Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 4






«Небом мне показалась сегодня земля…»

 

Владыка, праздник Рождества Христова содержит в себе величай­шую тайну - тайну Боговоплощения, когда Бог принимает человеческое естество и становится во всем, кроме греха, подобен нам. Давайте се­годня поговорим об этом аспекте праздника.

—Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви Каждому знакома радость, которую мы ис­пытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хотя бы однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и собы­тийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. И посмотрите не случайно дети, особенно дети, любят этот праздник, как они чувствуют себя причастными к нему. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть чело­веческую, Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека — от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его, и делает это из любви к нам.

Он приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения — это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: «Всякий человек уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа». Отныне человек не одинок в этом мире, и поэтому Рождество Христово — это радость всего человечества, это праздник нашей надежды и любви.

Праздник Рождества Христова — это еще и повод объединения всей семьи вокруг общей радости, вокруг праздника. Ведь в обыденной жизни бывает трудно сохранить любовь, нас многое от нее отвлекает, а в эти Рождествен­ские дни может произойти обновление чувств, человеческих отношений, и, одухотворенные любовью, они могут приобрести новую силу. И многие семьи находят в празднике Рождест­ва Христова источник для обновления тех ду­ховных сил, которые лежат в основе семьи. Владыка, как лучше это сделать?

—Для этого надо подготовить себя к вос­приятию не просто внешней стороны, но и духовной сути этого праздника. Ожидание события Рождества начинается с сорокадневного Рождественского поста, который предуготавливает и наше тело, и наш дух к самому событию Рождества и к участию в нем. Подобно волхвам, которые, ожидая увидеть Богомладенца, проделали долгий путь в Вифлеем, неся Ему свои дары, и мы, совершая пост, проделываем духовный путь. Ведь пост — это не диета, не просто какие-то ограничения, это и средство для очищения человеческого духа, и некая, пусть неболь­шая, жертва Богу, наш дар Ему. Причем дар, принесенный из любви, поэтому мы и говорим, что пост — это орудие стяжания любви. Происходит определенный настрой на со­бытие. Человек перестает жить двойным стандартом, говоря себе: «Я верующий, но поститься не буду, не могу». Принося из любви свою жертву Богу, мы одновременно готовим свои тело и дух к встрече со Хрис­том. Цель поста — помочь нам сосредото­читься на духовной жизни. «Сделайте пря­мыми дороги, уготовьте путь ко Христу», — говорил пророк Исайя, и Церковь, весь ход богослужений помогает человеку в этом. Каждую неделю в храмах на службе читают­ся так называемые паремии — отрывки из Священного Писания, в которых рассказы­вается о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, ко­торые говорили о Его пришествии. И это напоминание об истории человечества погружает нас в нее. Поэтому так важно поста­раться пройти Рождественский пост для то­го, чтобы оживить в себе память, накоплен­ную человечеством за века. Ведь мы — часть человеческого рода, каждый из нас приоб­щен к общечеловеческой памяти, и подобно тому, как Он однажды родился в человечес­ком роде, Он рождается и в нас. Но надо су­меть духовно подготовить себя к этому.

В нашей реальной жизни Рождественский пост соблюдать труднее всего, особенно детям. Ведь с конца декабря начинаются бесконечные новогодние утренники, и вытащить ребенка из этого непрерывного карнавала очень трудно. Да и взрослым-то до конца неясно, как, напри­мер, праздновать Новый год, день которого приходится на пост?

—Действительно, есть некое противоречие в том, что с первого января наступает са­мый строгий пост, и с первого же числа на­чинается разгул празднований. И для верую­щего человека всегда возникает столкновение: с одной стороны, он должен исполнить пост, а с другой стороны, — есть общепри­нятые нормы, сложившиеся по двум причинам. Во-первых, потому что в послерево­люционный период страна перешла на гри­горианский календарь, а во-вторых, из-за того, что в годы советского атеизма в про­тивовес Рождеству Христову насаждались новогодние елки. Происходила подмена, все делалось для того, чтобы выхолостить глав­ное содержание праздника. И сегодня перед верующим стоит такая дилемма. На мой взгляд, лучше в канун календарного Нового года прийти на молебен (сейчас служатся специальные молебны на Новолетие), ну а потом как-то отметить праздник. По замеча­нию митрополита Московского Филарета (Дроздова), «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Надо стараться, чтобы в этот день не было бесчинств, а то некоторые в этот день как обезумевают. Ну, а сейчас многие священники служат на Новый год Божественную Литургию: так выражается наше участие в этом праздновании. А вооб­ще я думаю, что осознанное понимание того, для чего ты постишься, ради Кого ты это делаешь, жертвенная любовь помогает про­делать этот духовный путь к встрече родив­шегося Христа.

