Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






До коррекции После коррекции






Вербальный интеллект Общий интеллект

Эмоциональное отчуждение Эмоциональное сотрудничество

Педантичная холодность

Социальные претензии Интеллектуальные притязания

Профессиональная усталость Профессиональная активность

Новые ценности

Гедонистический склад (ПГС)

Общий интеллект Общий интеллект

Эмоциональное отчуждение Эмоциональное сотрудничество

Принятие ответственности на себя Принятие ответственности на себя

Интеллектуальная инертность Интеллектуальная активность

Фоновая агрессия Распространение знаний

Реалистический склад (ПРС)

Вербальный интеллект Общий интеллект

Вербальное отчуждение Эмоционально-вербальное

сотрудничество

Интеллектуальное отчуждение Интеллектуальное притязание

Общая активность Интеллектуальная активность

Эмоциональный дискомфорт

Повышенная рациональность

Творческий склад (ПТС)

Общий интеллект Общий интеллект

Эмоциональное сотрудничество Эмоциональное сотрудничество

Интеллектуальные притязания Интеллектуальные притязания

Эмоциональное отчуждение, Творческая активность

тревожность, угнетенность

Итак, правильно выбирая и используя индивидуальный стиль деятельности, как для реализации своих природных черт, так и для подтягивания “не своих”, слабо развитых, педагоги всех четырех психологических складов совершенствуют в первую очередь структуру интеллекта, как наиболее значимого для них в гармоничном развитии личности. Изменение же структуры интеллекта ведет к гармонизации личности педагога, обобщенный портрет которого после коррекции выглядит гораздо привлекательней.

Профессиональные личностные качества педагогов тесно взаимосвязаны. Поэтому определенные сочетания качеств и свойств личности педагога могут прямо или косвенно способствовать развитию социально-педагогической запущенности у детей (Овчарова Р.В., 1996). Выявлены следующие факторы такого влияния. Фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопеку, который ведет к снижению социальной активности ребенка и затрудняет формирование его субъектности. Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагогов и, как следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания, входящих в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, негативно отражающейся на результатах учебной деятельности. Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки, означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей. Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищенному ребенку разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребенка. Фактор неадекватного отношения к себе и малодифференцированного образа “Я” педагога говорит о том, что воспитатели и учителя слабо разбираются в себе и своих собственных проблемах. Не умея правильно оценить и принять себя, они не в состоянии сделать это по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

На возникновение и развитие социально-педагогической запущенности детей могут влиять такие личностные особенности педагогов, как повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сензитивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей.

Нередко в силу различных причин педагоги перестают быть интересными для детей, не являются примером для подражания в интеллектуальной деятельности, не развивают умственные способности детей. На основе проведенных исследований можно судить о негармоничном развитии личности педагога. Отсутствие самопринятия, самоуважения, способности видеть свою жизнь целостной, возможности жить настоящим снижают фактор педагогического влияния. Для воспитателей детских садов актуальной является проблема повышения педагогического мастерства, поскольку по всем показателям развития профессиональных качеств они не достигают зоны оптимальности. Профессиональная некомпетентность ведет к низкому качеству педагогического процесса, является неэффективной для обычных детей, а у педагогически запущенных приводит к демотивации учения, неовладению учебной деятельностью и недоразвитию познавательных интересов. Выявлено, что среди воспитателей склонны к авторитарному стилю общения 31%, среди учителей - 3%. Как следствие, эти педагоги подходят к ребенку как объекту воздействия, что заключает в себе опасность игнорирования его потребностей, чувств, переживаний и индивидуально-личностных особенностей. Авторитарность также провоцирует агрессивное поведение ребенка, вызывает протестные реакции, либо наоборот, подавляет его, снижает активность.

Таким образом, предметы психологической коррекции педагога можно сформулировать следующим образом:

- дисбаланс культурного и социального развития;

- малодифференцированный образ “Я”;

- неадекватная самооценка;

- личностная тревожность и сверхконтроль;

- эмоциональная холодность;

- формализм в отношении к ребенку (или эмоциональная неустойчивость, аффективное отношение к ребенку);

- авторитарность и гиперсоциализированность;

- недостаточная профессиональная компетентность в работе с детьми группы риска.

Учитывая субъект-объектные отношения, психолог не только использует методы психокоррекции, но и рекомендует педагогам методы самопомощи, самообразования и самовоспитания, обучая некоторым из них.

Методы самообразования, самовоспитания и самопомощи: самоочищение, самовоспитание, самообучение, самообладание, самоограничение, самоконтроль.

Методы педагогической коррекции: педагогический анализ деятельности отношений, педагогические этюды, педагогическая импровизация, педагогическое прогнозирование, педагогический анализ конкретных ситуаций,

педагогический консилиум, анализ психолого-педагогической литературы.

Методы психокоррекции: интроспекция, идентификация, расширение средств самовыражения, расширение поведенческого репертуара, эмпатическое слушание, социальная рефлексия, моделирование поведения, развитие позитивного восприятия детей, личностный рост, эмоциональное погружение, Я - высказывание в педагогических ситуация, тренинг коммуникативных умений и навыков, тренировка рефлексивности, самодиагностика личностно-профессиональных достоинств и ограничений.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.