Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как Вы понимаете формулу «русский язык как национальная идея многонациональной страны»? Что такое, по вашему мнению, национальная идея?






Да, русский язык это – национальная идея. Национальная идея – это ведущая идеологическая формула (доктрина), которая позволила бы объединить общество в его стремлении к благополучному духовному и материальному существованию. Конечно, Слово – язык - речь суть только средства выражения идеи, но и сами по себе они также являются определенными идеями. Поэтому «русский язык» – это безусловная «идея». Я формулирую ее следующими положениями:

1. Каков язык, такова жизнь. Язык – практическое средство благоустройства общества и благополучия человека.

2. Язык – как выражение «силы ума и дара слова» – главное отличие человека. Каков язык, таков и человек. В языке - весь человек: и мысли, и слова, и дела, поскольку и слово есть поступок.

3. Речь может основываться только на культуре. Культура обобщает положительный опыт речевого творчества, указывает способы оптимального пользования речью.



4. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения.

5. Через стиль речи создается общественный настрой. Основания такого настроя – в наших скрытых помыслах, воле и страстях (эмоциях), а «основания красноречия – страсти», по-старинному в эмоциях. (М.М.Сперанский). Господи, избави мя от страстей, но окрыли мой дух.

6. Поэтому опять: какова речь, таков и человек. «Скажи мне слово – и я скажу, кто ты». От «плодов уст» вкусим либо добро, либо зло. Будем верить, что добро.


Заключительное занятие предлагаем провести в форме Ораторского конкурса для всех участников курса. Выступают представители групп с 3-х (максимум 5-ти)-минутными речами. При этом ведущий конкурса должен строго следить за регламентом.

Чтобы содержание конкурса не было однообразным, желательно после определенного цикла речей проводить какие-либо лингвистические игры или викторины. Возможна организация выступлений по трем циклам речей (с выборными представителями-ораторами от каждой группы):

1. Самопредставление («Честь имеем представиться!»).

2. Поздравительная речь («Я желаю счастья вам!»).

3. Публицистическая речь: защита тезиса, избираемого по инициативе самого оратора.

Как показал опыт проведения конкурсов в Гос.ИРЯ имени А.С.Пушкина, МГУ имени М.В.Ломоносова, Академии труда и социальных отношений и других вузах, жюри Конкурса составляется из преподавателей кафедры русского языка, руководства факультета и представителей от студентов.

Наиболее сложен, конечно, конкурс публицистических речей, который может называться по-разному: «Прошу слова!» или «Не могу молчать!» (название одной из статей Л.Н.Толстого). Предложенные ниже темы формулируются либо как вопросы, которые должны поставить острые на сегодняшний день проблемы, либо как тезисы-афоризмы, которые требуется доказать в дальнейшей речи. Вот их примерный список (естественно, что сами участники могут придумать собственные темы-вопросы или афоризмы).

Темы-вопросы

1. Мир управляется Словом. Теле-монстро-словом?

2. Что такое подлинная культура? Как воспитать культурного человека?

3. Возрождается ли Россия? Куда мчится птица-тройка?

4. Почему плохим языком не построишь хорошую жизнь?

5. Что мы поем и будем петь? Скажи, что ты поешь – и я скажу, кто ты.

6. Интернет: надо ли опутаться всемирной паутиной?

7. Что есть человек в мире современных технологий?

8. Современное телевидение: добро или зло?

9. ТВ – глас народа или нас услаждающий обман?

10. Теледяди, не пора ли послать янки go home?

11. Чем ты увлечен, современный человек?

12. Компьютер: убивает ли он способность к живому общению?

13. Надо ли нам гнаться за успехом? Что такое успех?

14. Верит ли постсоветское общество в Бога?

15. Верую!

16. Можно ли научиться говорить, выступать, владеть речью? Как?

17. Слово о безмолвии. Есть ли «подвиг безмолвия»?

18. Слово об искусстве Слова. Есть ли «подвиг общения»?

19. Стоит ли учиться за границей?

20. Сохранится ли в будущем понятие «Родина»?

21. Надо ли в школе и вузе говорить о Боге?

22. Живем ли мы ради удовольствия или чего-либо иного?

23. Можно ли говорить о равенстве между мужчиной и женщиной?

24. Можно ли напоить бессмертную душу водою земных удовольствий?

25. Можно ли в современном мире построить справедливый мир?

26. Можно ли прожить без обмана?

27. Всегда ли политика – «грязное дело»? Каких «хороших» политиков я знаю?

28. Возможно ли в бизнесе «честное слово» и «чистое дело»?

29. «Блаженны кроткие…» - так ли это?

30. Можно ли преодолеть конфликт поколений?

31. Всякая красота увянет… Есть ли красота, которая не увянет?

32. «А что есть красота? И почему ее обожествляют люди?»

33. Нужно ли уметь прощать? Все ли умеют прощать?

34. Зачем нужно знать историю?

35. Какой день в истории вы хотели бы прожить?

36. Что такое мода? Стиль? Стиль жизни?

37. Поощрить или наказать?

38. Что вы считаете лучшим изобретением человечества?

39. Выгодно ли быть хорошим человеком?

40. Можно ли убедить дурака?

41. А что такое вдохновение?

42. Надо ли нам стремиться к славе и богатству?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.