ход событий, каждый раз занимая позицию одного из их участников. и при этом все время дополняет чертеж. Часто в результате этого чертеж принимает карикатурную форму, но зато показывает, как избежать подобных инцидентов;

г) анализ критического инцидента. Члены группы разбиваются на небольшие подгруппы. Каждому обучающемуся отводиться несколько минут для того, чтобы вспомнить какой-либо критический инцидент в межличностных отношениях членов его организации. Затем в подгруппах производится обмен опытом по поводу развития и итогов инцидентов.

Использование в процессе модульного обучения методов анализа конкретных ситуаций способствует активизации усвоения теоретических знаний, необходимых для решения практических проблем деятельности, позволяет обучающимся моделировать свою деятельность в будущем.

Беседа по Сократу. При достаточной подготовленности обучающихся возможны и весьма желательны беседы, в ходе которых они под руководством педагогов сами отыскивают возможные ответы на проблемные вопросы. Такие беседы носят эвристический характер. В их ходе педагог может пользоваться приемом «вопросы Сократа», т.е. предъявлять обучающимся такую последовательность целенаправленных вопросов, исходящих из их предшествующих ответов, которая помогает им, не получая помощи, найти правильный ответ, решение существующей проблемы. «Вопросы Сократа» можно использовать и с другой целью – завести обучающихся в тупик, показав неверность их суждений, и тем самым побудить у них желание узнать необходимую для решения проблемы новую информацию.

Метод беседы по Сократу открывает уникальные возможности для привлечения обучающихся к формированию выводов и обобщений.

Применение этого метода рационально в небольших группах (12-16 чел.), если проблемность изучаемого материала доминирует над количеством представленной информации.

Группа шума. Метод требует создания из обучающихся небольшой группы людей (2-6 чел.), которая, прерывая обычный ход лекции, дискутирует с лектором во время занятий. Использование данного метода способствует достижению различных целей: оказание помощи всей аудитории в выяснении неясных понятий, осуществлению обратной связи с аудиторией, активизация критического мышления у обучающихся, включение в работу пассивных студентов и т.п.

Деловая игра. Цель применения данного метода – выработать у обучающихся умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности руководителей и специалистов, творческое мышление, способности оценивать деятельность.

Деловая игра (ДИ) – это имитационная игра, в которой воспроизводится настоящая деятельность конкретных работников. Ее можно разделить на следующие этапы: подготовительный, вводная часть, игровой, заключительный.

На подготовительном этапе обучающиеся изучают возможности использования общих теоретических методов решения ситуационных задач в данной игре, знакомятся с объектом игрового моделирования, игровой ситуацией. функциями участников, правилами и методикой проведения игры. а также системой оценивания. В конце данного этапа рекомендуется провести проверку подготовки участников в форме репетиции деловой игры или зачета.

Во вводной части ДИ комплектуются игровые группы. выдвигаются лидеры, распределяются роли между участниками. Если на подготовительном этапе не проводилась репетиция ДИ, то рекомендуется провести ее во вводной части.

Центральная часть деловой игры – игровой этап. Занятие носит увлекательный, захватывающий характер, если разыгрывается ситуация, затрагивающая только что изученный материал и требующая совершение каких-то действий, поступков или применение навыков коррекции межличностных отношений. Не рекомендуется заострять внимание обучаемых на том. что они участвуют в игре

На заключительном этапе проводиться анализ результатов, подводятся итоги игры, при этом нельзя обсуждать актерские данные ее участников. результаты игры анализирует либо преподаватель, либо сами участники. При обсуждении результатов и подведении итогов объявляются победители, выясняются причины победы одних и поражения других. Выявляются слабые места в теоретической и практической подготовленности обучающихся.

Использование данного метода в модульном обучении активизирует педагогический процесс. стимулирует заинтересованность обучающихся в лучшей подготовки к игре. которой они могут добиться, самостоятельно работая с соответствующими модулями.

Деловая корзина. Цель метода – активизировать обучающихся, ориентировать их на самостоятельное решение различных проблем моделируемой деятельности.

