Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-психологическая культура учителя






Понятие «профессионально-психологическая культура учителя» в педагогике и педагогической психологии является новым, хотя совокупность реальностей педагогической действительности, определяемая им, получила глубокое научное разрешение в целом ряде исследований (И.П. Андриади, Ф.Н. Гоноболин, А.Д. Глоточкин, Ю.М. Забродин, Л.Н. Захарова, А.А. Криулина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, А.И. Шутенко и др.).

Необходимость формирования профессионально-психологической культуры учителя детерминирована, с одной стороны, новой парадигмой образования, приоритетной ролью которого становится формирование человека культуры, развитие духовности личности и общества. В контексте культурологического подхода профессиональное педагогическое образование переориентируется с предметно-методической подготовки на общекультурное развитие и формирование профессиональной культуры будущего педагога, что предполагает необходимость становления личности педагога как субъекта профессиональной культуры, как профессионала, способного к посредничеству в культуре, к личностной ориентации в современном мире, к взаимопониманию, диалогу с другими культурами.

С другой стороны, усложнение функций образования переопределяет смысл и специфику педагогической деятельности. Профессиональная позиция учителя-предметника, методиста, диагноста с позиций современных целей и задач образования оказывается недостаточной. Учитель осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса и, будучи посредником, связующим звеном «большого исторического времени и социальной жизненной ситуации» (Б.Д. Эльконин), интерпретирует ценности и цели, " инициирует" поиск ребенком способа видения и понимания мира, себя и другого человека. Культурной функцией педагогической деятельности выступает «человековедческая», «человекотворческая» функция. Педагог работает с целостной личностью ребенка, создает условия, «приглашающие» его к культурному самоосуществлению, стимулирующие его духовно-нравственные интенции и формы поведения, помогает ему найти индивидуальные средства работы над собой, изменения и развития себя. Кулътуросозидающая деятельность педагога становится возможной на основе его профессионально-психологической культуры. Педагог работает с развивающейся личностью ребенка, выступает в роли «создателя элементов личности другого человека», вносит свой «вклад» в личность ученика, создает и перестраивает его индивидуальный смысловой опыт.

Гуманитарный подход, определяющий человеку роль духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как смыслостроительство, «вычитывание» смыслов (П.А. Флоренский), ответственность деятельности и поведения, способность к саморазвитию и самореализации, был принят Н.И. Лифинцевой (2001) в качестве исходного в исследовании профессионально-психологической культуры учителя как личностного образования. Ведущая идея автора состоит в том, что профессионально-психологическая культура учителя может быть рассмотрена как способ посредничества между развивающейся личностью ребенка и культурным опытом человечества, является результатом личностного, индивидуального, профессионального самоопределения будущего педагога в образовательном процессе вуза посредством свободной, самостоятельной и ответственной социальной деятельности, центром которой выступает другой человек (2001).

Данная точка зрения построена на гуманистической концепции культуры, для которой характерно понимание последней как сферы реализации человека как личности, целостного существа, способного к диалогу с «актуальным другим». Культура в этом смысле предстает формой «бытия индивида как личности — в насущном общении (событии) с другим индивидом, иной личностью, иным миром...» (М.М. Бахтин). Культура предполагает обращенность к другим (другому), общение с другим (или самим собой в качестве другого), нацеленность на другого, " другодоминантность" (А.А. Ухтомский).

Культура - сложный, целостный по своей структуре феномен, имеющий множество внутренних планов, и абсолютизация любого из них ведет к распаду культуры и деградации личности. Содержание культуры расположено «на границах» (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман). Системообразующим фактором и вектором развития культуры выступают отношения «Я - Ты» (М.М. Бахтин, М.Бубер, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, С.Л. Франк).

Культура - явление многомерное, многокачественное. Она есть «единство многообразия» (А.Моль) и не допускает стандартизации, унификации, однообразия. Культура обеспечивает индивидуальность личности, ее диалог с обществом, выражает и учитывает самоценность, неповторимость человека, его оригинальность, отдельность, его «усилие быть человеком» (М.К. Мамардашвили), способность к самоопределению, самоограничению, самосовершенствованию.

