Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Раздел. Формирование ориентировочной основы.






    Дети достаточно свободно оперируют термином «рассказ», но не представляют себе, какой отрезок речи можно обозначить этим словом. Прежде чем учить детей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сформировать у них практическое представление о связном сообщении.

    Таким образом, нужно ввести понятие «событие», случай, который может произойти или произошел в жизни, становится понятием.

    Таким же учебным понятием становится и понятие «предмет».

    На этом этапе дети учатся сравнивать и отличать связное высказывание от других вариантов ненормированной речи.

    Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется на логопедических занятиях в связи с выполнением специальных упражнений следующего типа:

    · Сравнение рассказа и набора слов из него.

    · Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.

    · Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-слабого предложения.

    · Сравнение рассказа и его деформированного варианта.

    Упражнение на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-сильного предложения.

    Рассказ повествовательного характера

    В начале осени солнце светит ярко. Лес очень красивый, богат разными красками. Ягоды в лесу уже отошли, но зато много грибов. Птицы весело поют. Скоро им улетать в теплые края. Красиво не только в лесу, но и в саду. На деревьях созрели сочные яблоки и груши. Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.

    Предложение: Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.

    Как видно из примера, предложение выбрано из того же текста. Именно с ним дети сравнивали рассказ на начальном этапе

    Рассказ повествовательного характера

    Сорвал ветер с дерева листок. Покру………….

    Деформированный вариант рассказа.

    Так муравей оказался на берегу. Пригнал …………

    Основным ориентиром для опознания рассказа-повествова ния является представление о событии, которое можно изобра зить на картинке или представить себе мысленно.

    Дети усваивают, что один образец речи является рассказом потому, что в нем рассказывается о событии, случае из жизни, такой образец речи можно соотнес ти с картинкой-иллюстрацией. Другой образец речи рассказом не является, т.к. нельзя себе представить, что же произошло на самом деле.

    Работая с текстами повествовательного характер, логопед подбирает ориентировочные карточки.

    В том случае, если ребенок слышит рассказ о событии — он поднимает карточку с изображением буквы «С» (событие) или буквы «Р» (рассказ), в противоположном случае демонстрируется пустая фишка.

    На занятиях целесообразно использовать графические схемы.

    Введение графической записи с условными обозначениями позволило детям перейти с наглядно-чувственной опоры на решение задач в уме. Графическая запись соответствует структуре мысли простого нераспространенного предложения, в состав которого входит наименование предмета (существительное) и то, что об этом предмете, рассказывается — предикат. Причем предикативная часть высказывания может быть выражена как глагольным словом, так и прилагательным.

    Графическая запись простого предложения распространенного каким-либо второстепенным членом предложения, квадратами в ней обозначены предметы высказывания (подлежащее и дополнение), стрелкой — отношения между предметами, т.е. предикат, выраженный глагольным словом:

    2 раздел Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста.

    Задачей раздела является ознакомление детей с правилами, по кото рым строится рассказ и в этом ему поможет План ответа на вопрос: «Почему рассказ получился?»

    Опираясь на план, дети доказывают правильность своего вы бора, следуя при этом порядку его пунктов.

    Для развитие навыка связного говорения большое внимание должно быть уделено:

    · формированию мотивации к связному рассказыванию

    · формированию относительно длительного рассказа.

    Приемы обеспечения мотивации могут быть следующие:

    - упражнения на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой.

    - упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

    - упражнения на развитие замысла

    Упражнения на восстановление порядка серии картин

    Детям предлагается:

    · отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок толь ко те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ

    · восстановить заданный порядок картинок по памяти;

    · найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный по рядок элементов серии.

    Упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

    — найти «пропавшую» картинку и определить
    место в ряду заданных;

    — найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить
    в соответствии с логикой протекания события;

    — и т.д.

    Упражнения на развитие замысла, побуждающие к придумыванию небольшого сюжета с по следующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «дедушка — мальчик — лес— пенек — кучка сухих листьев — ежик».

    Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно из банка предметных картинок отобрать только те, которые помогут придумать какой-либо случай.

    Предъявляя графическую схему необходимообъяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово - предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе.

    Потом логопед предлагает найти предметные картинки к первому предложению и заполнить ими строчку. Затем предлагается «прочитать» рассказ, но читать не по буквам, а по картинкам.

    Анализируя схему дети замечают, в двух соседних предложениях говорится об одном и том же, так как две одинаковые картинки.

    Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – РАССКАЗ.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.