В «деловой корзине», в качестве которой может выступать небольшой ящик. помещаются задания, написанные на листках бумаги. Чаще всего они адресуются одному действующему лицу, например. вновь назначенному руководителю предприятия. Обучающиеся поочередно вынимают из «корзины» задания и выполняют их сугубо самостоятельно. за их действиями следит преподаватель и группа.

Затем группа. консультируемая преподавателем, еще раз, но уже коллективно выполняет все задания, что приводит к их более глубокому анализу.

Дискуссия. Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя и более лицами. Ее задача – обнаружить различия в понимании вопроса, и в товарищеском споре установить истину, прийти к единой точке зрения. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.

Первый шаг в каждой дискуссии – определить желаемый результат. Следующий – понять точку зрения другой стороны.

Для того, чтобы управляемая дискуссия прошла успешно, к ней надо тщательно готовиться. учитывая при этом особенности, интересы ее участников. К технологии дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование позиций и реакций оппонентов. планирование своего поведения, выбор вопросов, слушание. понимание иных позиций, обобщение, позитивное заключение.

Основные задачи ведущего дискуссию: создать атмосферу. в которой может развиваться свободная дискуссия; обеспечить понимание и поддержку группой целей дискуссии; стимулировать высказывание идей, мнений; убедиться, что все имеют возможность высказаться; поддерживать дискуссию в нужном направлении; разъяснять запутанные вопросы, обеспечить участника дискуссии нужной информацией; сделать заключение.

Ведущий дискуссии должен уважать чужие мнения даже если он с ними не согласен, контролировать ее ход с помощью вопросов. Хороший вопрос характеризуется краткостью, ясностью формулировки, его легко понять, он связан только с сутью дела, логически последователен. Наиболее полезны открытые вопросы, начинающиеся с вопросительных слов «почему», «что» или «как», на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». как правило, полезнее ставить вопросы, на которые может ответить любой участник группы, чем задавать индивидуальные вопросы. Общие вопросы заставляют готовить коллективные ответы. Индивидуальные вопросы полезны в том случае, если нужно включить отмалчивающегося обучающегося в дискуссию или остановить болтуна, кроме того, они способствуют поддержанию дискуссии. если она начинает «угасать». Целесообразно использовать индивидуальные вопросы и в тех случаях, когда нужно узнать конкретный личный опыт. Следует избегать задавать индивидуальные вопросы в определенном порядке (например, поочередно, по направлению движения часовой стрелки и т.п.). Полезно трансформировать общие вопросы в индивидуальные, т.е., поставив вопрос перед группой, сделать паузу для обдумывания и адресовать его конкретному лицу.

Ведущий должен поощрять участников дискуссии к обмену мнениями между собой, а не дискутировать по схеме «ведущий – участник». Его задача – «подать» проблемную идею, а затем следить за ходом ее развития.

Во время дискуссии полезно периодически резюмировать ее промежуточные результаты, что позволяет акцентировать основные положения, убедиться в прогрессе, достигнутом при обсуждении проблемы, удерживать дискуссию на правильном пути, предоставить участникам возможность сделать те замечания, которые они не успели сделать раньше, мотивировать стремление обучающихся к дальнейшему прогрессу.

Особенно важно обращать внимание на тот момент, когда высказываются спорные или ошибочные мнения. Лучшей тактикой в случае несогласия с определенным суждением является выдвижение вопроса для общего обсуждения. если и несколько последующих высказываний приводят к тому же выводу, ведущий ни в коем случае не должен указывать всем, что они заблуждаются. Слабое место уже известно, и позднее можно предпринять меры по формированию правильного представления.

Если дискуссия отклоняется от темы и группа уходит от основной проблемы, ведущему следует обобщить это отклонение, указать, как и когда можно продолжить решение данного вопроса, и предложить вернуться к главной теме.

Очень важно в конце дискуссии сделать эффективное обобщение, сформулировать единые выводы. показать, к чему ведет несогласие с ними, отметить все идеи группы.

Дискуссии эффективнее протекают в мелких группах, например, в подгруппах академической группы.

В процессе модульного обучения предварительная работа каждого обучающегося с модулем может обеспечить хорошую предметную подготовку всех участников дискуссии, поэтому ее ведущим не обязательно должен быть педагог, его можно избрать и из числа обучающихся.