Основными функциями профессионально-психологической культуры учителя выступают: познавательно-гносеологическая, конструктивная, экологическая, регулятивная, коммуникативная, посредническая, интегративная.

Профессионально-психологическая культура как многомерное явление, сложная социально-психологическая и педагогическая реальность включает следующие интегративные образования: психологическую культуру личности педагога, профессионально-психологическую компетентность, культуру профессионального поведения.

Профессионально-психологическая культура личности учителя, как «внутреннее видение» (К.Юнг) включает в себя установки и ценности, определяющие его отношение к миру, к профессии, к другому человеку, к самому себе. Отношение как психологическая проекция ценностно-потребностной сферы человека интегрирует в себе и результаты познания, и вызванные им переживания, и поведенческие отклики. Способ отношения к другому человеку, к ребенку выступает системой координат, составляющей основу профессионально-психологической культуры учителя. Ценностное отношение предполагает проникновение в личностный мир ребенка, принятие и понимание друг друга как равных субъектов, когда отношение значимо для другого.

Гуманитарное мышление как проявление интеллектуального потенциала учителя - это понимающее мышление, содержащее ценностный, оценочный компонент, выступающий механизмом актуализации педагогических позиций и умений. Оно обусловливает способ видения конкретных педагогических ситуации, «зону» поиска решений и действий педагога, способность переосмысливать ситуацию в ином контексте и приобретать иные возможные действия по отношению к ним. Исходными схемами мышления являются функционирующие в сознании человека категории, которые направляют мысль, управляют поведением, сквозь призму которых учитель воспринимает и интерпретирует конкретные педагогические ситуации. Это интегративные категории и понятия, регулирующие практическую деятельность учителя: «человек», «личность», «душа», «личностный рост», «субъект», «событие», «другодоминантность», «диалог», «смысл», «профессиональная культура», «ценность», «ценностное отношение», «глубинное общение», «культурное действие», «понимание», «слово».

Широта, характер и уровень категориального аппарата мышления учителя становятся «строительным материалом» гуманитарного профессионального мышления и сознания педагога.

Познавательные способности учителя (умение объяснять полученные познавательные данные, включать их в собственные концептуальные образования, способность теоретизации, перехода от теоретического к эмпирическому, от одного уровня абстракций к другому, умение вычленять проблемы, последовательно обдумывать свои решения для себя и других) обусловливают принятие решений и способы решения педагогических задач.

Эмоциональная устойчивость, эмоциональная гибкость, высокий уровень саморегуляции, управление эмоциями, поведение в эмоциональной ситуации - важные показатели функционирования профессионально-психологической культуры учителя, способствующие адекватному решению проблем и ситуаций, а также социальной адаптации (Л.М. Митина).

Профессионально-психологическая компетентность учителя рассматривается как способность рефлексивно строить и осуществлять профессиональную деятельность. Понятие «компетентность» имеет междисциплинарный статус и сложную структуру. Н.И.Лифинцева трактует профессионально-психологическую компетентность как интегральное личностное образование, которое является характеристикой деятельности и атрибутом личности учителя как субъекта образовательного процесса. Оно предполагает способность осуществлять педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры: постановка целей и задач; способов воздействия; изучение педагогических ситуаций и принятие решений; владение педагогической технологией, предполагающей умение проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом перспектив развития и деятельности самих учащихся с последующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять целям развития школьников выбор средств, осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ деятельности и поведения.

Культура профессионального поведения учителя отражает пространство профессионально-психологической культуры и предстает как личностная форма поведения, сознательная, созидательная, коллективная и личностная деятельность (С.Л. Рубинштейн), проявляющаяся в свободном выборе целей и средств, личностно-осмысленных решениях и действиях, ответственности за их последствия. Культура профессионального поведения учителя фиксируется в его профессионально-личностных установках. В поведении обнаруживается собственная аутентичность человека как верность самому себе, его внутренняя цельность и определенность.

