Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Масштабные ошибки






В

течение десятилетия после развала СССР специалисты при­держивались сложившегося у них взгляда на реформы в Рос­сии: если старая система, приводившая к негативным результа­там, теперь изменена, то новая система в будущем даст желаемые позитивные результаты. К сожалению, для того чтобы новая сис­тема заработала, страны, ставшие на курс перемен, должны не только демонтировать старую систему, но и создать на ее месте но­вую. Им придется долгое время устранять последствия деятельно­сти старой системы. Применительно к России, этот временной отрезок был особенно продолжительным. Функционирование в те­чение семидесяти с лишним лет советской плановой экономики комплексно повлияло на российскую историю, общество и полити­ческую культуру.

Одним из результатов является своеобразная и уникальная экономическая география, по-прежнему остающаяся характерной чертой России и заставляющая ее идти совершенно не в ногу с тре­бованиями рыночной системы, независимо от преобразований. Се­годня, несмотря на упразднение централизованного планирова­ния, система размещения трудовых ресурсов и капитала на терри­тории России все еще остается нерыночной. Люди и предприятия страдают от их нерационального размещения, осуществленного Госпланом СССР без учета действия рыночных сил. На такой осно­ве Россия не сможет построить ни конкурентную рыночную эконо­мику, ни нормальное демократическое общество.

Советская система ярко проявила свою специфику в освоении Сибири. В данном случае свобода рынка была осознанно проигно­рирована и извращена. Ее подменили системой ГУЛАГа в целях по­корения и индустриализации бескрайних сибирских просторов. Начиная с 30-х годов прошлого века рабский труд заключенных стал использоваться при строительстве фабрик и городов и при со­здании промышленности в одном из самых суровых и неприступ­ных регионов планеты, куда государство могло отправить своих граждан в массовом порядке, и тем более удерживать их там на по­стоянной основе, только при помощи принуждения. О переброске в Сибирь предприятий тяжелой промышленности в период Великой Отечественной войны будет сказано особо. В 1960-х и 1970-х годах руководство в Москве приняло решение запустить гигантские про­мышленные проекты в Сибири. Плановики задумали образовать


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

стационарные фонды рабочей силы, чтобы использовать богатые природные ресурсы региона, более равномерно распределить про­мышленность и население на территории РСФСР, освоить и засе­лить бескрайние и удаленные пустынные регионы Сибири. На этот раз привлечь в Сибирь старались высокими заработками и другими льготами - уже не принуждением и порабощением, с большими (но замалчиваемыми) издержками для государства. Сегодняшняя Сибирь - олицетворение экономического наследия ГУЛАГа и со­ветского планирования.

Благодаря индустриализации и массовому заселению Сибири, к началу XXI столетия и новой эры экономического и политическо­го развития население России оказалось разбросанным на бескрай­них просторах по административным центрам и городам с малой степенью развития инфраструктуры между ними. Неадекватные автомобильные, железнодорожные и другие средства связи стали помехой развитию межрегиональной торговли и рынков. Треть населения страдает от дополнительных трудностей, связанных с проживанием и работой в чрезвычайно суровых климатических ус­ловиях. Каждый десятый живет и работает в холодных крупных городах Сибири - местах, где средняя январская температура ко­леблется в амплитуде от -15 до -45С.

Из-за своего местоположения эти города (так и происходило в советский период) в значительной степени зависят от субсидий центрального правительства на топливо и питание. Зависят они и от льготных транспортных тарифов. Стоимость жизни там в четы­ре раза выше, чем в европейской части России, а издержки промы­шленного производства еще выше. Города и их жители отрезаны от отечественного и мирового рынков. Прежняя система централизо­ванного планирования привела к тому, что Россия в большей степе­ни обременена проблемами и расходами, связанными с размером ее территории и холодом, чем любые другие крупные государства, и в том числе расположенные в северных широтах - Канада, США или скандинавские страны.