Обсуждение вполголоса. Метод является своего рода микродискуссией. Для ее проведения сравнительно многочисленная группа обучаемых, присутствующих на практическом занятии, разбивается на небольшие подгруппы. которые будут обсуждать те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Каждая подгруппа, состоящая примерно из десяти человек получает от преподавателя задание, выполнение которого должно дать какой-то материальный (конкретный) вывод. В зависимости от трудоемкости работы количество членов подгрупп может уменьшаться до четырех человек, но не менее, так как дальнейшее его снижение делает метод неэффективным. Время должно строго лимитироваться. Традиционные материальные результаты «обсуждения вполголоса» таковы: составление списка интересных мыслей, возникших при выполнении данного задания; выступление одного-двух членов подгрупп с докладами, в которых анализируются пути решения данной проблемы, предлагаемые подгруппой; составление методических разработок или инструкций; составление плана действий для выполнения заданий другими подгруппами. Существует 2 варианта тем для обсуждения, так называемые «открытый» и «закрытый». В качестве «закрытого» задания может рассматриваться предложение доказать, что данная проблема может существовать в данной организации. Пример «открытого» задания: составить список «сопутствующих задач, которые должны быть решены для устранения проблемы.

Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на подтемы – отдельные задания.

Применение рассматриваемого метода в модульном обучении эффективно при групповом решении практических проблемных заданий. предусмотренных в модуле, или при выработке самим обучающимся плана дальнейшего усвоения содержания модуля. применение метода во втором случае позволяет организовать модульное обучение в идеальном субъект-субъектном взаимодействии педагога и обучающегося.

Занятие методом «обсуждение вполголоса» рекомендуется проводить в форме соревнования с присуждением того или иного количества очков и с точным указанием времени на каждый определенный шаг. Преподаватель должен поддерживать дружескую рабочую атмосферу на занятиях, поощрять наиболее отличившихся участников, а также найти время обсудить результаты работы каждой подгруппы. Для большей эффективности занятий состав всех подгрупп периодически меняется.

Форум. Метод является разновидностью дискуссии. в ходе которой участникам разрешается выступать неограниченное время, если при этом удается поддерживать заинтересованность аудитории.

Примерное число участников форума – около 20 человек.

«Думай и слушай». Цель применения метода – обучение решению практических проблем. Его реализация опирается на групповую деятельность обучаемых. Каждому обучающемуся отводится короткий отрезок времени, за который он должен высказать свое мнение по решению актуальной для него или предложенной преподавателем проблемы практической деятельности. Присутствующие в аудитории его прерывать не могут, а должны внимательно слушать. После выступления товарища, они должны помочь ему до конца решить проблему.

В процессе модульного обучения перед применением данного метода необходимо указать обучающимся, содержание какого модуля необходимо усвоить для решения предложенных проблем.

Инновационная игра (ИИ). Основная цель применения метода - организация действий участников в моделируемой развивающейся действительности. позволяющая получить на выходе реальные желаемые результаты. Инновационная игра. в отличии от деловой игры. более приближена к реальной ситуации и на выходе дает реальный продукт.

При организации инновационной игры необходимо придерживаться ряда принципов:

1) принципа системности, состоящего в том, что игра программируется и организуется как целостная система человеческой деятельности и взаимодействий;

2) принципа коллективной ответственности, означающего, что ответственность за ход и результаты игры несет группа обучающих (консультантов, преподавателей) вместе с заказчиком игры (им чаще всего бывает организация, нуждающаяся в консультировании);

3) принципа единоначалия, заключающегося в праве руководителя игры принимать решения, касающиеся организации игры, в течение всего игрового периода;

4) принципа самопрограммирования, состоящего в том, что программа конкретной игры намечает ее лишь в общих чертах. В ходе же ее развития новые ситуации, идеи, повороты в работе задают и новые игровые сюжеты, формы и методы работы. Как правило, в начале игры самопрограммирование осуществляется силами консультанта, в конце игры – силами участников;

5) принцип саморазвития, продолжающего и развивающего принцип самопрограммирования. Его суть состоит в том, что игра осуществляется не по четко определенным заранее предписаниям, а в соответствии с возникшей «здесь и теперь» ситуацией и ориентацией на поиск новых средств ее разрешения, новые формы деятельности и взаимодействий;

6) принципа контролируемой борьбы, заключающегося в конкурсности, конкурентности, соревновательности взаимодействия групп. Каждая группа готовит свой проект, но победитель может быть только один;

7) принципа развивающего обучения, ориентирующего участников не на расширение объем знаний, а на освоение и разработку новых средств разрешения проблемных ситуаций в ходе реализации перспективных стратегий участников. Значит, этот метод может применяться на завершающей стадии модульного обучения, когда обучающиеся пополнившие свой тезаурус, готовы к практическим действиям инновационного порядка.

