Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 2. —Владыка, почему в день Пасхи радость охватывает сердца даже далеких от Церкви людей?






«Се, стою у двери и стучу…»

 

Владыка, почему в день Пасхи радость охватывает сердца даже далеких от Церкви людей?

— Потому что каждый из нас испытывал страх перед смертью, а Пасха — это празд­ник, который дарит жизнь. И для людей зву­чит самое главное: что смерти нет, потому что ее Своей смертью упразднил Христос. Слова «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» становятся центром всех пасхаль­ных песнопений, в них торжество Воскресе­ния Христова и радость бессмертной челове­ческой души. Мы называем Пасху «Празд­ником всех праздников».

В день Пасхи Сам Христос дает радость нашей душе, и человеческая душа, воспри­нимая эту радость, передает ее в этот мир всему творению Божьему— потому что если смерть уничтожена, то она уничтожена для всех, значит, она не имеет власти над всем творением, и в этот день кажется, что даже природа ликует.

Мы уже говорили, что Бог смерти не со­творил, что она явилась следствием греха. Вспомните, как первородный грех исказил замысел Божий с Адамом и Евой, и в результате появилась смерть. Грех искажает жизнь по замыслу Божьему. И никто не мог преодо­леть этот барьер, уничтожить смерть. Поче­му? Потому что для этого надо было уничто­жить грех, умертвить его, то есть довести его до исчерпывающего состояния «смертию смерть поправ». И смысл пришествия Хрис­та, Его миссия в том, что Он, придя в наш мир, принял человеческую плоть, а потом воскрес, и этим не только подтвердил истин­ность того, чему Он учил, но и открыл нам путь, как освободиться от смерти. Ведь Хри­стос Сам говорит: «Я путь истинной жизни». И Воскресение Христа — это возможность дарования каждому человеку жизни вечной.

Но ведь Воскресение из мертвых было ре­альностью только для одного, для Богочелове­ка Христа?

—Да, поэтому мы и говорим, что это путь. Путь настоящей жизни по замыслу Божьему. Христианская направленность жизни пред­полагает, что ты начинаешь жить во Христе: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2. 20). А что это значит? Вот как отвечал апостол Павел на этот вопрос: мы имеем те же чувствования, как и Христос, а Он реаль­но пришел на землю, реально обитал среди людей, Он реально реагировал на эту жизнь — это не было поучением сверху, Он реально страдал от греха и реально принял смерть. И так как это Боговоплощение было реально, то мы можем сверить свои чувство­вания с Богочеловеком, преодолев искуше­ния, которые неизбежно обрушиваются на нас, и иметь жизнь вечную. И тогда все наши усилия сосредотачиваются на том, чтобы быть со Христом ? и тот, кто имеет эту жизнь во Христе, тот имеет и Воскресение со Хри­стом. И тогда становится понятным внут­ренний смысл всех наших действий, кото­рые иногда могут казаться и трудными, и тя­желыми — это и несение поста, и послуша­ние, и исполнение заповедей. Все это ведет к одному, самому главному — жизни во Хри­сте, обретением со Христом жизни вечной. И это открывает нам смысл радости, которая охватывает нас в этот особый праздник, объ­ясняет, почему мы жаждем соединиться со Христом, быть с Ним.

Пасхе предшествует Страстная неделя, радость Его Воскресения неразрывно связана со страданием Христа.

—Это очень важный вопрос: для чего должна была быть Голгофа. Голгофа стала местом очищения людей. Ведь человек, по жестокосердию своему, понимает только грубую боль, он воспринимает то, что кто-то страдает только через внешние проявле­ния страдания. И люди могли понять то, что Иисус пострадал за них, только видя Его распятие. Но ведь самые неимоверные страдания Он испытывал накануне, в Гефсиманском саду. Он знал, что Иуда Его пре­дал, и что Петр в ту же «ночь, прежде неже­ли пропоет петух, трижды отречется» от Не­го (Мф. 26. 34). И сказано в Евангелии, что пришел Иисус в Гефсиманский сад, взял Своих учеников и попросил побыть с Ним. «...душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26. 38). И отошел Он и молился до кровавого пота: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26. 39). «Да пронеси чашу сию» — это слова человека, они показывают, как нелег­ко Ему было, но дальше Он говорит: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Ме­ня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26. 42).

И это уже слова принятия воли Божьей на крестные страдания, слова готовности при­нести искупительную жертву.

—Да, в Евангелии сказано, что когда Ии­сус вышел к ученикам Своим, Он нашел их спящими и сказал; «вы всё еще спите... вот, приблизился час, и Сын Человеческий пре­дается в руки грешников» (Мф. 26. 45). Очень важно понимать, ради чего Он принес Свою искупительную жертву. Смысл всего, что совершил Христос, только в одном — в любви. Потому что Бог есть любовь. И еще — у каждого есть выбор. Даже у Иуды никто его выбора не отнимал. Христос пытался оста новить его от погибели. Но Иуда сделал свой выбор. И смотрите, что происходит: предав Христа, увидев, что Он осужден, и, раскаяв­шись, Иуда идет к первосвященникам, кото­рые дали ему тридцать сребренников, и ре­шает отдать их назад, чтобы вернуть все на место, «...говоря: согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27. 4). Смотрите, осознав, что сделал, он идет не ко Христу, он не кает­ся, а пытается откупиться.

То есть не покаяние, а сделка?

