Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 3. —Владыка, объясните, пожалуйста, почему Пасху, Светлый праздник Воскресения Христова, каждый год празднуют в разные дни?






«Воистину воскресе!»

 

Владыка, объясните, пожалуйста, почему Пасху, Светлый праздник Воскресения Христова, каждый год празднуют в разные дни?

— Начнем с того, что само слово «пасха» происходит от еврейского глагола «passah», что значит «переходить», и празднование Ветхозаветной Пасхи было установлено Са­мим Богом перед исходом израильтян из Египта в ознаменование избавления евреев от египетского рабства и спасения еврейских первородных детей от руки ангела-губителя. Господь повелел тогда сынам Израилевым помазать кровью непорочного агнца кося­ки дверей. Это было знаком, и ангел-губи­тель прошел мимо их домов (Исх. 12. 21—23). В память об этом событии Бог уста­новил пасхальное служение, и праздник Пасхи был самым важным и уважаемым у израильтян. Существовала даже традиция: накануне праздника по выбору народа от­пускать на свободу одного из узников (Мф. 27. 15). Дата празднования тоже была уста­новлена Богом и приходилась на средин­ный день первого месяца года нисана, кото­рый соответствовал второй половине марта и первой половине апреля по нашему, солнечному, календарю. А еврейский календарь исчислял время по луне, то есть был лунным. Свою последнюю Ветхозаветную Пасху Иисус совершил перед Своими страдания­ми. Сказано, что по наступлении вечера Ии­сус отправился в Иерусалим и в приготов­ленной по его указаниям горнице возлег с апостолами за трапезою, «...и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22. 15-16).

Владыка, и именно поэтому наша Право­славная Пасха празднуется обязательно после Пасхи иудейской?

—Да, для того чтобы соблюдалась исто­ричность. Но тут важно понимать, что пра­здник Христианской Пасхи наполнен совер­шенно другим смыслом. Христиане празд­нуют избавление от рабства греху и диаволу спасение от вечной смерти через Воскресе­ние из мертвых. События крестной смерти и Воскресения Христа из мертвых — это сосредоточие всего христианства, основа нашей веры: «...а если Христос не воскрес, — гово­рит апостол Павел, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14).

Как видно из апостольских Постановле­ний и Правил, и неделя страданий, и неделя Воскресения Господа отмечались еще с пер­вых христианских времен. Причем время празднования было определено после дня весеннего равноденствия, но не с иудеями, из соблюдения историчности. Путь на Гол­гофу, распятие, положение Иисуса во гроб приходились на пятницу: «День тот был пят­ница» (Лк. 23. 54), - сказано в Евангелии. На следующий день жены-мироносицы, «воз­вратившись, приготовили благовония и мас­ти», и, так как это был день субботний, суббота покоя, ничего больше они делать не стали, а «остались в покое по заповеди» (Лк. 23. 56). И Воскресение Христа происходит на следующий за субботой день: «В первый же день недели...нашли камень отваленным от гроба» (Лк. 24. 1—2). То есть христианская Пасха, Светлое Воскресение Христово, должно приходиться на воскресный день. Возникшие споры о времени празднования Христианской Пасхи прекратил Первый Вселенский Собор в Никее (325 г. после Р.Х.), постановивший всем христианам пра­здновать Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия и после пер­вого мартовского полнолуния. Поэтому Пра­здник Пасхи бывает между 4 апреля и 7 мая по новому стилю, или между 22 марта и 24 ап­реля по-старому. Русская Православная Цер­ковь придерживается Юлианского календа­ря, введенного Юлием Цезарем. Но есть христиане, следующие Григорианскому ка­лендарю. Календарную реформу Папы Григория (XIII в.) критикуют как раз за то, что при использовании этой системы летосчисле­ния происходит нарушение канонического правила празднования Пасхи Христианской не ранее иудейской. Так, с 1851 по 1950 г. рим­ские католики праздновали Пасху раньше иу­деев 15 раз. Для исчисления точного дня Пас­хи по поручению Александрийского Патриархата была создана методика подсчета точного дня празднования, так называемая Пасхалия, которая имеет свои математические формулы и свой цикл размером в 532 года. Задача Пас­халии совместить две системы исчисления времени, которые разнятся изначально: сис­тему отсчета, принятую при жизни Иисуса, и нашу. Они действительно различные — у иуде­ев даже ночь, например, делилась не на 12 ча­сов, а на так называемые стражи.