Программа организации инновационной игры включает три этапа работы:

1) подготовка игры: достижение договоренности с организацией, на базе которой будет проходить ИИ; уточнение основной задачи ИИ; проведение диагностики организации, первичный анализ ситуации, в которой возникла задача; разработка программы игры; исследование личностных особенностей участников; организационные мероприятия по подготовке; окончательный подбор участников (эти операции выполняются консультантами);

2) проведение игры: введение в игру – ознакомление участников с правилами игры, распределение участников по группам; организация процесса игры – установление операций, техники и процедуры. Программы ИИ составляются по модульному принципу. т.е. они состоят из модулей, из которых в каждый данный игровой момент можно «собирать» пакет средств для организации игры. Такой пакет модулей программы инновационной игры может быть подготовлен в качестве дидактического обеспечения соответствующего учебного модуля, входящего в комплексную модульную программу;

3) завершение игры: в последний день ИИ формируется инициативная группа для доведения результатов игры до сведения всего коллектива и до уровня распорядительных документов.

Рекомендуемая продолжительность инновационных игр – не менее пяти дней.

практика показывает, что овладение методами и средствами проведения инновационных игр требует от их организаторов (консультантов, преподавателей) профессионализации и значительных затрат времени (по мнению В.С. Дудченко – до трех лет).

Лабиринт действий. На практических занятиях, проводимых по методу «лабиринт действий», обучающиеся снабжаются детальным печатным описанием инцидента или ситуации, которые возникают в реальной действительности специалистов и руководителей. В конце описания каждой ситуации приводится список действий, одно или несколько из которых являются приемлемыми для разрешения данного конфликта. Такой перечень позволяет обучаемому не только «прокрутить» возможные варианты решения проблемы, но и мысленно проследить все возможные последствия решения, непредвиденные побочные осложнения и т.д. Таки образом, обучаемым предоставляется возможность решить задачу несколькими способами, чтобы научить их отличать тупиковые варианты решений от решений, ведущих к цели.

Рассматриваемый метод применяется в тех случаях, когда нужно научиться быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или в ситуациях со многими возможными исходами (при поиске неисправностей в аппаратуре, при поиске выхода из конфликтной ситуации и т.п.).

Метод «лабиринт действий» может использоваться в модульном обучении при изложении содержания обучения в самом модуле в виде программирования практических заданий или при обеспечении модуля дополнительными дидактическими материалами.

Метод аперцепции-интеракции. применению данного метода предшествует изучение проблем жизнедеятельности обучающихся. Для этого можно использовать такие методы исследования, как интервью, дискуссия, рассказ и т.п. На основе результатов исследования формируется комплект учебных материалов, который могут составлять картины, фотографии, литературные произведения на заданную тему. Изучение проблемы начинается с организации объяснения своих чувств или обмена практическим опытом по представленной в картине, произведении теме (апперцепция). Затем проводится дискуссия, посвященная обсуждению представленной темы, проблемы (интеракция). Роль педагога – помочь обучающимся анализировать возможные поступки действующих лиц.

В процессе модульного обучения данный метод используется при усвоении содержания модулей психолого-педагогического цикла, таких как «Общение», «Воспитание», «Познание личности», «Развитие коллектива» и др. Индивидуализированный подход к обучающимся реализуется через выявление психолого-педагогических проблем их деятельности. По результатам диагностики обучающиеся разделяются на подгруппы, познавательная деятельность в которых организуется на основе изучения соответствующих модулей с использованием описанного метода.

