Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел. Формирование ориентировочной основы.






Дети достаточно свободно оперируют термином «рассказ», но не представляют себе, какой отрезок речи можно обозначить этим словом. Прежде чем учить детей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сформировать у них практическое представление о связном сообщении.

Таким образом, нужно ввести понятие «событие», случай, который может произойти или произошел в жизни, становится понятием.

Таким же учебным понятием становится и понятие «предмет».



На этом этапе дети учатся сравнивать и отличать связное высказывание от других вариантов ненормированной речи.

Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется на логопедических занятиях в связи с выполнением специальных упражнений следующего типа:

· Сравнение рассказа и набора слов из него.

· Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.

· Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-слабого предложения.

· Сравнение рассказа и его деформированного варианта.

Упражнение на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-сильного предложения.

Рассказ повествовательного характера

В начале осени солнце светит ярко. Лес очень красивый, богат разными красками. Ягоды в лесу уже отошли, но зато много грибов. Птицы весело поют. Скоро им улетать в теплые края. Красиво не только в лесу, но и в саду. На деревьях созрели сочные яблоки и груши. Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.

Предложение: Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.

Как видно из примера, предложение выбрано из того же текста. Именно с ним дети сравнивали рассказ на начальном этапе

Рассказ повествовательного характера

Сорвал ветер с дерева листок. Покру………….

Деформированный вариант рассказа.

Так муравей оказался на берегу. Пригнал …………

Основным ориентиром для опознания рассказа-повествова ния является представление о событии, которое можно изобра зить на картинке или представить себе мысленно.

Дети усваивают, что один образец речи является рассказом потому, что в нем рассказывается о событии, случае из жизни, такой образец речи можно соотнес ти с картинкой-иллюстрацией. Другой образец речи рассказом не является, т.к. нельзя себе представить, что же произошло на самом деле.

Работая с текстами повествовательного характер, логопед подбирает ориентировочные карточки.

В том случае, если ребенок слышит рассказ о событии — он поднимает карточку с изображением буквы «С» (событие) или буквы «Р» (рассказ), в противоположном случае демонстрируется пустая фишка.

На занятиях целесообразно использовать графические схемы.

Введение графической записи с условными обозначениями позволило детям перейти с наглядно-чувственной опоры на решение задач в уме. Графическая запись соответствует структуре мысли простого нераспространенного предложения, в состав которого входит наименование предмета (существительное) и то, что об этом предмете, рассказывается — предикат. Причем предикативная часть высказывания может быть выражена как глагольным словом, так и прилагательным.

Графическая запись простого предложения распространенного каким-либо второстепенным членом предложения, квадратами в ней обозначены предметы высказывания (подлежащее и дополнение), стрелкой — отношения между предметами, т.е. предикат, выраженный глагольным словом:

2 раздел Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста.

Задачей раздела является ознакомление детей с правилами, по кото рым строится рассказ и в этом ему поможет План ответа на вопрос: «Почему рассказ получился?»

Опираясь на план, дети доказывают правильность своего вы бора, следуя при этом порядку его пунктов.

Для развитие навыка связного говорения большое внимание должно быть уделено:

· формированию мотивации к связному рассказыванию

· формированию относительно длительного рассказа.

Приемы обеспечения мотивации могут быть следующие:

- упражнения на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой.

- упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

- упражнения на развитие замысла

Упражнения на восстановление порядка серии картин

Детям предлагается:

· отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок толь ко те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ

· восстановить заданный порядок картинок по памяти;

· найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный по рядок элементов серии.

Упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

— найти «пропавшую» картинку и определить
место в ряду заданных;

— найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить
в соответствии с логикой протекания события;

— и т.д.

Упражнения на развитие замысла, побуждающие к придумыванию небольшого сюжета с по следующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «дедушка — мальчик — лес— пенек — кучка сухих листьев — ежик».

Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно из банка предметных картинок отобрать только те, которые помогут придумать какой-либо случай.

Предъявляя графическую схему необходимообъяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово - предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе.

Потом логопед предлагает найти предметные картинки к первому предложению и заполнить ими строчку. Затем предлагается «прочитать» рассказ, но читать не по буквам, а по картинкам.

Анализируя схему дети замечают, в двух соседних предложениях говорится об одном и том же, так как две одинаковые картинки.

Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – РАССКАЗ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.