Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История становления правового воспитания в России






Система правового воспитания определяется характером и политикой государства.

Правовое воспитание – это процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества в целях повышения их правового сознания

Широкое определение этого понятия включало в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности. В узком смысле речь шла о целенаправленном воздействии общества на сознание людей, их нравы, черты характера, образ поведения.

Термин «правовое воспитание» появился в XX в., но право всегда, считалось важным элементом воспитания гражданина.

В античной культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европейских стран представление о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность.

В эпоху Просвящения: Исполнение гражданского долга связывалось с подчинением закону, праву.

С кон. XVIII в. в государственных школьных системах стали вводиться

учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и

других школ. В 1783 г. по высочайшему повелению императрицы было издано

предназначенное для чтения в училищах пособие «О должностях человека и гражданина».

В XIX столетии в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демократические круги (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности». Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на подходе «государственной» школы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв и др.). В то же время значительное

влияние оказывала школа «естественного права» (В.С. Соловьёв, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, С.И. Гессен и др.). Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке.

Во многих гимназиях, общеобразовательных и специальных школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г.А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После Октября 1917 г. именно Г.А. Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепедагогическом значении правового воспитания, о взаимосвязи права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности.

А.С. Макаренко, реализуя в 20-30-х гг. XX в. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознательного отношения к праву и дисциплине.

В 40-х – нач. 50-х гг. XX в. педагогические разработки проблем правового

воспитания ограничивались, главным образом, методикой школьного преподавания основных положений советской конституции.

В конце 90-х годов XX в. были созданы такие образовательные курсы как: «Человек и общество», «Граждановедение», так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, литературы и других задач правового воспитания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.