Мозговая атака (breainstorming). Суть метода заключается в том, что для обсуждения конкретной проблемы собирается группа обучающихся, которая делится на две подгруппы: генераторы идей и критики. Генераторы идей высказывают все идеи по решению данной проблемы, какие только приходят им в голову.

Основные принципы мозговой атаки:

1) не критиковать – можно высказать любую мысль без опасения, что она будет признана неудачной;

2) стимулировать любую инициативу, причем, чем страннее кажется идея, тем лучше;

3) стремиться к наибольшему количеству идей;

4) разрешается изменять, комбинировать, улучшать предложенные идеи (свои и чужие).

По завершении работы подгруппы генераторов идей приступает к работе подгруппа критиков. Она анализирует, оценивает, синтезирует предложенные идеи, выбирает те, которые обеспечивают решение проблемы.

Я.Шушански предлагает реализовать метод мозговой атаки по схеме, представленной на рис. 2.

Одним из вариантов метода «мозговой атаки» является метод «636», согласно которому лишь основные идеи должны совершенствоваться и доводиться до стадии завершения. Естественно, что в этом случае набор идей более ограничен, чем при использовании обычного метода «мозговой атаки». Обмен информацией в пределах группы (состоящей из 6 человек) в этом случае является не многосторонне-речевым, а односторонним и осуществляется в письменном виде.

Я.Шушански предлагает следующую схему реализации метода «635» (рис. 3).

На первом этапе реализации метода «635» каждый из шести членов группы записывает в свой бланк (рис. 4) 3 основные идеи по решению поставленной проблемы. Основные идеи (6*3=18) по очереди поступают к членам группы. каждый из которых дополняет их еще тремя предложениями. После прохождения через руки всех шести участников бланки содержат 108 идей. Затем в работу включается группа критиков, деятельность которых осуществляется по аналогии с IV этапом схемы мозговой атаки.

Практика применения метода «635» показывает, что представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем высказанные устно, хотя зачастую бываю менее оригинальными.

Метод «мозговой атаки» (или его разновидность метод «635») используется для развития творческих способностей или для решения сложных проблем. В модульном обучении эффективность применения рассматриваемого метода значительно повышается. т.к. предварительное изучение модулей, соответствующих рассматриваемой проблеме, обеспечивает большую компетентность участников «мозговой атаки» (или «635»).

 

 

Проблема?

 

 


I этап

 

Подготовка Задача организатора (педагога)
Информирование членов группы о теме исследования (не о проблеме, подход к решению которой должен быть спонтанным!)   Подготовка вспомогательных средств, необходимых для регистрации идей и их визуального изображения

 


 

II этап

 

Реализация I Свободное высказывание идей
Задачи организатора: ознакомление с правилами участия; уютное сообщение и визуальный показ однозначной проблемы; поиск такого определения неоднозначной проблемы, которое признается всеми членами группы; активизация работы группы в случае, если творческая напряженность снижается (путем постановки вопросов, предложения собственных идей, новых подходов и др.) Правила участия; запрещены споры, критика и сравнительная оценка; количество идей важнее их качества; могут быть представлены и чужие идеи; не нужно чуждаться непривычного, утопического. Идеи должны быть представлены в сжатом виде.

 


 

III этап

 

Реализация II Развитие идеи
Задачи организатора: приведение примеров, поиск комбинаций; стимулирование комбинирования идей путем постановки вопросов, напр.: «Есть ли связь между идеями 4 и 6?»; представление полного списка идей, рожденных на этапе их высказывания, поскольку возможности комбинирования идей тем меньше, чем уже плоскость, в которой ведется поиск взаимосвязей между ними Правила участия: см. выше

 


IV этап

 

Оценка Критика идей
Задачи организатора: включение в список идей, поступивших после коллективной работы; классификация идей; обеспечение обсуждений, критики и качественной оценки каждой идеи; защита идей от привычных аргументов (например от таких: «Неужели не годится то, что мы до сих пор делали?»); информирование о проблемах, оставшихся открытыми Задачи участников: обсуждение, критика и качественная оценка каждой идеи по следующим критериям: - соответствие предпосылкам и удовлетворения требованиям; - возможность реализации или ее отсутствия; - возможность реализации сразу или по истечении конкретного периода времени; - возможность реализации идей, не отвечающих поставленной цели, в других областях; - возможность реализации без дальнейших исследований  

