Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный урок права и требования к нему






Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок.

Она прошла серьёзное испытание временем и доказала вою пригодность к современной системе правового образования.

Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса, целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач правового образования, развития, воспитания в процессе обучения.

Учебное занятие по праву (урок) – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей.

Формы занятий в школе: урок: Вводный, комбинированный, контроль знаний, лаб. работа и т.д.

Круглый стол, коллоквиум, деловая игра и т.д.

Внеклассное мероприятие Экскурсия, кл. час, КВН, театр и т.д.

Дом. работа Упражнения, задачи, доклады, проекты, эссе, Факультатив, электив. Консультация, зачёт, экзамен

Формы занятий в проф.образовании

Факультатив, спец. Курс.

Консультация, зачёт, экзамен

Самостоятельная работа, НИРС, курсовые и дипломные, контр. работы, проекты, Производственная практика, семинар, лекция, усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Урок по праву условно можно рассматривать с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти компонентов.

Учитель права:

• знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву,

эрудиция;

• педагогическое и методическое мастерство (умения донести сложный юридический материал; умения создать благоприятный психологический климат и мотивацию к обучению; обладание чувством юмора, умения ответить на любые вопросы);

• речь (её темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность);

• стиль взаимодействия учителя с учениками: (авторитарный; демократический; либеральный);

• внешний вид.

Учащиеся:

• активность и самостоятельность в освоении юридического материала.

• уровень учебных умений и навыков, ценностей;

• навыки сотрудничества и работы в коллективе;

• степень дисциплинированности и организованности.

Юридическое содержание учебных курсов:

• научность юридической информации, её достоверность;

• доступность (материала определенному адресату);

• актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью;

• наличие новизны изучаемой правовой проблемы;

• оптимальность объема предложенной юридической информации.

Система методов, приёмов, средств обучения:

• усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока:

с 1 по 4 минуту – 60 %;

с 4 по 23 минуту – 90 %;

с 23 по 34 минуту – 50 %;

с 34 по 45 минуту – % падает.

При выборе методических приёмов необходимо учитывать:

• лучшее усвоение юридического материала происходит с 11 часов до 13 часов. Подъём работоспособности наблюдается в субботу, т.к. у учеников на уровне подсознания заложена информация о приближающемся выходном дне;

• наличие и эффективность использования наглядности и технических

средств обучения праву;

• уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия;

• эффективность контроля за работой учеников, оценку их деятельности;

• степень эстетического воздействия занятия на учеников.

Цель и результат – степень конкретности, чёткости, лаконичности поставленных целей (цель должна быть достижимой) и степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников или студентов.

Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:

учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который имеет постоянный состав;

класс работает по единому учебному годовому плану и по рабочей программе (тематическому планированию) согласно расписанию;

основной единицей занятий является урок;

урок посвящён одной теме, и все учащиеся работают над одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика.

Достоинства классно-урочной системы: чёткая организационная структура, упрощение управления педагогическим процессом, возможность обучаемых взаимодействовать в процессе обучения, постоянный контакт с учителем, экономичность обучения, последовательность обучения.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, сложность учёта индивидуальных особенностей учащихся, отсутствие общения между учащимися разного возраста.

2. Урок как целостная система. Структура и типология уроков

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Признаки современного урока права

1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.

2. Вся деятельность учителя и ученика должна быть осуществлена с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической

практики.

3. Наличие цели (изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить

число ошибок и т.д.) и многоплановых познавательных, развивающих, воспитательных задач.

4. Деятельностный подход в обучении («чем меньше говорите Вы, а больше говорят Ваши ученики, тем больше Ваша эффективность как учителя»1).

5. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

6. Оптимизация содержания обучения.

7. Единство формирования знаний, умений, навыков учащихся.

8. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.

9. Оперативная обратная связь.

10.Высокий, но посильный темп урока.

11.Эмоциональный подъём на уроке.

12.Наличие научной организации труда учителя и ученика.

13.Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Типология урока

Классический тип: вводный урок; тренировочный урок; контрольный

урок; урок закрепления умений и навыков; урок самостоятельной работы; урок с ТСО; практическая или лабораторная работа; комбинированный или смешанный урок; повторительно-обобщающий урок и т.д.

Нетрадиционный тип: правовой турнир; правовой диспут; дебаты; зачёт;

спектакль; конференция; деловая или ролевая игра; урок взаимообучения; аукцион правовых знаний; урок путешествие; судебное разбирательство и т.д.

Основные этапы современного урока по праву.

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед учащимися.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации.

6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений по образцу.

7. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов

деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

9. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый

учителем и учащимися, оценка знаний.

10. Домашнее задание к следующему уроку.

11. Подведение итогов урока.

Классно-урочная форма создает предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

Для реализации данной формы выдвигаются обязательные требования.

Дидактические требования к современному уроку права:

• чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

• определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

• выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в обучении учащихся;

• реализация на уроке всех дидактических принципов;

• создание условий успешного обучения учащихся.

Гигиенические требования к уроку права: температурный режим; физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); освещение;

предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности;

соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

1) урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к обучению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально

сочетать различные методы и приёмы правового обучения;

6) учитель должен обеспечить активное обучение каждого школьника.

Нормативные документы, регламентирующие содержание правового образования.

Содержание образования определяется рядом документов:

1. Государственный образовательный стандарт

2. Учебный план образовательных учреждений (состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок, последовательность их изучения, количество часов и т.д.).

3. Примерные и рабочие программы (тематические планирования) по

дисциплинам.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, а также требования к организации образовательного процесса.

Учебный план:

В Базисном учебном плане есть федеральный компонент (там записано, что обязаны изучать школьники всей страны и сколько часов в неделю будет отведено на те или иные учебные предметы), национально-региональный (он связан с особенностями работы каждого региона России, учитывая местные традиции и обычаи), а также школьный и ученический компонент, формируемый каждой школой на базе указанного в рекомендациях количества часов. Каждая школа создает свой учебный план, в котором обозначены предметы изучения, количество учебных часов на них.
Важным документом является учебная программа. В ней устанавливается содержание, объем знаний, умений, навыков по праву. Школы могут создавать авторские программы, модернизировать уже существующие.
Специалисты выделяют также тематическое и поурочное планирование.

Тематическое планирование представляет собой документ, в котором прописаны: основные темы правового курса и примерные календарные сроки, когда предполагается их изучить; количество учебных часов, которое отводится на изучение каждой темы; основные правовые понятия, которые должны изучить школьники при рассмотрении конкретной темы; название уроков; внеклассные мероприятия; основная и дополнительная литература по изучению каждой темы. Просматривая тематическое планирование, учитель может корректировать изучение тех или иных тем, видеть перспективы изучения курса, взаимосвязь проблем уроков и проч






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.