—Да, и что он слышит в ответ? «Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам» (Мф. 27. 4). Не первосвященники дают про­щение. «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27. 5). Ин­тересна дальнейшая судьба этих денег. «Первосвященники, взяв сребренники, ска­зали: непозволительно положить их в со­кровищницу церковную, потому что это це­на крови» (Мф. 27. 6). И, посовещавшись, купили на них землю для погребения стран­ников, как и было предсказано пророком Иеремией. Но еще раз повторю, что Иисус дал шанс Иуде избежать участи, покаяться на Тайной Вечери, но Иуда не сделал этого и прошел весь греховный путь до конца — уда­вился. А это страшный грех, ведь он себя этой жизнью не наделял. В народе говорят, что с тех пор осина, на которой он повесил­ся, постоянно дрожит.

Когда мы говорим о распятии Христа, то неизбежно вспоминаем разбойника, который первым вошел в рай.

—А это пример того, что нас спасает не на­ша законность, то есть соблюдение нами за­поведей, постов, и не наша праведность. Ведь если бы мы сами себя спасали, то тогда зачем приходить Христу? Да, с точки зрения человеческой логики, то, что разбойник пер­вым вошел в рай, кажется верхом несправед­ливости. Но тут дело в том, что разбойник общался со Христом, он покаялся, и потому Христос дал ему жизнь вечную. «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда при-идешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 42). И Ии­сус принял покаяние разбойника: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23. 43). А вто­рой разбойник был настолько озлоблен, что даже не понимал, что перед ним праведник, что Он страдает безвинно, он не был спосо­бен отличить добро от зла. И вот эта неспо­собность сострадать другому — это, кстати, одна из характеристик греховного состояния человека.

То есть можно находиться рядом со Хрис­том и не увидеть Его?

—«Увидеть» — это проблема ясновидения. Здесь бы я сказал, «не опознать» Его. Ведь первый разбойник не знал, он почувствовал Христа — он же никогда не слышал Его проповедей, но он сделал свой выбор. И это во­прос человеческой души — открыться или не открыться, вынуть из себя всю грязь и впус­тить туда Христа или нет. Христос говорит: «Се (то есть - вот), стою у двери и стучу: ес­ли кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3. 20). Это постоянный вы­бор, и это духовная победа, которой надо учиться.

Но как опознать Христа?

—Христос говорил: «Посетили больного — вы Меня посетили, напоили страждующего - вы Меня напоили». И тут содержится ответ на вопрос: зачем нам ходить в храм? Часто приходится слышать, как говорят: «Посмотрите, верующие ведут себя так-то итак-то, а я хорошо, значит, все равно спасусь». Но верующий, если он оступился, согрешил, имеет возможность диалога со Христом. А человек, не участвующий в Таинствах, как бы ему при этом ни казалось, что он праведно живет, такого диалога лишен, потому что Таинство - это приход ко Христу, это участие в жизни Христа в земном измерении. Конечно, это путь - Христос говорил: «Я путь и истина, и жизнь», и первый разбойник, распятый справа от Христа, покаявшись, выбрал путь жизни вечной, а второй, распятый слева, - путь смерти, путь вниз. Кстати, отсюда толкование, почему правый конец третьей перекладины креста направлен вверх, то есть в рай, а левый вниз. Отсюда выражение «сходить налево» — это означает не только известного рода искуше­ние, но и выбор пути погибели. Когда мы го­ворим о приходе в храм, то важно понять, что не помещение спасает, а внутреннее уча­стие — можно простаивать часами, но если ты безучастен, если ты не находишься в диа­логе со Христом, то это все напрасно.

То есть вне Церкви нет спасения?

—Яне буду рассуждать по этому поводу, потому что вопрос спасения — это не компе­тенция архиепископа или епископа. Не мы спасаем, а Бог, и, рассуждая о том, что вот этот человек спасется, а этот нет, ты стано­вишься на место Бога. Никто не может этого сказать, потому что у человека всегда есть возможность изменения участи, даже когда человек умер. Вот почему мы молимся о по­койных: мы просим Господа прежде всего о прощении их прегрешений и о том, чтобы Господь через наши молитвы очистил душу умершего. И это молитвы об упокоении ду­ши, души бессмертной, потому что бессмер­тие — это Божественная данность. Сущест­вует единство Церкви Небесной и Церкви земной, и пока мы находимся в Церкви зем­ной, нам дано просить и о прощении наших близких, и о том, чтобы Господь приблизил их к Себе. Ведь любовь, живущая в живых, в силу того, что это любовь, не знает границ, она не знает временных условий, не знает расстояний, она вечная, потому что вечен Бог, а Бог есть любовь. И когда мы входим в молитву, открываем в ней свою душу, то этим самым наша любовь — подобное познается подобным, подобное притягивается подоб­ным — поднимается вверх и возникает об­щий поток любви, который может изменить жизнь и человека молящегося.

С бессмертием души готовы согласиться даже люди, далекие от Церкви — так легче жить...

—Но душа не только бессмертна, важно понимать, что душа дается один раз, а зна­чит, это вопрос личной ответственности. Ведь если мы говорим о том, что ты ответст­вен за то, приблизишься ли ты к Богу или нет в условиях данной действительности, то это уже совсем другие отношения с миром, чем если бы ты знал, что у тебя еще будут по­пытки.

Проповедь Воскресения Христова — это, заметьте, не проповедь того, что мы будем рождаться в каких-то других формах. Нет, это проповедь истинной жизни во Христе, и тот, кто обрел эту жизнь, кто живет со Христом, тот со Христом и воскреснет. За­дача Церкви подвести человека ко Христу, чтобы он не прошел мимо Христа, не стал тем разбойником, который был рядом с Ним, но не увидел Его и не сделал самого главного в этой жизни — не покаялся. Встреча со Христом не зависит от богос­ловской подготовки человека, просто душа-то у нас живая, она по при­роде своей христианка, потому что сотворена Христом, и она радуется своему Творцу, тому, что Он Воскрес и даровал ей бессмертие.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.