Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи






Задачи III раздела

· -закрепление усвоенных правил на материале тренировочных упражнений,

· постепенный переход к обучению навыкам самостоятельной связной речи.

Решение таких задач осуществляется на материале новых речевых заданий, построенных по принципу от простого к сложному.

Построить сообщение с опорой на графическую запись значительно легче, и поэтому следует начинать с заданий, стимулирующих именно такие сообщения. Постепенно в речевую практику детей вводятся задания без опоры на содержательные компоненты, но с опорой на модель будущего рассказа.



В дальнейшем элементы графической записи постепенно снимаются и заменяются анализом в устной речи, вначале с опорой на предметы сообщения или наглядные символы описания, а затем и без опоры.

Раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей.

Минимальное обращение учащихся к вербально-графической программе во время пересказа служит сигналом для снятия вербальной конкретизации и перехода на графическую программу.

Таким образом, происходит постепенное свертывание «внешних опор».

Типология речевых упражнений разнообразна:

· воспроизведение рассказа с опорой на предварительно составленный план;

· пересказ с частичной опорой на план;

· воссоздание текста по памяти;

· краткий пересказ с предварительным выделением «смысловых вех».

Методы и приемы развития речевой активности у детей с особенностями в развитии на уроках литературы.

Работа по активизации речи в игровой деятельности и общении предполагает использование таких методик и приемов как драматизация, инсценировки, творческих сюжетно - ролевых игр, игр - импровизаций с правилами, направленных на дальнейшее осознание социального самого себя, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе.

В сценариях широко практикуются совместное сочинение рассказов и сказок детьми, а также высказывание из личного опыта как развернутые реплики в диалоге. Для такой " диалогической" организации обучения рассказыванию можно использовать все функциональные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), все виды рассказывания (устный рассказ, игры - драматизации, инсценировки и т.п.).

Игра-драматизация создает особенно благоприятные условия для развития репродуктивной речи (пересказа), поскольку в ней речевая задача воспроизведения текста автора облекается в игровую форму с коммуникативной и игровой мотивацией деятельности. В качестве текстовой основы в таких играх могут выступать сказки, потешки, а также собственные сочинения педагога и детей по типу пластических этюдов.

Относительно новым для методики развития диалогической речи является метод организации деятельности кооперативного типа. Ведущим видом совместной деятельности детей является игра. По данным Р.А. Иванковой, в совместных играх детей речь выполняет две основные функции: одна из них - средство согласования действий партнеров по ходу игры, другая - средство обозначения игровых действий и предметов в самой игре, средство разыгрывания ролевых диалогов. Но игра выступает не как средство развития диалогической речи, а как условие и как результат саморазвития коммуникативной компетенции детей.

В сценариях активизирующего общения широко используются рисование и аппликация, например, в игре " Запомни и нарисуй", когда дети схематично изображают фрукты, овощи, предметы, обозначаемые многозначным словом, и т.п. Здесь рисование выступает как средство построения схемы и предстает вне рамок художественной деятельности, " утилитарно". При этом дети пользуются навыками, полученными на занятиях изобразительной деятельностью.

В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми - детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения - это может быть досуг, развлечение и т.п.

Также в сценариях широко используется прием схематического изображения структурных частей рассказа, потешки, скороговорки, которые выступают как основа для коллективного рассказывания. Как правило, это трехчастные схемы, задающие структуру текста: начало, середину, конец.

Эффективным методом развития и активизации диалогической речи является словесная дидактическая игра с парным взаимодействием. Такие игры могут быть организованы как часть сценария активизирующего общения или как самостоятельная форма во время, отведенное для детских игр.

В дидактических играх парами имеется два пласта содержания: предметно-содержательный и коммуникативный. Предметным содержанием игр парами может служить любая задача лексико-грамматического, фонетического плана (формирование обобщающих наименований, освоение грамматических форм, развитие фонематического слуха и др.). Коммуникативное содержание связано с формированием " диалогических отношений". Реализуется коммуникативное содержание игры через выполнение правил: уже сказанное не повторять, дополнять высказывания партнера (игры " Какой, какая, какое", " Найди больше" и другие, в которых дети подбирают слова с заданным звуком, подбирают родовые наименования к видовым и т.д.).

Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение; обращение - вопрос; обращение - сообщение; установление способов невербального общения: мимика, жесты; развитие связной, диалогической речи).

Следует отметить, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечиваются не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием несловесных средств - жестов, взглядов, мимики, поз, предметных действий. Очень важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: и речевые, и неречевые. Недооценка роли невербального общения - одна из причин того, что детские нескоординированные диалоги получили название эгоцентрической, несоциализированной речи. Напротив, учет невербальной коммуникации показывает, что для ребенка в его " коллективных монологов" важное значение имеет эмоциональный, личностный контакт со сверстником, то есть его социальная связь.

Важно отметить, что специальные речевые занятия, которые решают задачи языкового развития, преобразуются так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей, за счет изменения его обучающей позиции на партнерскую, за счет смещения акцентов в программном содержании на задачу языкового сотворчества, а также за счет расширения форм организации обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.