Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Января Рождественский сочельник.






День строгого поста перед Рождеством Хри­стовым. Слово «сочельник» происходит от названия блюда из вареной пшеницы, меда и изюма — «сочиво», которое вкушается после «первой звезды». В этот особый день реко­мендуется исповедоваться, для того чтобы принять Христа внутренне подготовленным.

7 января — Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии, день всеобщей радости. По величию воспоминаемого собы­тия Рождество Христово празднуется торже­ственнее всех остальных праздников, за ис­ключением Пасхи. В течение трех дней Цер­ковь призывает верующих к Богослужению праздничным звоном.

8 января — 17 январяСвятки. В празд­ничные дни Святок не бывает поста; в рус­ской православной традиции принято хо­дить в эти дни в гости, петь «канты» — народ­ные песнопения, прославляющие Христа, делать подарки.

14 января — Старый Новый год, праздник Обрезания Господня и день памяти свя­тителя Василия Великого, одного из вели­чайших святых, составителя Божественной Литургии. Надо помнить, что Новый год — это временная межа, которая дает человеку возможность обновления, поэтому 14-е чис­ло надо начать с того, чтобы прийти в храм, поставить свечи и попросить благословения на весь год.

18 января — Крещенский сочельник предва­ряет праздник Крещения. Как и Рождествен­ский сочельник — это день строгого поста. В Крещенский сочельник, как и в сам празд­ник Крещения, происходит освящение воды. Верующие набирают ее, чтобы потом окроп­лять ею дома. Кроме того, в те дни, когда че­ловек не может пойти в храм, рекомендуется пить эту воду натощак, заедая просфорой. Как сказано в молитве на освящение воды: «И по­служит она ко причащению».

19 января — Крещение Господне. Праздник установлен в честь Крещения Господа наше­го Иисуса Христа, которое совершилось, когда святой Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей, крестил Его, и Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса Хрис­та. Поэтому праздник называют еще Богоявлением — при этом событии миру были явле­ны все три Лица Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, Бог Сын и Бог Дух Святой. Принимая Крещение в реке Иордан, Иисус Христос подает нам всем пример и освящает водное естество. Поэтому считается, что в этот день вся вода освящается особым обра­зом, отсюда традиция купаться в этот день в проруби. Люди, искупавшиеся на Креще­ние, получают особое благословение для фи­зической крепости.

15 февраля — Сретение Господне. Срете­ние, то есть встреча Младенца Христа стар­цем Симеоном на сороковой день после Рождества Христова, трактуется как встреча Нового и Ветхого Заветов. Симеон был переводчиком с древнееврейского на греческий, и когда он переводил пророка Исайю, то усомнился в том, что Дева может родить. Тогда к нему явился ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока не увидит Хрис­та. Придя по вдохновению в храм и встретив там Младенца Христа, Симеон сказал знаме­нитое: «Ныне отпускаешь раба Твоего... ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк. 2. 29-30). Отмечая этот праздник, Церковь под­черкивает необходимость соблюдения вет­хозаветной традиции, когда на сороковой день после рождения ребенка приносили в храм. И на сороковой день женщине-роже­нице читают очистительную " молитву, после чего она может приходить в храм и прича­щаться. В последние годы сложилась тради­ция на Сретение поминать воинов, погиб­ших в Афганистане.

Суббота, предшествующая Неделе мясо­пустной, то есть воскресенью перед началом масленицы (слово «неделя» означает в церковно-славянском воскресный день) — Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Слово «вселенская» говорит о том, что в этот День происходит поминовение усопших за всю историю человечества, «всех сродников, во все колена». В этот день надо прийти в храм и помянуть усопших. Дата этого дня за­висит от даты начала Великого поста.

Понедельник, следующий за Неделей мя­сопустной (то есть за воскресным днем мя­сопустным) — до воскресенья — масленица, или сырная неделя. Это неделя подготовки к Великому посту. Во время Сырной недели не позволяется есть мясо, но позволяется есть яйца, молоко, масло и сыр (отсюда назва­ние) и в среду, и в пятницу. Делая первый шаг в ограничении, отказываясь от мяса, че­ловек предуготовляет себя к большему — к Великому посту.