Получается, что все споры о том, когда должна праздноваться Пасха — это споры во­круг методик подсчета календарей?

—Ни в коем случае. Тут нет и не должно быть никакого формализма. Ведь почему для нас так важно воспроизвести историчность событий Страстной недели и Воскресения Христова? Потому что главное, чтобы мы вошли в эту историю, а это прежде всего ду­ховная история.

То есть это не формальные вещи, не то, что в советские времена называлось «Календа­рем памятных дат»?

—Нет, конечно. Это духовная история че­ловечества, которую мы должны пережить. А духовный мир, как известно, имеет свои законы, в том числе и законы восприятия, и тут не может быть ничего случайного. И хо­тя наша обыденная жизнь построена и под­чинена астрономическому времени, следо­вание нами событиям Страстной недели и Воскресения Христова, переживание нами их — это не просто обряд или дань традиции. Это прорыв в вечность, в категории вневременные, ведь Бог — Он вне времени, Он и над прошлым, и над настоящим, и над буду­щим, Он в вечности. И конечная цель всего, что так или иначе связано с этим великим днем, днем Воскресения Христова, конеч­ная цель и календаря, и проживания нами Страстной седмицы, и участие в Богослуже­ниях, она в нашем соединении со Христом.

В том, чтобы вывести нас за рамки обы­денной жизни...

—Точнее, в том, чтобы произошло соеди­нение наше с духовной историей человече­ства. И знаком того, что история духовная всегда выше истории сиюминутной, вообще временной, становятся знамения, которые посылает нам Господь в этот Светлый празд­ник. Одно из таких удивительных знаме­ний — это схождение в Великую Субботу благодатного огня в Иерусалимский храм Воскресения Христова. Сам храм накрывает своей кровлей и Голгофу, и пещеру, в кото­рой был положен снятый с Креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей увидела Воскресшего Христа. И, кстати, снисхождение благодатного огня в Великую Субботу, в канун празднования Православной Пасхи, подтверждает истинность Юли­анского календаря.

Владыка, но, наверное, часто для того, чтобы нам открылись эти знамения, надо ду­ховно подготовить себя. Нельзя воспринять Воскресение Христово, нельзя понять, почув­ствовать смысл и подвиг Христа, если ты не проживаешь Страстную Седмицу.

—Конечно, потому что это не просто следование церковной традиции, обряд — это суть наших отношений с Богом.

Вот посмотрите, Страстной неделе пред­шествует Вербное воскресенье, день Входа Господня в Иерусалим. Давайте задумаем­ся, как люди встречали Христа. В Еванге­лии сказано: «И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он прибли­зился к спуску с горы Елеонской, все мно­жество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19. 36—38). То есть толпа встречала Его восторженно. Но были и такие, которые «искали погубить Его» (Лк. 19. 47), затаили неприязнь к Нему. И да­лее в Евангелии говорится о тех чувствах, которые испытывает Иисус. И сказано, что к(? гда Иисус приблизился к Иерусалиму, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ны­не от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19. 42-44).

То есть при внешнем ликовании, востор­женной встрече Христа люди не понимали, что происходит, ради чего Иисус грядет в Иеруса­лим?

—Да, и прошло всего несколько дней, и та толпа, которая приветствовала Иисуса вос­торженными криками «Осанна!» уже крича­ла Пилату: «...распни Его!» (Мк. 15. 13). По­чему? А все дело в том, чего именно эти лю­ди ждали от Христа. Одни видели в нем но­вого политического Мессию, Царя, другие того, кто накормит их, третьи, возможно, ожидали новых чудес и исцелений. Но ведь если мы посмотрим сегодняшние социоло­гические опросы о том, чего люди ждут от веры, от Бога, то окажется, что многие ждут по сути того же.