С точки зрения современных приоритетов рыночной экономи­ки, ретроспектива российской истории показывает, что превалиру­ющей характерной чертой советского периода было нерациональное распределение ресурсов. Ресурсы (в том числе и ресурсы рабочей силы) с точки зрения экономической эффективности использо­вались неправильно. Система выдавала не те изделия. Ее предпри­ятия изготовляли их не так, как это следовало бы делать. Она обу­чала людей не тем навыкам. Хуже всего было то, что Госплан раз­мещал предприятия и людей не в тех местах. Для страны с такой обширной территорией, особенно в отдаленных и холодных местах,


Глава 1. Масштабные ошибки

размещение имеет огромное значение. Россия более семидесяти лет страдала не только из-за централизованного планирования, но еще и из-за того, что большие размеры ее земель при системе нерацио­нального размещения ресурсов открывали простор для совершения беспрецедентных по своим масштабам, поистине великих ошибок. Совершись Октябрьская революция вместо России в стране неболь­шой и компактной - такой как, скажем, Япония - ущерб не был бы столь значительным. Хотя централизованное планирование и де­формировало бы экономику, но не настолько сильно в отношении размещения. В России Сибирь предоставила большой простор для ошибок. Административные центры и города разрастались до ог­ромных размеров там, где этого никогда бы не произошло, дейст­вуй там законы свободного рынка.

Большевики унаследовали Сибирь и остальные бескрайние российские земли от монархии. Именно цари превратили Россию в крупнейшую страну мира - статус, определяемый ее физической географией, - с национальным самосознанием, уходящим корнями в идею территориальной экспансии и размера («собирание земель Русских»). И именно цари первыми стали ссылать людей в Сибирь и способствовать зарождению городов на дальних рубежах государ­ства для установления и укрепления суверенитета России. Однако именно большевики, а не цари, сформировали современную рос­сийскую экономическую географию. Там, в Сибири, где при монар­хии строились крепости, селения и небольшие города, советская власть стала создавать города-гиганты с численностью жителей свыше миллиона человек. В то время как монархия ссылала в Си­бирь тысячами, большевики использовали уже миллионы заклю­ченных исправительно-трудовых лагерей для строительства заво­дов, шахт, железных дорог и городов. Царизм оставил в наследство огромный пласт самой холодной в мире территории. Большевики при его освоении предпочли проигнорировать как законы приро­ды, так и рыночные законы. Советское планирование оставило в наследство современной России сильно деформированную эконо­мическую географию. Огромная доля этого наследства (города, предприятия и люди) затеряна на просторах холодной Сибири. Это слишком «дорогой» подарок, которым непросто как распорядить­ся, так и адаптировать его к рынку.

В этой книге экономическая статистика, экономическая гео­графия и история используются для отображения того, в каких ус­ловиях живут и работают россияне - в неподходящих для жизни и работы отдаленных и холодных регионах, а также для того, чтобы рассмотреть последствия этого феномена для современной россий­ской экономики. Критически анализируя историю территориаль-


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

ного расширения России, покорения и освоения Сибири, книга в сжатой форме рассказывает, когда и каким образом произошло это неэффективное размещение ресурсов. Она поясняет, почему с по­мощью одних только рыночных механизмов оказалось невозможно исправить экономические диспропорции в 1990-х годах. Говорится также и о том, почему эти диспропорции, судя по всему, сохранятся и в ближайшем будущем - имея в виду наличие во всех эшелонах российского правительства желания вновь осваивать и заселять Сибирь и тот факт, что размеры России и идеи покорения суровой природы продолжают оставаться решающим фактором в современ­ном государстве. Наконец, книга рассматривает способы, которые российское правительство могло бы взять на вооружение в своей деятельности по устранению некоторых диспропорций, проведя при этом переоценку взаимосвязей экономики России с ее террито­рией и, в частности, с Сибирью.

Последний момент особенно важен. Масштаб неэффективного размещения предприятий и использования территориальных ре­сурсов был настолько велик и практика такого размещения про­должалась столь долго, что оно стало, по сути, частью российского облика. Основной характеристикой России продолжает оставаться размер ее территории. Несмотря на все пертурбации, включая и по­терю территорий, входивших в Советский Союз и Российскую им­перию, Россия продолжает оставаться самой большой страной в мире. Несоответствие между размером и экономическим потенциа­лом продолжает привлекать к себе внимание как крупнейших рос­сийских экономистов, так и зарубежных исследователей. Возьмем, к примеру, заявление Андрея Илларионова, бывшего советника президента Путина по экономике, во время рассмотрения в декабре 2002 года вопросов, связанных с текущими экономическими труд­ностями и перспективами роста:

«Сегодня Россия выглядит на карте мира следующим образом: она занимает 11, 5 процента территории суши, на ее долю прихо­дится 2, 32 процента населения земли, и ее доля во всемирном ВВП составляет 1, 79 процента по паритету покупательной способности и 1, 1 процента по рыночным валютным курсам. Из этого следует неизбежный вывод: история человечества не знает прецедентов та­кого большого расхождения между «территориальной мощью» и экономической «незначительностью», которая сохранялась бы на протяжении такого значительного промежутка времени»1.