Владыка, расскажите, пожалуйста, о церковных службах в период праздника. К сожалению, очень часто наше непонимание того, что происходит в храме, не дает нам прочувствовать и само событие.

—Конечно, если мы научимся вслушиваться в слова хода богослужения, то мы станем сопричастны происходящему не просто эмоционально, но и духовно. Предпразднество Рождества Христова длится пять дней, и в это время вспоминается вся спасительная история человечества. И чем ближе к Рожде­ству, тем сильнее внутреннее напряжение: навечерие Рождества Христова, или, иначе, Сочельник, это уже день поста, когда на службе читаются особые, царские часы и дальше, пик события - сам праздник Рожде­ства Христова. Сочельник — это день ожида­ния, и до позднего вечера, до появления пер­вой звезды (а именно к этому моменту и за­канчивается Рождественская служба) в этот день ничего не принято есть. Мы и физичес­ки и духовно готовимся к встрече Спасителя. На утрене или на вечерне в этот день принято исповедываться — это внутренняя подго­товка к встрече Христа. В навечерие Рожде­ства Христова в храмах звучат удивительно поэтические слова, вслушайтесь: «Небом мне показалась сегодня земля: ибо на ней рождается Творец, и в яслях возлегает в Вифлееме Иудейском». А вертеп (пещера), в котором родился Богомладенец, называют так: «вертеп, вместивший Невместимого». «В начале сотворил Бог небо и землю...» — слышим мы на службе. И дальше перед нами проходит вся история человечества, и вся она устремлена к главному событию — Рож­деству Спасителя. И как апогей, последним, читается гимн пророка Исайи «Яко с нами Бог» (Ис. 8-9, церковносл.).

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог».

Вы знаете, этот торжественный повтор «Яко с нами Бог» рождает удивительное чувст­во: отныне мы в этом мире не одиноки, потому что с нами Бог. Кажется, что всех верующих в храме — и детей, и стариков — охватывает это чувство, и мы едины в одном порыве, повторяя слова, сказанные пророком за семь столетий до Рождества Христова: «Яко с нами Бог».

—Это провозглашение позволяет нам ощутить всю мощь праздника. Служба кон­чается, а праздник нет, и мы приходим до­мой и ставим на окно зажженную свечу.

Владыка, а откуда такие образы: первая звезда, свеча на окне. Почему елка, которая в сочельник уже стоит в храме?

—Человечеству было дано такое знамение о приходе Спасителя — звезда. Вероятнее всего это была так называемая «сверхновая» звезда, о которой сообщали в те годы китай­ские астрономы. А в народе живет традиция называть Вифлеемской ту звезду, которая появляется на небе в ночь перед Рождеством. А свеча, зажженная и поставленная на окно, напоминает нам о том, что когда в Римской империи была перепись, и Святое Семейство должно было прийти в Вифлеем, то там им не нашлось места. Свеча — это символ человеческой души, которая горит перед Богом. Зажженная в сочельник, она освещает путь Богомладенцу и в наш дом, и в наши души. Мы готовы принять Его, и свеча, горящая в окне, показывает, что в этом доме ждут Христа.

Что касается елки, то традиция ставить ее на Рождество пришла к нам из Германии. Отец Сергий (Булгаков) в своей «Настольной книге для священно-церковно-служителей» (1892 г.) пишет, что вечнозеленая ель симво­лизирует древо жизни, возвращенное людям пришествием Спасителя. А украшенная горя­щими свечами и плодами, она служит симво­лом духовного света, просветившего с прише­ствием Христа мир, и символом спасительных плодов царства благодати. Само слово «со­чельник» происходит от названия блюда, ко­торое готовится в этот вечер — сочива. Сочи­во представляет собой вареные на сахаре или меду зерна пшеницы или рис и изюм. Часто необходимой частью угощения является взвар — густой компот из сухофруктов. Отец Сергий (Булгаков) упоминает русскую тради­цию украшать в этот день стол соломою — в память о яслях, куда положили Богомладенца. По мнению отца Сергия, мед, присутству­ющий в сочиве, символизирует сладость ду­ховных даров, данных Христом. А само сочи­во и взвар выражают символику жизни (взвар обычно варили при рождении ребенка) и смерти (сочиво, называемое уже кутьей, по­давалось на похоронах). И перед началом тра­пезы было принято зажечь лампаду или свечу и обязательно помолиться.