Воскресный день по окончании маслени­цы называют Неделей сыропустной, или Прощеным воскресеньем. В этот день совер­шается чин прощения. Это древний монастырский чин, когда монахи, перед тем как на время поста удалиться в пустынь, не зная, доживут ли они до Воскресения Христова, прощались друг с другом. И не случайно есть традиция на службе в этот день петь Пасхальные песнопения, но без слов «Христос Воскресе». Очень важно — простить, чтобы воскреснуть. В этот день Церковь дает воз­можность нам, не задевая свою гордость, попросить у ближних прощения. В Церкви принято вступать в Великий пост, прими­рившись со всеми.

Понедельник, следующий за Прощеным воскресеньем, — начало Великого поста.

Первая неделя Великого поста — это очень строгая неделя, во время которой, с понедель­ника по четверг, в храмах совершается Вели­кий Канон Андрея Критского, который рас­сказывает о всей истории грехопадения чело­вечества и который готовит нас к покаянию.

Третья неделя Великого поста — Крестопо­клонная неделя. Она называется Крестопо­клонной, потому что в центр храма выносит­ся Крест Господень, обозначая, что первая половина поста уже пройдена, и укрепляя ве­рующих на дальнейшее. Взирая на Крест, ве­рующие соизмеряют свой подвиг с подвигом Христа. Крест выносится накануне, в суббо­ту, и остается посреди храма до пятницы.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Бого­родицы. Это особый праздник начала наше­го спасения, когда Архангел Гавриил принес Богородице Благую весть (отсюда Благове­щение) о том, что она станет Божьей Мате­рью: «радуйся, Благодатная! Господь с То­бою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1- 28). Имя Иисус, нареченное Архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает «Спаси­тель». И здесь важен не только призыв Ар­хангела Гавриила к Деве Марии, но и ее от­вет: «Я Раба Господня, да будет Мне по глаго­лу твоему», то есть диалог Бога через Ангела с Божьей Матерью и в Ее лице со всем чело вечеством. Ведь Христос родился в человече­ском роде. Как сказано, в этот праздник «де­вица косу не плетет и птица гнезда не вьет».

Шестая неделя (седмица) Великого поста — ее называют еще седмицей ваий, потому что заканчивается она Лазаревой субботой, когда Церковь вспоминает событие воскрешения Христом Лазаря, а за Лазаревой субботой — воскресенье Входа Господня в Иерусалим.

Вербное воскресенье — праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается накануне Страстной седмицы (недели). Торжествен­ная встреча Христа жителями Иерусалима была предвестием Его грядущих страданий. Иисус избрал для входа в Иерусалим осла — символ мира на Востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель. Верую­щие приходят в этот день в храм, приветст­вуя и встречая Христа ветвями вербы, пер­вой расцветающей у нас. Эта верба во время праздника освещается и потом хранится весь год как символ благословения жилища.

Страстная седмица (неделя) — это неделя посвещена страданиям Христа, и в каждый ее день мы вспоминаем определенный Еван­гельский эпизод, подготавливающий нас к тому, что Христос будет распят.

В Великий Понедельник на службе говорят о бесплодной смоковнице, высохшей до корня — это образ человека, погибающего в нераскаянии.

В Великий Вторник — притчи Иисуса Хри­ста, в том числе о Страшном Суде.

В Великую Среду на службе вспоминают о женщине, помазавшей ноги Христа миром и этим приготовившей Его к погребению.

В Великий Четверг мы вспоминаем о Тай­ной Вечери, на которой Господь установил Таинство Евхаристии, в тот же вечер Иуда предал Христа. Вечером, за богослужением, читаются двенадцать Евангельских отрыв­ков, рассказывающих о страданиях и крест­ной смерти Христа, и верующие в это время стоят с зажженными свечами, потом эти све­чи несут домой.