Культура профессионального поведения учителя реализуется в его способности к личностному (межличностному) диалогу, сущностными характеристиками которого являются свобода собеседников, их равноправие, взаимное признание свободы, личностный контакт на основе сопереживания и взаимопонимания. В диалоге он берет на себя ответственность за собственную позицию и, тем самым, становится внимательным и терпимым к другим позициям и точкам зрения, поскольку «раскрытие порождает раскрытие» (С.Л. Братченко).

Личностно-осмысленной формой действия педагога выступает посредническое действие, которое является способом формообразования, введения «идеальной формы» (Л.С. Выготский). Посредник в культуре стремится сделать посредуемого «соучастником», а не только «претерпевателем». Посреднические действия - это сложные культурные действия, обладающие рядом свойств, в число которых входят понимание способа видения мира другим человеком, передача позиции, т.е. собственного способа видения, «инициация поиска» иного способа видения (Б.Д. Эльконин).

Позиция педагога объективируется в конкретных знаниях, умениях и способностях. К их числу относятся перцептивные, или собственно человековедческие, связанные с пониманием другого человека, и управленческие, лежащие в основе воздействия на другого человека (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, С.В. Кондратьева, А.Б. Орлов). Человековедческие способности обнаруживают себя в умении понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения; умении слушать человека, адекватно реагировать на его слова, чувства и действия; умении говорить, строить монолог, вести диалог; умении строить «терапевтические» отношения (К.Роджерс); осуществлять оценочные действия.

Управленческие способности предполагают умение воздействовать не только на поведение, поступки и действия, но и на их мотивы, цели и смыслы; помощь ребенку в обретении им смысловой картины мира, в принятии жизненных решений; умение научить школьника учиться; способность определять особенности и позитивные возможности учащихся и стимулировать их.

Обобщенные критерии профессионально-психологической культуры учителя. Важным теоретико-методологическим источником определения критериев явился «орудийный» подход к культуре, утверждающий, что критерии культуры следует искать «за ее пределами», «необходимо сориентироваться в культуре, найти «систему координат», зафиксированную не в ней самой, а за её пределами» (П.А. Флоренский). Развитие культуры осуществляется через постоянное ориентирование на заданную «систему координат». Так, лучшие образцы творчества могут выступать системой координат при «оценивании» элементов культуры. В таком ориентировании культура получает возможность для саморазвития и обретения целостности.

В педагогической деятельности ее целостность задается учителем. Личность учителя, его профессиональное творчество и профессионально-личностные позиции могут рассматриваться в качестве «системы координат» при оценивании его профессионально-психологической культуры. В ходе исследования выделена совокупность качественных, объективных и субъективных, результативных и процессуальных критериев, позволяющих судить о проявлении профессионально-психологической культуры учителя. В работе раскрываются внутренние содержание и внешние проявления названных критериев.

Уровни профессионально-психологической культуры: субъектный, личностный, личностно-индивидуальный, духовный (как перспектива развития). Основаниями для их выделения послужили, с одной стороны, научные положения о «многовершинности» человека (А.Н. Леонтьев), незавершенности его развития и саморазвития (В.И. Слободчиков), а с другой, ценностные приоритеты педагога и его способность «быть представленным» в личности ученика (В.А. Петровский).