В данной книге мы доказываем, что попытка увязки ВВП с тер­риторией - это совершенно неправильный взгляд на Россию и ее экономическое развитие. Наоборот, в первую очередь следует вспомнить о том, что масштабность экономики определяется не


Глава 1. Масштабные ошибки

территориальным размером или запасами сырьевых ресурсов, и да-уК6 Не объемами производства. Масштабность экономики опреде­ляется качеством продукции, мерилом которого является доба­вочная стоимость. Сегодня масштабные экономики являются таковыми по числу совершенных сделок. Со времен Адама Смита известно, что темп создания стоимости зависит от степени специа­лизации экономики и интенсивности и диверсификации обмена в ней. В этом контексте экономика России является крупной, но только если измерять ее величину количеством заводов, машин и физическим объемом других исходных элементов производства. Поэтому главной проблемой российской экономики является мак­симально эффективное использование этих элементов с целью мак­симизации стоимости конечного продукта. Для достижения этой цели России не стоит увязывать свои людские ресурсы, покупа­тельную способность, ВВП или иные экономические показатели со всей занимаемой ею территорией, а следует рационально сконцент­рировать людей и ресурсы в пределах этой территории.

Для того чтобы стать конкурентоспособной и добиться устойчи­вого роста экономики, России необходимо «сжаться» — не в смысле уменьшения территориальных параметров (физико-географичес­кие пределы), а в смысле рационального уменьшения экономико-ге­ографических пределов. Большой размер территории - серьезная помеха для развития, если не будут сокращены расстояния и рас­ширены связи между населенными центрами и рынками. Устойчи­вой тенденцией в других крупных странах на протяжении всей их истории являлось сокращение расстояний и расширение связей. Под воздействием рыночных сил США, Австралия и Канада, напри­мер, сконцентрировали свое население в пределах собственных об­ширных территорий и наладили связи между их частями в значи­тельно большей степени, чем Россия. Это дало им явные преимуще­ства в плане экономической эффективности и управляемости.

Одной из самых трудновыполнимых задач сегодняшней Рос­сии является усиление связанности экономики, которая велика по объему и крайне неэффективно развита. Это дорогостоящая задача, и ее, вероятно, не решить, если усиление связанности будет проис­ходить без изменения современных экономико-географических па­раметров. Реорганизация взаимосвязей в российской экономике -вопрос не только восстановления и модернизации существующих систем автодорог, воздушного транспорта и железных дорог или со­здания новой инфраструктуры и новых средств коммуникации. Та­кой подход лишь улучшил бы связи между существующими адми­нистративными центрами, городами и предприятиями, особенно в Сибири, то есть между теми образованиями, которых там, где их


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

ранее разместили, вообще не должно было быть. Новая инфра­структура ценой огромных затрат сделала бы эти места более при­годными для жизни там, где с точки зрения экономической целесо­образности жителей должно быть меньше. Поэтому российскому руководству и населению следовало бы, не упустив возможность, взвесить и учесть эту оптимальную альтернативу.

Вывод анализа таков: если России «сжаться» - в смысле свер­тывания ее экономико-географических параметров, сконцентри­ровать ее население и, в конце концов, создать хорошо интегриро­ванную экономику, - то ключевым фактором будущего станет мо­бильность. Для современных экономик характерна мобильность факторов производства: мир становится более мобильным, так как люди ищут для себя и своих семей новые и лучшие возможно­сти. Россияне сегодня нуждаются в перемещении в более теплые, более благоприятные регионы, поближе к рынкам и подальше от холодных отдаленных городов, размещенных в Сибири посредст­вом инструментов ГУЛАГа и советского планирования. К несчас­тью, господствующей тенденцией в российской имперской и со­ветской истории было насильственное и управляемое перемеще­ние населения. Хотя сегодня право свободного перемещения и провозглашается российской конституцией, россияне еще не сов­сем свободны в своем перемещении туда, где они хотели бы жить и работать. Ограничения по проживанию в таких городах, как Москва, нехватка ресурсов, недостаточное развитие рынков труда и жилья, а также отсутствие сети социального обеспечения - все это работало против личной мобильности, хотя государство и предпринимает попытки направлять целевые инвестиции в из­бранные им города и районы. Обеспечение мобильности, а не про­стое изменение системы - вот что может стать одним из основных вызовов России в грядущие десятилетия.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.