Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эристические уловки






1. Многовопросие (задаются многие вопросы, тема обсуждения исчезает, предмет обсуждения теряет дефинитивную определенность): Что есть человек? Он животное или нет? Имеет ли он разум? Что такое грамматика? Как вы понимаете термины ……………?

2. «Вопросы от дурака» – спорщик (вопрошающий) прикидывается незнающим и просит объяснить, что имеется в виду. Вопросов задается максимально много, чтобы увести от предмета обсуждения и породить сомнения в слушателях: Ты сказал, что человек разумен и обучается. Ты признал, что крыса обучается и принимает решения. Почему нельзя сказать, что крыса тоже человек?

3. Подведение под противоречие: Если крыса обучается, то почему она не ходит на двух ногах?

4. Вопросы с целью изменить объем обсуждаемого понятия: Все ли живое, имеющее разум, - человек? Где пределы того, что ты называешь разумом?

Все эти сентенции имеют целью увести от предложенной темы, потому что она по каким-либо причинам неудобна спрашивающему.

Предсказание того, что другая сторона еще не сказала:

5. Возражение наперед: Я знаю, что вы будете утверждать…

6. «Чтение в сердцах»: «Ты в своих мыслях считаешь, что

7. Категорическое несогласие: Как бы вы ни оправдывались, я не желаю слушать, так как знаю, что вы такое на самом деле.

Изменение модальности. Уловки с целью изменить отношение к теме и изменить саму возможность обсуждения:

8. Авторитарный стиль: И все же я считаю…

9. Переход на личность: Кто вы такой, чтобы утверждать, что …

10. Навязанное следствие: Я знаю наперед, чем кончатся призывы разрушить Карфаген… (модальность речи меняется, якобы существует цепь суждений, которые позволяют делать другой вывод)

11. Просеивание фактов: (классический прием судебной практики; выборка сообщений органами СМИ)

12. «Конструирование подозрений»: Факты показывают, что в намерения Катона, увлекающего Рим в войну с Карфагеном, входит разорить Рим этой войной.

13. Игра гиперболой и литотой (преувеличение и приуменьшение): не битье, а наказание; не толстая, а полная; не тупой, а несообразительный; кричит (о чужих) - сердится (о своих);

14. Иронический повтор: Диссертация! И это – диссертация?

Приемы уничтожения позиции оратора

15.Смена предмета обсуждения: Все что здесь сказано о завоевании космоса, не имеет цели. Все дело в деньгах.

16.Запрет (табу) на обсуждение темы: В нашем обществе на эти темы не говорят.

17. Инсинуация: Эта женщина ваш друг, а чья она жена?

18. Изменение оценки: Вы говорите, что объявили о вашем проекте, не объявили, а разнесли, раззвонили…

19.Ложное согласие со сменой предмета обсуждения: (Марк Твен) Вы говорите, что кошка знает грамматику, да, кошка знает грамматику, но голубая сойка знает грамматику лучше.

20. Ложное возмущение со сменой предмета обсуждения: (В.Маяковский) «…мать. Кто сказал мать? Прошу при новобрачных не выражаться.»

21. переход на обвинение: (Н.Гоголь) «Я не знаю твоей матери, но знаю, что она дрянь!»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.