А суть происходящего в другом: Иисус грядет на вольные страдания. Он делает это из любви к человеку, и пройдет всего не­сколько дней, и произойдет другое шествие Христа на Голгофу. Голгофа - это место осо­бенное, так называемое лобное место, и 6а-мо слово означает «череп». Может быть, гор­ная возвышенность на северо-западе от Ие­русалима получила свое название потому, что была по форме похожа на череп, а может быть, потому, что здесь часто были видны че­репа казненных преступников. И вот это ше­ствие Христа на Голгофу тоже сопровождает­ся толпой. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его...» (Ин. 19. 17-18). Конечно, не все были жестокосердны, и не все злословили, злорадствовали Его мукам, не все насмехались над Ним. Вспомним рас­каявшегося разбойника, распятого по пра­вую сторону от Христа. Или сотника, кото­рый, «видев происходившее» (Лк. 23. 47), уверовал во Христа. Или вспомним жен-мироносиц и апостола Иоанна, стоявшего при Кресте Господа вместе с Его Матерью.

Вчитайтесь, как в Евангелии описывается то, что произошло: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгла­сив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испус-\тил дух» (Лк. 23. 44-46). «И земля потряс­алась; и камни расселись; и гробы отверзлись; щ многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27. 51-52). По преданию Церкви в это время на горе Голгофе обнажились кости Адама, кстати, именно поэтому их изображают в нижней части Распятия.

То есть круг человеческой истории замк­нулся...

—Иначалась новая история, новая эра для человека: Воскресение Христово. И подобно тому, как о Рождестве Христове свидетельст­вовали Ангелы, так и при Воскресении Хри­ста «Ангел Господень, сошедший с небес» (Мф. 28. 2), свидетельствовал о начале новой истории человечества.

Владыка, но ведь и до Воскресения Хрис­та были случаи воскрешения людей и пророка­ми, и Самим Христом. Что нового было в Вос­кресении?

—Ну, во-первых, обратите внимание на различие в словах: «Воскресение» и «воскрешение». Случаи воскрешения мертвых были известны и до Христа. 4-я книга Царств свидетельствует о воскрешении некоего умершего от мощей пророка Елисея: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев... полчище (имеется в виду толпа моавитян, совершавших набег на Израильскую землю. — М.Г.), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13. 21). Или случай воскрешения Иисусом «четы­рехдневного» Лазаря. Такое воскрешение — это свидетельство силы Божьей, но ведь все равно речь идет о восстановлении физичес­кого тела.

То есть своеобразной реанимации?

—Да. Ихотя предания Церкви свидетельствуют о том, что «четырехдневный» Лазарь по воскрешении своем оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, где и скончался, но мы, говоря о вос­крешении, имеем в виду только земную жизнь человека.

А Воскресение — это наследование жизни вечной, не случайно в Пасхальном тропаре поется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Речь идет о жизни вечной, а это путь, который Христос даровал нам. И если мы принимаем Пасху только как традицию, если мы участвуем только во внешней сторо­не этого Величайшего события, то мы упо­добляемся той толпе, которая возглашала Христу: «Осанна!» Но если мы способны со­переживать Его страданиям, если мы внут­ренне вместе с Ним проходим Страстную седмицу, путь на Голгофу, то мы уже начина­ем жить со Христом, и наша жизнь меняется, Конечно, таких людей немного, они живут со Христом, внутренне преображая этот мир, и таких людей называют святыми. Та­ким был, например, Серафим Саровский, который каждого встречал словами: «Ра­дость моя, Христос Воскресе!». Он говорил так и летом, и зимой, и в посту. Потому что в своей жизни он стал тем, явился Христос, и он жил, по словам апостола Павла, когда «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.