Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Государственное регулирование и самоуправление рынка ценных бумаг.






Государственное регулирование включает следующие основные направления и составные части: законодательные мероприятия, органы регулирования, налоговое регулирование.

Законодательные мероприятия являются наиболее важной частью регулирования. Главным регулятором здесь выступают законы о ценных бумагах и биржах. Такие законы были приняты в большинстве развитых стран в период 1929 - 33 гг., т.е. после завершения мирового экономического кризиса (" великой депрессии").

В США, закон о ценных бумагах и биржах был принят в 1933 г. Основным его мотивом было гарантированное предоставление доступа всем участникам фондового рынка к объективной информации, позволяющей принимать обоснованные решения. Другим важным положением закона стала защита инвесторов от намеренного или ненамеренного введения в заблуждение.

Закон установил право инвесторов, понесших убытки в результате неточной информации, на возмещение потерь за счёт эмитентов или посредников в лице руководителей их организаций. Вопросы возмещения этого ущерба являются компетенцией федеральных судов страны.

Закон установил обязательную государственную регистрацию эмиссии национальных ценных бумаг, а также условия регистрации иностранных фондовых инструментов на рынке страны. Отдельные виды ценных бумаг освобождались от государственной регистрации. К ним относились бумаги ограниченного круга субъектов, не предназначенные для перепродажи или для продажи в пределах только одного из штатов.

В соответствии с законом была образована Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам, призванная оперативно контролировать соблюдение его положений и принимать соответствующие меры. Назначение на должность председателя комиссии утверждается непосредственно президентом страны, что свидетельствует о большом внимании государства к деятельности рынка ценных бумаг.

В 1934 г. в США появился закон об обращении ценных бумаг. Он предусматривал ещё большее раскрытие информации об эмитентах и их ценных бумагах, зарегистрированных на фондовых биржах. В 1964 г. была принята поправка к закону, связанная с не зарегистрированными ценными бумагами, а также запретившая сделки на фондовом рынке лицам, имеющим доступ к соответствующей конфиденциальной информации. В последующем в стране принимались другие нормативные документы и поправки к ним.

Кроме этого, в регулировании рынка используются инструкции Федеральной резервной системы США и Министерства финансов. Их компетенция ограничена государственными ценными бумагами

В Японии до второй мировой войны рынок ценных бумаг был развит чрезвычайно слабо. В 1947 г. здесь появился закон о ценных бумагах и биржах, копировавший аналогичные документы США. В соответствии с ним был образован совет по ценным бумагам и биржам, подчинённый министерству финансов. Корректировка закона была проведена в 1965 г. Она усиливала защиту интересов инвесторов, устанавливала более жесткий режим лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и уточняла другие положения. В последующем были приняты очередные корректировки и другие нормативные акты.

Законодательные документы развитых стран, регулирующие рынок ценных бумаг, содержат следующие основные общие положения:

- классификация видов ценных бумаг;

- правила раскрытия эмитентами информации о своей деятельности;

- порядок публичного предложения купли и продажи ценных бумаг для физических лиц;

- формы и методы надзора за деятельностью участников рынка и регистрации котировок ценных бумаг;

- основы организации фондовой биржи;

- меры защиты от недобросовестного поведения на рынке;

- запреты на личное обогащение лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации по рынку ценных бумаг;

- наделение министерства финансов (в Японии) или Федеральной комиссии (в США) полномочиями по регулированию рынка:

- меры ответственности за противоправные действия на фондовом рынке.

В Российской Федерации в 1991 г. появилось " Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах", утверждённое правительством. Сущность его статей во многом была аналогична " западному" законодательству. Для координации деятельности государственных органов управления рынком ценных бумаг, в 1992 г. была образована " Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ". Главным документом, призванным регулировать отношения государства и инвесторов, выступил закон " О государственном внутреннем долге РФ", принятый в 1992 г. Затем долгое время и недостаточно успешно готовились проекты множества других нормативных документов, относящиеся к различным аспектам деятельности рынка ценных бумаг.

В связи с усилившейся неупорядоченностью, в 1994 г. вышел Указ Президента " О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ". Другой причиной его появления стало резкое повышение значения рынка для экономики страны. Этим же документом было утверждено " Положение о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ". В 1994 и 1996 гг. были введены в действие соответственно первая и вторая части Гражданского кодекса РФ, отдельные статьи которых относятся к деятельности рынка ценных бумаг.

Лишь в 1996 г. в стране появился Закон " О рынке ценных бумаг", вобравший всё позитивное из предыдущих документов. В качестве главного органа регулирования была уполномочена " Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг" (ФКЦБ). В этом же году появился документ: " Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ". В 2001 г. была разработана новая посткризисная " Концепция развития фондового рынка России".

В марте 2004 г. ФКЦБ была упразднена. Создано новое учреждение: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), непосредственно подчиненная председателю Правительства РФ. Компетенция ФСФР: рынок ценных бумаг, товарные биржи, рынок пенсионных накоплений.

Следует отметить, что современное российское законодательство изобилует документами, регулирующими деятельность рынка ценных бумаг. Среди не названных нами, можно отметить законы: " Об акционерных обществах " от 1995 г., " О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 1997 г., " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 1999 г., а также вторую часть Налогового кодекса РФ, принятую в 2000 г. и др.

Органы регулирования. Ими выступают центральные банки, министерства финансов, специальные комитеты и комиссии, создаваемые по поручению парламентов или в структуре парламентов стран. Помимо государственных органов, регулирование осуществляют и т.н. саморегулируемые организации профессиональных участников фондового рынка. Российская Федерация отличается множественностью органов государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Главными органами государственного регулирования современного рынка ценных бумаг РФ являются:

-Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);

-Министерство финансов РФ;

-Банк России;

-Министерство по управлению государственным имуществом РФ;

-Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

-Федеральная налоговая служба;

-Министерство юстиции РФ;

-Государственный комитет РФ по надзору за страховой деятельностью и др.