Субъектный уровень. В соответствии с концепцией субъектности данный уровень профессионально-психологической культуры характеризуется следующим содержанием. Учитель представляет и воспринимает себя как субъекта, то есть полагает себя субъектом, имеющим право и способность на самостоятельное, критическое мышление. Ему свойственны познавательная и интеллектуальная активность, проблемность мышления. Доминирующими становятся интеллектуальные и этические ценностные ориентации. Ученик принимается как субъект деятельности по освоению предмета, поэтому учитель более всего озабочен актуализацией интеллектуальных умений и способностей, обеспечивающих успешное овладение предметом; учитель осуществляет индивидуальную и дифференцированную работу с детьми, создает специальные ситуации развития интеллектуальных, общеучебных и специальных умений. Такой учитель характеризуется руководителями школы и учениками как «хороший специалист», «хороший математик», «хороший физик», у которого дети знают предмет, способны творчески мыслить, решать нестандартные задачи в нестандартных условиях. Основная стратегия воздействия — субъектная или «интенциальная» (Г.А. Ковалев), когда учитель стремится сам оказывать преобразующие воздействия на учеников, на класс, для чего знание психологии ребенка, социальной психологии считает необходимым для себя, поскольку такое знание позволяет ему успешно управлять поведением. Тип коммуникации - скорее всего манипулятивный, причем манипуляция неосознаваемая, учителю свойственно «играть на публику», видеть и слышать то, что он хочет («туннельное видение»), контролировать ситуацию.

Личностный уровень. Для учителя важны личная жизнь ребенка, его экзистенциальные характеристики. Доминирующими ценностями выступают ценности принятия ребенка, ценности личности, его психологическое здоровье. Учитель не управляет, не манипулирует, а фасилитирует; общая стратегия психологического воздействия - субъект-субъектная или «диалогическая», где общение концентрируется, прежде всего, на процессе, а не на результате. Он внимателен и терпелив к проявлениям индивидуальности детей, он создает в образовательном процессе атмосферу и условия для свободного выражения ребенком самого себя, своей личности, что реализуется в отсутствии «запретительных воздействий». Для данного уровня характерно предоставление свободы выбора формы поведения учеником и принятия им решений в ситуации решения учебной и жизненной задачи. Педагог не боится передать ответственность ребенку, учит его самоконтролю и самооценке, дозирует помощь, оказывает ее только там, где это необходимо. Учебный материал, содержание обучения становится средством понимания мира, взаимоотношений людей, самого человека, его ценностей и смыслов, переживаний и отношений.

Учитель характеризуется способностью уважать и принимать права ребенка, поскольку право выступает наиболее адекватной формой ограничения свободы. Данному уровню свойственен глубинный контакт с ребенком, сопереживание, эмоционально-интуитивное постижение внутреннего мира ученика, «эмпатическое понимание» ребенка и его «безусловное принятие», тонкая чувствительность педагога к изменяющемуся внутреннему миру ребенка, деликатное проживание «жизни другого», осторожное отношение к оценкам и оценочным суждениям, создание психотерапевтических условий и отношений в образовательном процессе.

Педагог данного уровня характеризуется руководителями школы как «Личность», а учениками - «Любимый учитель», «Учитель с большой буквы».

Личностно-индивидуальный уровень функционирования профессионально-психологической культуры учителя, включая основные характеристики предыдущих уровней, отличается и наличием собственного содержания; которое обусловливается спецификой понятия «индивидуальность». В понимании индивидуальности сделан ориентир на позиции складывающейся в настоящее время духовно-нравственной психологии (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков и др.).

На личностно-индивидуальном уровне наиболее ярко проявляется проблемно-содержательная насыщенность субъективности личности педагога, его тематичность, что и обнаруживается в характере и способах индивидуального интонирования учебного содержания, характере отношений и общения с учащимися на уроках и во внеурочное время. Такой учитель обладает потребностью быть понятым, услышанным детьми и одновременно способным понять и услышать другого. Для учителя этого уровня свойственно «благоговейное» отношение к внутреннему миру ребенка, он видит и «ценит» каждого ученика, у него складываются неповторимые отношения с каждым ребенком. На уроках школьники не просто учатся, но и «проживают» учебный материал, они оказываются участниками промысливания и переживания тех проблем и ситуаций, которые волнуют учителя.