В Великую Пятницу, Страстную Пятницу, Церковь вспоминает суд и осуждение Хрис­та, Его распятие и смерть на Кресте. На ве­черне в этот день из алтаря на середину хра­ма выносится плащаница, изображающая положение Спасителя во гроб. До выноса плащаницы в этот день ничего не вкушают.

В Великую Субботу вспоминают погребе­ние Христа и сошествие Христа во ад, и в этот же день в Иерусалиме нисходит святой огонь. На Литургии в Великую Субботу про­исходит переоблачение священников из чер­ных одежд в светлые, что символизирует по­беду Христа над смертью. Понедельник, Вторник, Среда и Четверг Страстной недели называют еще Чистыми, потому что верую­щие в эти дни обычно убирают дом, вокруг него, в Чистый Четверг красят яйца и пекут куличи, которые освящают потом в Великую Субботу. Но, занимаясь такими приготовле­ниями к встрече Пасхи, надо помнить, что главное — это внутренняя подготовка чело­века к встрече Христа, поэтому очень важно в эти дни прийти в храм, исповедаться и причаститься. Верующие стараются причас­титься именно в Чистый Четверг.

Светлое Христово Воскресение — величай­ший христианский праздник, торжество по­беды жизни над смертью. Пасхальная служ­ба начинается в ночь с Субботы на Воскресе­нье, и теперь, со дня Пасхи и до ее отдания на сороковой день, звучат слова «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение.

Сразу после Светлого Христова Воскресе­ния начинается Светлая седмица. Во время всей этой недели в храме не закрываются Царские врата, символизируя то, что Хрис­тос пришел и открыл нам врата рая. Во вре­мя этой недели отменяются посты.

Воскресенье, следующее за Светлой сед­мицей, — Фомино Воскресенье. Антипасха. В субботу вечером, на всенощном бдении закрываются Царские врата. В этот день в храмах читается Евангелие о том, что Фома сказал: «Пока не вложу руки в ребра и в ра­ны, то и не поверю, что Он вернулся». На­чинаются венчания. Ближайший вторник после Фомина Вос­кресенья — Радоница. День поминовения усопших. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших и не совершаются пани­хиды, и именно во вторник, после Фомина Воскресенья, а ни в какой другой день, надо прийти на кладбище и помянуть усопших.

6 маяпраздник святого великомученика Георгия Победоносца — это праздник всех во­инов. Святой Георгий жил во времена жесто­кого гонителя христиан императора Диокле­тиана, был храбрым воином и в 303 г. принял мученискую смерть за Христа.

9 маяпоминовение усопших воинов. Пра­здник был установлен по благословению Его Святейшества в честь Дня победы 1945 года, В этот день совершается особая служба, ког­да поминаются воины и убиенные во время Великой Отечественной войны.

Праздник Вознесения Господня. На соро­ковой день после Пасхи Христос собрал сво­их учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо. Вознесение Господа Ии­суса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, как страшное последствие греха, и тем самым дав каждому человеку возможность воскреснуть, Он по­казал, что возможно и большее обожение че­ловеческого тела, ведь Христос вознесся, бу­дучи в человеческом теле. И этим вознес че­ловеческую природу.

Троицкая родительская суббота, отмечает­ся накануне Троицы, которая, в свою оче­редь, празднуется через пятьдесят дней по­сле Пасхи. В этот день Церковь особо поми­нает людей, не получивших христианского погребения, например, пропавших без вести или погибших в водной пучине. День поми­новения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и что для Бога все живы.

День Святой Троицы (Пятидесятница). В Вет­хом Завете Пасха была воспоминанием ис­хода евреев из египетского рабства, а Пяти­десятница памятью о даровании Богом Мо­исею Десяти Заповедей. В Новом Завете праздник Пятидесятницы стал дарованием «Нового Закона» — сошествием Святого Духа на учеников Христа. День называется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило людям триединство Бо­га: Бога Отца, Бога Сына и освящение мира Богом Духом Святым. После сошествия на них Святого Духа апостолы «начали гово­рить на иных языках» (Деян. 2. 4) и началась проповедь всем народам. Поэтому этот день считается и днем рождения Христианской Церкви. По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, до Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся, и в этот День читается специальная коленопреклоненная молитва, которая призывает, чтобы Святой Дух снизошел на всех. К этому пра­зднику зеленью украшаются дома, люди приходят в храм с цветами, которые хранят­ся потом целый год.

