Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территория и экономика






Потребуется перейти от геополитических идей XIX века к идеям глобального общества, превалирующим в конце XX и начале XXI столетий, чтобы рассматривать размеры территории с правильной точки зрения рыночной экономики. Если в XIX столетии считалось, что «размер территории тождественен могуществу», то сейчас фор­мулировка иная: «масштабность экономики тождественна могуще­ству». Сегодня соотношение между размерами территории и мас­штабностью экономики незначительно. Для России - это плохо.

Если богатство страны шло от земли за счет экстенсивного зем­леделия и добычи сырья, то размер можно было рассматривать как


Глава 2. Размер имеет значение

ее экономическое преимущество. По мере развития технологии, размер - просто территория - давал все меньше и меньше преиму­ществ, а неудобств - все больше и больше. В какой-то степени со­хранение и при этих обстоятельствах уверенности, что территори­альный размер синоним могущества, вызвано тем, что на большей территории больше шансов для обнаружения больших запасов природных ресурсов. Экономисты Дуайт Перкинс (Dwight Perkins) и Моше Сиркин (Moshe Syrquin) по этому поводу высказались так: «Географические размеры важны, поскольку более вероятно нали­чие на большей территории минералов и других природных ресур­сов в большем количестве и ассортименте, чем на малой. Можно иметь очень большую территорию с небольшими при этом запаса­ми нефти, но это маловероятно»".

Сегодня экономисты рассматривают расстояние и территорию главным образом как помеху. Причина проста. Все экономические системы, за исключением наиболее отсталых, основаны на принци­пах обмена (торговли). Чем проще заниматься обменом и чем ин­тенсивнее торговля, тем выше степень специализации, тем, следо­вательно, выше производительность. Комплексный обмен, в сущ­ности, - синоним высокого уровня экономического развития.

История экономического развития - это по большей части ис­тория преодоления препятствий, создаваемых дистанцией (рассто­янием) между торговыми партнерами. Одно из главных нововведе­ний в истории экономики - оптовая торговля - основано на стрем­лении облегчить торговлю на больших расстояниях15. Подобным образом двигателем технологического прогресса была и продолжа­ет оставаться потребность в сокращении времени и стоимости транспортировки товаров, людей, а теперь все чаще еще и инфор­мации на большие расстояния. Следовательно, дело не в самих фи­зических расстояниях, а в том, легко или сложно их преодолевать. Представим две пары городов, каждая пара из которых находится в двухстах километрах друг от друга. В одном случае города распо­лагаются по разные стороны высокого горного хребта, а в другом -на берегах большой судоходной реки. Очевидно, что в последнем случае «экономическое расстояние» будет значительно короче. Ге­ография имеет значение, но и технология тоже важна. Каналы, железные дороги и прочая подобная инфраструктура уменьшают физическое расстояние. Инфраструктурные программы - это инве­стиции в повышение производительности за счет снижения издер­жек, связанных с расстояниями.

Правильная, с нашей точки зрения, экономическая карта стра­ны должна отображать не территорию, где расстояние измеряется в километрах, а территорию, где расстояние измеряется в показа-


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

телях стоимости его пересечения. Но каким образом это сделать? Это непросто. Расстояние - даже «технологически модифициро­ванное» расстояние - по-разному воздействует на различные виды экономической деятельности. Перевозка больших объемов сырья предъявляет к транспортировке требования, отличные от тех, ко­торые предъявляются к транспортировке готовой продукции или людей. Требования к транспортировке информации совершенно иные. Информация - товар, доставка которого прежде была сопря­жена с теми же самыми трудностями, что и транспортировка лю­дей, так как люди не только собирали информацию, но и передава­ли ее. Транспортировка информации означала транспортировку людей, являвшихся ее носителями. Телеграф, телефон и современ­ный Интернет изменили положение вещей, разительно снизив рас­ходы на перемещение информации на расстояние.

Значение технологического прогресса для уменьшения рассто­яния можно наглядно проследить на примере экономической исто­рии США, особенно на примере того, как эта страна создала дейст­вительно единую национальную экономику, а не некий агломерат региональных экономик.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.