Елка, подарки свеча на окне — все это воз­вращает нас в страну детства, туда, где мы, несомненно, были и чище, и лучше, чем сей­час. Потому Рождество Христово объединя­ет нас с детьми. И детям можно рассказать о том, что традиция рождественских подарков восходит к тем дарам, которые волхвы — вос­точные мудрецы, принесли Богомладенцу. Они принесли Ему золото — как Царю ца­рей, ладан — как Богу и смирну (благовон­ную мазь, используемую на Востоке при по­гребении) — как человеку смертному. Так в праздничном действии появляется нота тра­гизма, предвосхищения Его крестных стра­даний и крестной смерти.

А сам праздник начинается с богослуже­ния, на котором поется тропарь (главное песнопение) к Рождеству Христову, когда люди причащаются, и звучат слова Еван­гельского повествования: «Рождество Иису­са Христа было так...» (Мф. 1. 18).

Владыка, мы уже говорили о том, что сам факт того, что Рождество Христово произош­ло в тишине Вифлеемской ночи, что оно, более того, прошло незамеченным для человечества, свидетельствует о надмирности этого события.

—То есть свидетельствует о том, что это было событие, превосходящее по своему значению всякую историческую событий­ность. И вот что удивительно: незафиксиро­ванная дата Рождества Христова (а, как известно, монах Дионисий Малый, сделавший в IV в. свои расчеты, ошибся на 6—7 лет, и со­временные исследователи считают, что Ии­сус родился в 7—6 г. до н.э.) стала тем рубе­жом, от которого ведет свое летосчисление все человечество. То есть это событие оста­лось вне понимания современников, но именно оно изменило весь ход человеческой истории. Пройдет всего тридцать три года, и мир изменится — изменится некий духовный баланс человечества, появятся ученики Хри­ста (ведь Дух действует через людей), и эти изменения сначала произойдут в сердцах че­ловеческих.

Я думаю, что, объясняя нашим детям внутреннюю суть праздника, можно обратить внимание на то, как люди восприняли рож­дение Богомладенца. Были волхвы и пасту­хи, пришедшие Ему поклониться, воспри­нявшие с радостью Благую весть. Был царь Ирод, увидевший в рождении Богомладенца покушение на свою власть и приказавший «избить всех младенцев».

Причем, как известно, в числе убитых Ви­флеемских младенцев оказался и его собствен­ный сын. Богомладенец по Промыслу Божьему был спасен, а вот сам Ирод вскоре погиб.

—Да, и была и третья категория людей: просто равнодушных, тех, кто не пустил Свя­тое Семейство к себе в дом. И мне кажется, что и сейчас есть люди, которые встречают приход Христа с любовью, с искренним желанием открыть Ему свое сердце, есть те, кто воспринимает Его с агрессией, а есть равно­душные, при попустительстве которых и тво­рится зло. И перед каждым из нас, как и две тысячи лет назад, стоит выбор: с кем мы? Что мы выбираем: свет или тьму? «Одни возлю­били Свет, а другие возлюбили тьму», — го­ворит апостол Павел. И если вдуматься, от этого нашего каждодневного выбора очень многое зависит. В Библии всегда есть такая условная эсхатологичность: если люди выбирают Свет, если они с Богом, то это отда­ляет те разрушительные события, которые могли бы привести к гибели всего живого. И если этого еще не произошло, то только потому, что в мире все же еще существует этот баланс между Светом и тьмой, Добром и злом, не позволяющий ему разрушиться.

А вообще, встреча Христа — это еще и встреча Его в другом человеке, поэтому в эти дни мы вместе с теми, кто обездолен, кто нуждается в нашей помощи и тепле. И на Ру­си всегда была сильна традиция Рождествен­ской благотворительности, и я рад, что сей­час она снова возрождается.

Дни после Рождества Христова и до Кре­щенского сочельника называются Святками, а что значит само это слово?

— Это понятно, Святки, то есть святые дни, потому что они посвящены великим событиям Рождества Христова. На Святки отменяет­ся пост по средам и пятницам. В традициях Святок ходить по домам, делиться радостью, которая переполняет людей, и христославить, т.е. исполнять специальные песнопения, по­священные Христу. Но в эту традицию часто примешивается что-то языческое. Люди путают «христославление» с так называемой ко­лядою. «Колядою», по свидетельству Н.Карамзина, в языческой Руси называли Бога пиршеств и мира. У Н.В. Гоголя «В вечерах на хуторе близ Диканьки» очень ярко описаны все эти гадания, переодевания, колядки, при­зывания всякой нечисти. И в объяснение такому странному искажению очень светлого явления — Святок — я могу привести слова апостола Павла, который говорил, что, там где больше благочестия, там вокруг и больше нечисти. А святые отцы всегда призывали воздерживаться даже просто от «разнуздан­ного веселья». Рождество Христово — это явление в наш мир Божественной любви. Можно по-разному проявлять свою любовь, но высшее ее проявление в том, когда Бог Отец посылает в наш мир Сына Своего Единородного с тем, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.