Понедельник, следующий за праздником Троицы, — День Святого Духа. Этот праздник продолжение праздника Троицы.

По прошествии недели после праздника Святой Троицы, с понедельника начинается Петров, или Апостольский пост, названный так в честь апостолов Петра и Павла. Пост длится до праздника святых апостолов Пет­ра и Павла, до 12 июля.

7 июля — Рождество святого Иоанна Пред­течи. Иоанн Предтеча — величайший из про­роков, родившийся для того, чтобы узнать Христа среди тысяч других. Как сказано в Евангелии, он был голосом Божьим, преду­готовляющим людей к встрече со Христом.

12 июля — праздник святых апостолов Пет­ра и Павла. Об апостоле Петре Христос ска­зал, что на его вере Он созиждет Церковь Свою. Апостол Павел не был самовидцем Христа, Христос явился ему после Своего Вознесения на Небо, но оба эти ученика Христа оставили после себя послания и бы­ли величайшими проповедниками.

7 августа — праздник святого великомучени­ка и целителя Пантелеймона, покровителя больных.

14 августа — это первый Спас, когда освя­щается мед, начало Успенского поста, кото­рый заканчивается 27 августа. Это очень строгий пост, во время которого нельзя вку­шать даже рыбу, он посвящен празднику Ус­пения Божьей Матери.

19 августа — Преображение Господне. Этот праздник отмечает событие преобра­жения Христа перед Его учениками Пет­ром, Иаковом и Иоанном на горе Фаворг, когда Он впервые явил им Свою Божест­венную суть: «...и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17. 2). В этот праздник освя­щаются плоды, яблоки, сливы, в России принято до этого дня не вкушать яблоки и груши.

28 августа — Успение Божьей Матери. Успе­ние (усыпание) Божьей Матери — это Ее пе­реход из земной жизни в мир небесный. Когда на третий день после Ее успения апо­столы открыли гроб, то увидели в нем толь­ко погребальные пелены. Телесно оставив мир, Богородица не умерла и ходатайствует за нас перед Своим Сыном.

11 сентября — усекновение главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день вспоминается великий подвиг Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. День строгого поста как вы­ражения скорби.

21 сентября — Рождество Пресвятой Бого­родицы. Родители Девы Марии были очень долго бездетны, но верили, что, вопреки все­му человеческому естеству, Бог может даро­вать им ребенка. Они дали обет посвятить своего ребенка Господу. Их молитва была ус­лышана, по Божьему промыслу у них роди­лась Дочь Мария.

27 сентября — Воздвижение Креста Гос­подня. В этот праздник мы вспоминаем, как святая царица Елена, разрушив языче­ское капище, обнаружила три креста и по­желала узнать, какой из них Крест Госпо­день. Мимо шла процессия с усопшим, и когда того приложили к Кресту Господа, то он воскрес. Крест — это не просто орудие пытки, это жертвенник, на котором Хрис­тос однажды и навсегда принес Свою жерт­ву, и с тех пор Крест стал и защитой, и бла­годатным источником для каждого христи­анина.

14 октября — Покров Пресвятой Богороди­цы. Праздник напоминает о том, как святой Андрей увидел Божью Матерь, держащую над осажденным Константинополем По­кров — специальный широкий плат, символ защиты. Россию часто называют домом Пресвятой Богородицы, потому что Богоро­дица особенно близка русской душе, и рус­ский человек всегда надеется на ее заступ­ничество.

Суббота, предшествующая 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского, называется Димитриевской родительской субботой. День памяти всех усопших. Этот день стал днем поминовения по пред­ложению Дмитрия Донского.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.