 


Решение

 

Рис. 2. Схема мозговой атаки

 

 

 
Рис. 3. Реализация метода “635”: Т1 – Т6 – члены группы; …. - порядковый номер передачи идей от Т1 к Т6  
Идея 2
Идея 2  
Идея 2  
Идея 2  
Идея 2  
Идея 2  
 
 
 
Т2  
Т1  

 

 


Т3  

 

 

Т6  
Т5  
Т4  

 

В чем состоит проблема?
В чем ее решение? В каком направлении, каким образом можно развить идею?
I член группы II член группы III член группы IV член группы V член группы VI член группы
Первая идея:            
Вторая идея:            
Третья идея:            

 

Рис. 4. Образец бланка сбора идей

Панельная дискуссия – это одна из разновидностей метода «дискуссия». Применение данного метода преследует цель предоставления обучающимся информационного материала с очевидной демонстрацией его преимуществ и недостатков не рецептурным образом, а на основе противоборства мнений и суждений.

Небольшая группа людей (от 4 до 6) – крупных специалистов – дискутирует по определенной теме или проблеме. Группа обучающихся размещается вокруг них и внимательно следит за дискуссией.

В процессе модульного обучения метод «панельная дискуссия» не рекомендуется использовать часто, так как его эффективная организация требует немалых финансовых затрат, а главное – приглашения на занятия нескольких крупных специалистов. Однако применение данного метода целесообразно при обсуждении важнейших проблемных вопросов, касающихся общественного, научно-технического прогресса, после предварительного усвоения обучающимися содержания соответствующего модуля.

Программа саморазвития. Цель метода – самосовершенствование обучающегося. Метод «программа саморазвития» может применяться после использования метода «самокритики». Установка недостаток знаний, умений в конкретной сфере человеческой деятельности или потребность в развитии конкретных личностных качеств, обучающийся, консультируясь с преподавателем, составляет программу саморазвития.

В процессе модульного обучения составление программы саморазвития становится более управляемым, так как индивидуализация содержания модульной программы в соответствии с реальными потребностями каждого обучающегося и является последовательной программой саморазвития.

Прогрессивный семинар. Цель метода – провести обучающихся по долгому пути противоречий, сомнений, дискуссий и, применяя формы групповой работы, найти и донести истину.

Преподаватель подбирает несколько тем для семинаров и распределяет их среди обучающихся. Каждый получает по одной теме, которая будет обсуждаться во время двух следующих друг за другом семинаров. Обсуждение каждой темы организуется следующим образом: прежде всего обучающийся формулирует 6 «ценных утверждений» по предложенной ему теме. Эти утверждения должны быть: а) ясными, специфичными и значимыми; б) достаточно противоречивыми, чтобы их принятие или отклонение требовало дискуссии; в) представляющими личные убеждения автора, основанные на его опыте.

Составив список своих утверждений, обучающийся предъявляет его всем членам группы за неделю до первой семинарской встречи на данную тему. В качестве приложения представляется список литературы, на основе которой автор строит свои суждения. Во время первой встречи автор на протяжении четверти часа знакомит группу со всеми своими утверждениями, объясняя при этом, в чем заключается их «ценность». После этого начинается групповая свободная дискуссия о «ценности»» утверждений. Как правило, во время первого занятия группа не приходит к единому мнению. Во время второй семинарской встречи необходимо выработать единое отношение к предложенным утверждениям или внести в них какие-то изменения. Если единогласия добиться не удается, несогласное меньшинство готовит доклад или ответ на утверждение большинства. Согласие достигается во время управляемой дискуссии. Основная задача, стоящая перед ведущим дискуссии (им чаще всего является сам преподаватель), - обеспечить равные права спорящих сторон.

Методом «прогрессивный семинар» целесообразно пользоваться при изучении социальных наук в разных педагогических системах – в средней школе, в вузе, в системе повышения квалификации. Особенно эффективно применение этого метода для развития экономического мышления, творческой инициативы, убеждений личности.

В процессе модульного обучения для эффективной самоподготовки к «прогрессивному семинару» обучающимся обычно не хватает учебного содержания модуля, приходится пользоваться дополнительной литературой, указанной в той части модуля, которая предназначена для методического руководства обучением.

