Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несколько слов об используемой в пособии терминологии






 

Как уже отмечалось в предисловии, теория рыночной конкуренции родилась относительно недавно. Устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в этой научной дисциплине пока нет: почти каждый исследователь использу­ет свою систему обозначений.

При этом описания рыночной стратегии компаний в эко­номической литературе отличаются на первый взгляд курьез­ной особенностью – используемые термины часто имеют выраженный биологический «акцент»: рыночная ниша (явная калька с ниши экологической), «выживание в конкурентной борьбе», доминантная фирма и т.д. Особенно же часто встречаются вроде бы не совсем всерьез проводимые сравнения определенных типов фирм с животными и растениями: «жаля­щими москитами», «неповоротливыми бегемотами», «серыми мышами» (см. ниже).

Разумеется, по-настоящему никто не думает перено­сить на хозяйство законы, действующие в биологии. Но и обращение к миру живых существ кажется неслучайным: принятое в традиционной (вплоть до второй половины XX века) экономической теории представление о возможных вариантах конкурентной борьбы было до предела обеднено. Оно своди­лось, по существу, к описанию двух вариантов конкуренции, соперничеству равных по мощи предприятий или к подавле­нию слабого сильным.

На практике, однако, каждый исследователь сталкива­ется с исключительно сложной картиной рыночного взаимо­действия фирм, в эти рамки никак не укладывающейся. Не удивительно, что не обнаружив в своей науке подходящих терминов, он ищет их на стороне. К тому же в биологии соот­ветствующая терминология отработана очень хорошо. Не за­будем, что миллиарды живых существ, населяющих Землю вступают в конкурентные отношения ежедневно. Это тот прочный эмпирический фундамент, на котором биологи создают и оттачивают свой понятийный аппарат.

Нам не хочется порывать с этой стихийно сложившейся традицией, поскольку она делает достаточно сложные тер­мины запоминающимися и понятными. Есть и еще одна при­чина. В биологии нашей страны уже принадлежит грустный приоритет: теория типов конкурентной стратегии была впервые предложена в 1935 г. Л. Г. Раменским и осталась в полном небрежении, пока через 40 лет не была переоткрыта англичанином Дж. П. Граймом и не приобрела всемирную из­вестность. Память о выдающемся соотечественнике можно хранить по-разному. В том числе и закрепив принятую им тер­минологию. Пусть даже в другой науке.

Л. Г. Раменскому принадлежат играющие центральную роль в настоящем пособии термины «виолент», «патиент», «эскплерент». Разумеется, мы вкладываем в них чисто экономи­ческое содержание.

Автором же «звериных» обозначений типов фирм («лис», «мышей», «львов» и т.д.) является всемирно известный швей­царский эксперт Харальд Фризевинкель. Классификация Х. Фризевинкеля и Л. Г. Раменского хорошо сочетаются между собой и мы решили использовать в пособии обе.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.