Личностно-индивидуальный уровень профессионально-психологической культуры представлен не просто профессионализмом учителя, соответствием своему делу, но и способностью вносить в свою деятельность черты своей индивидуальности, что позволяет не растворяться в профессиональной деятельности, «не угасать» в предмете, а обогащать их, наполнять новыми культурными смыслами. Тематичность личности учителя, проблемность его мышления делают его способным к расширению собственного «семантического поля сознания». Профессиональная деятельность доставляет учителю радость, чувство удовлетворенности жизнью, ощущение «воплощенности бытия», «не-алиби в бытии». (М.М. Бахтин), становится источником новых жизненных смыслов. На данном уровне учитель выступает, прежде всего, психологом самому себе. Он способен " помочь" самому себе благодаря состоятельности внутренней и личной жизни, наличию психологической культуры и личному мужеству. Наличие опыта «возрождения собственной души» уберегает учителя от «профессионального уныния» даже в условиях современной социально-экономической нестабильности.

Здесь реализуется культуротворческая позиция учителя. Прежде всего, он является носителем мировоззрения - исторического, математического, гуманитарного и др. Педагог духовно интонирует предметное знание, открывая новые грани мира. Он может принимать участие и в «выработке» нового предметного и психологического знания, когда участвует в создании учебников, учебных пособий, авторских программ, инновационных технологий и т. д. Творческая интенциональность становится механизмом становления профессионально-психологической культуры педагога. Однако речь идет о «хорошем» творчестве, которое, в понимании К.Роджерса, помогает личностному росту ребенка.

Личностно-индивидуальный уровень функционирования профессионально-психологической культуры учителя предполагает умение провести психологическую экспертизу внедряемых новых технологий обучения, дидактических систем, методик, авторских программ и пр. Психологическая экспертиза содержит оценку того, какое влияние окажет та или иная инновация на психологическое здоровье ребенка, насколько принимаются во внимание его сущностные психологические потребности: потребность в принятии, признании, в уверенности, в безопасности, в социальной оценке и самооценке, в самореализации и саморазвитии.

На этом уровне учитель способен принимать профессионально верные решения, прогнозировать результаты педагогических воздействий, оказывать ребенку психологическую поддержку, содействовать в разрешении его психологических проблем и затруднений, актуализировать резервы личностного роста школьника. Он является носителем " живого" психологического знания, определяющего его профессиональное поведение.

Профессиональная деятельность учителя, его творчество имеют культурный смысл настолько, насколько они обращены к развивающейся личности школьника, его внутреннему миру, целям, ценностям, личностным смыслам, сознанию, что реализуется в конкретных профессиональных действиях и поведении. Таковыми выступают: рефлексивное слушание, говорение, моделирование, совместное выполнение задачи, оценочные действия, разрешение конфликтов и др.

Духовный уровень, как перспектива личностного роста педагога и освоения им профессиональной культуры, задается его духовной жизнью, которая «раскрывается по ступеням и разнокачественно» и в которую входит «вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человека, входит общение в любви» (Н.А. Бердяев). Духовность не исчерпывается мыслью, не ограничивается словами и высказываниями, а состоит, по убеждению русского философа И.А. Ильина, прежде всего в уверенности, что в пределах собственной души человека есть нечто лучшее, что не зависит от его произвола. К этому лучшему и высшему, подчеркивал он, надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, придаваться ему.

Формирование профессионально-психологической культуры учителя предполагает переструктурирование потребностей и мотивов, развитие гуманистических профессиональных установок и ориентации, ценностных отношений; овладение средствами самоанализа, личностной рефлексии, саморегуляции, самоуправления; расширение индивидуального смыслового пространства, «семантического поля» профессионального сознания; овладение человековедческими и душеведческими знаниями и умениями; освоение умений строить диалогические, «помогающие» отношения.

К психолого-педагогическим технологиям формирования профессионально-психологической культуры относятся техники человеческих взаимоотношений, создание адекватной для личностного роста среды общения, коммуникативно-психотерапевтические техники, социально-психологические тренинги, техники личностной рефлексии, саморазвития и др.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.