Проектирование. Назначение метода – развитие умений практической деятельности, системного мышления, установления межпредметных связей посредством проектирования определенного продукта.

Обучающиеся могут осуществлять проектирование самостоятельно или при участии преподавателя в качестве консультанта (минимальное участие) либо руководителя (активное участие).

В процессе модульного обучения, если проектирование опирается на модульную программу, обучающийся может работать почти самостоятельно.

Это особенно важно для процесса дипломного проектирования как завершающей стадии подготовки специалиста в вузе.

Реакция аудитории. Методом целесообразно пользоваться, имея целью активизировать большую аудиторию (до 200 человек) при чтении лекции. Преподаватель просит небольшую группу (до 10 человек) обучающихся, отражающих основные черты аудитории, сесть рядом с трибуной лектора. Эта группа получает название «команда реакции». Ее цель – внимательно слушать лекцию, обращать внимание на непонятные мысли и, прерывая преподавателя, просить их пояснение. Если между аудиторией и преподавателем возникает дискуссия, эта команда выступает в качестве советника.

В процессе модульного обучения лекции с присутствием большой аудитории обучающихся организуются довольно редко. Однако они могут использоваться для достижения таких дидактических целей, как введение в модульное обучение, в предметный курс, цикл или обобщение усвоенного материала, что в дальнейшем поможет решить ряд экономико-организационных проблем. Имеется в виду, что за счет экономии финансовых и временных ресурсов в дальнейшем в процессе обучения можно будет организовать большее количество занятий в небольших группах, а также индивидуальных консультаций.

Студия активного случая. Цель метода – в кратчайшие сроки подготовить силами обучаемых реальный проект улучшения дел в конкретной организации или на предприятии. Для этого обучаемые в качестве проектной группы могут посещать рабочие места, которые подлежат проектному анализу, а также пересмотреть заранее записанные интервью со специалистами в анализируемой области. Обучающимся доступны все необходимые производственные данные. Результаты анализа обрабатываются всей проектной группой. Конкретным итогом проделанной работы является доклад проектной группы о положении дел в организации и намеченных путях его улучшения.

Необходимо отметить, что метод «студия активного случая» эффективен только в тех случаях, когда группа заранее обучена технике анализа и проектирования. В связи с этим он чаще всего применяется после курса интенсивного теоретического обучения, а в случае модульного обучения – после самостоятельного изучения обучающимися соответствующих модулей.

Творческий диалог. Для организации обучения по этому методу преподаватель пишет на доске несколько вопросов, которые должны побудить группу к дискуссии. Затем он выходит из аудитории, а обучающиеся разделяются на несколько подгрупп и дискутируют по данной теме. Через час преподаватель возвращается и все слушают доклад представителя обучающихся об итогах дискуссии.

В процессе модульного обучения, когда обучающиеся в группе работают с модулем самостоятельно, проблемные вопросы могут быть поставлены в самом модуле, содержащем также предложение обсудить данную проблему в группе. Желательно, чтобы с итогами дискуссии группа ознакомила своего преподавателя.

Т-группа (социально-психологический тренинг). Цель применения метода – научить обучаемых анализировать свое поведение и поведение других людей, правильно поступать в конкретных ситуациях, облегчить им процесс общения.

Метод относится к методам лабораторных упражнений, но его специфика требует его отдельного рассмотрения.

В основе метода Т-группы лежит создание эффективной рабочей группы-лаборатории для решения какой-либо проблемы в области человеческих отношений. Лаборатория позволяет участникам действовать, реагировать на действия других и взаимодействовать так же, как они это делают на работе, и с помощью друг друга и опытного руководителя (им может быть преподаватель или рядовой член группы) анализировать свое поведение, проверять другие способы поведения, применять на практике новые знания.

Каждый член группы должен представить другим членам информацию о том, как он воспринимает их поведение, а также получить такую же информацию о своем поведении.

В Т-группе отсутствует какая-то определенность ситуации: нет заранее подготовленной программы действий, роли в группе не определены, все члены группы равноправны, нет норм, регулирующих работу. Участники сами устанавливают нормы поведения и выбирают тему для дискуссии. Групповая дискуссия проводится без предварительно принятого плана.

Преподаватель на занятиях Т-группы может выполнять роль непосредственного участника, наблюдателя, консультанта, руководителя. Основная его задача – создание благоприятного психологического климата, атмосферы доверия и откровенности, позволяющей участникам наладить эффективные связи друг с другом; при этом особенно важно помочь группе увидеть разницу между критическим анализом поведения и простым информированием членов группы о влиянии их поведения на других. Преподаватель может не осуществлять руководство группой в прямом смысле слова, но он должен помочь группе уяснить цель занятий, а в случае необходимости – предложить тему, на которой можно сосредоточить дискуссию, а также поощрять обсуждения отдельных моментов в ходе занятий. Кроме того, он показывает участникам, каким образом новые методы поведения могут быть применены ими на практике.

Метод Т-группы целесообразно применить после цикла теоретического обучения по темам «Познание человека. Общение». В процессе модульного обучения социально-психологический тренинг рекомендуется проводить после изучения обучающимися соответствующих модулей психологического характера.

Тренировка в человеческих отношениях. Цель применения метода раскрывает уже само его название. Необходимо сразу уточнить, что, хотя данный метод и похож на социально-психологический тренинг, он занимает свое автономное место среди методов обучения.

На занятии, проводимом по рассматриваемому методу, обучаемым предлагается составить список субъектов взаимодействий в деятельности руководителя. Группе также предлагается выделить факторы, под влиянием которых каждый руководитель проявляется как личность (работа, семья, здоровье и т.п.), а затем они рассматриваются поочередно. Преподаватель зачитывает и демонстрирует ситуации-задачи, связанные с ними, а также предлагает обучающимся подготовить свои собственные задания-ситуации для следующего занятия. Все последующие занятия имеют четкую структуру проведения: каждый обучающийся продумывает не только саму ситуацию, но и формы ее решения так, чтобы решение задачи могли осуществить уже его товарищи по группе, лучше всего – в виде дискуссии. Преподавателю следует руководить дискуссией очень осторожно, ни в коем случае не доминируя в ней. Подведение итогов решения каждой задачи и фиксация ее главных идей на доске стимулирует мыслительные действия обучающихся, помогает сконцентрировать внимание на правильном решении.

Считается, что данный метод является основным при тренировке отношений между руководителем и его непосредственными подчиненными. Одним из условий его применения является небольшая группа обучающихся.

Метод используется в системе повышения квалификации руководителей и специалистов. Оптимальный режим его применения: форма обучения – «ансамбль», группу до 12 человек составляют члены одного трудового коллектива – руководитель и его подчиненные, в ней проводится модульное обучение по целевой психолого-педагогической подготовке.

Фрикаделевое упражнение (аквариум). Цель использования метода – предоставить обучающимся возможность почувствовать, что далеко не всегда субъективная оценка человеком своей деятельности соответствует объективному положению дел, а также научить их участвовать в дискуссии.

При работе по данному методу группа разбивается на 2 части. Половина группы сидит в центре помещения, в окружении остальных, и ведет дискуссию, за ходом которой внимательно следят сидящие вокруг. Каждый наблюдает за 1-2 участниками дискуссии. Фиксируется активность участия в дискуссии, характер предложений, критика других предложений. Затем начинается общая дискуссия, во время которой «внешние» наблюдатели комментируют свои замечания, а члены группы, находившиеся под наблюдением, также высказывают свое мнение о поведении друг друга во время дискуссии, ее эффективности.

Учение, основанное на деятельности. Метод реализует принцип «научение в деятельности». Он может использоваться в тех случаях, когда у человека имеется квалификация, опыт практической деятельности, а целью обучения является повышение данной квалификации, развитие опыта.

Группа обучаемых разбивается на подгруппы (по 4-5 человек), каждая из которых состоит из людей, сталкивающихся с похожими личными или трудовыми проблемами. К подгруппе прикрепляется компетентный советник (чаще всего в его качестве выступает сам преподаватель), задача которого заключается главным образом в том, чтобы обеспечить ее самостоятельную работу. Члены подгруппы должны учиться друг у друга на основе собственного опыта, а не ориентироваться на чьи-то посторонние рассказы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.