Они призваны выполнять следующие основные функции:

-регистрация участников рынка;

-обеспечение достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг;

-контроль и поддержание правопорядка на рынке.

К главным российским саморегулируемым организациям профессиональных участников фондового рынка относятся: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт агентов и депозитариев (ПАРТАД) и Лига управляющих.

Более подробно функции российских государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка будут рассмотрены ниже (тема 13).

Порядок эмиссии ценных бумаг в РФ. Устанавливается и регулируетсязаконами «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах», а также актами ФСФР, в частности «Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 16.03.2005. № 05-4/пз-н. Стандарты регулируют эмиссию акций, опционов эмитента и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг. Их действие не распространяется на эмиссию государственных и муниципальных бумаг, а также облигаций Банка России. Стандарты выделяют следующие этапы эмиссии ценных бумаг:

1. Принятие решения, являющегося основанием для размещения бумаг и его утверждение эмитентом.

1. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) бумаг.

2. Размещение бумаг.

3. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) бумаг.

Бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением случаев размещения акций при учреждении акционерного общества или размещения бумаг при реорганизации юридических лиц в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, при которых размещение бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска бумаг.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом " О рынке ценных бумаг", государственная регистрация выпуска бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии бумаг. Если государственная регистрация выпуска бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии бумаг, каждый этап процедуры эмиссии бумаг сопровождается раскрытием информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСФР.

Порядок принятия решения эмитентом о размещении бумаг, а также его содержание должны отвечать требованиям федеральных законов и Стандартов. Стандартами устанавливаются порядок и особенности эмиссий бумаг, имеющих различные целевые назначения и технологии размещения, а именно:

1. Акций, размещаемых при учреждении акционерного общества.

1. Дополнительных акций АО, размещаемых путем распределения среди акционеров.

2. Акций, размещаемых путем конвертации при изменении номинальной стоимости, при изменении прав, при консолидации и дроблении.

3. Ценных бумаг (акций, облигаций и опционов), размещаемых путем подписки.

4. Ценных бумаг, размещаемых путем конвертации в них конвертируемых ценных бумаг.

5. Ценных бумаг при реорганизации юридических лиц в форме присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Профессиональная деятельность на российском рынке ценных бумаг. Профессиональный участник РЦБ - организация или физическое лицо, деятельность которого непосредственно связана с функционированием фондового рынка. Для отнесения лица к категории профессионального участника РЦБ оно должно обладать лицензией ФСФР.

Большинство профессиональных участников РЦБ являются коммерческими организациями. Однако некоторые из них создаются как некоммерческие партнерства для выполнения вспомогательных функций по отношению к другим участникам (фондовые биржи, например). В законе РФ " О рынке ценных бумаг" предусмотрены семь видов профессиональной деятельности на РЦБ.

1. Брокерская деятельность. С овершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора комиссии или договора поручения, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Брокером может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Основные обязанности брокера:

- информирование клиентов о ходе и итогах осуществления их поручений;

- предоставление информации о степени риска по конкретным сделкам;

- совершение в первоочередном порядке сделок клиентов, а не собственных дилерских операций;

- обеспечение надлежащего хранения и учета ценных бумаг клиентов;

- разработка и соблюдение правил ведения учетных регистров.

2. Дилерская деятельность. Совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен их покупки и (или) продажи с обязательством покупки и (или) продажи по объявленным ценам. Лицензию дилера может получить только организация (юридическое лицо), занимающаяся коммерческой деятельностью.

3. Доверительное управление ценными бумагами. Осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом от своего имени и за вознаграждение доверительного управления переданными ему во владение, но принадлежащими другому лицу ценными бумагами и денежными средствами в интересах этого лица либо третьих лиц, выбранных этим лицом (бенефициаров).

4. Депозитарная деятельность. Деятельность по учету прав на ценные бумаги и их перехода, а также по хранению сертификатов ценных бумаг. Депозитарии (юридические лица) осуществляют свою деятельность на основании лицензии и входят в качестве отдельного института в учетную систему РЦБ. Современный рынок с огромным числом сделок не может существовать без таких институтов. Выделяют т.н. кастодиальный депозитарий, обслуживающий частных инвесторов, не осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность. Он не обслуживает торговые системы. Выделяют также расчетный депозитарий, обслуживающий организованные рынки. Кроме этого, выделяют два уровня депозитариев: верхний - включает регистрирующие депозитарии (юридически - регистраторы), обслуживающие эмитентов; нижний - обслуживающие владельцев ценных бумаг.

5. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Ее возникновение связано с широким развитием безбумажной (электронной) технологии эмиссии фондовых инструментов. Обеспечивается т.н. регистраторами (юридическое понятие), осуществляющими сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление информации, составляющей систему ведения реестра. Регистратором может быть сам эмитент либо профессиональный участник РЦБ, уполномоченный эмитентом.

6. Клиринговая деятельность. Определение взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачет по поставкам ценных бумаг, а также расчеты по ним (ст. 6 Закона " О рынке ценных бумаг"). Осуществляется организациями на основании лицензии ФСФР и договоров с участниками РЦБ. Клиринговой организации запрещено заниматься иной профессиональной деятельностью на РЦБ, за исключением организации торговли и депозитарной деятельности.

7. Деятельность по организации торговли на РЦБ. Торговля ценными бумагами осуществляется через специализированные институты, к которым относятся т.н. организаторы торговли и фондовые биржи. Их функции состоят в предоставлении участникам рынка возможности выставлять в установленном порядке котировки, совершать сделки в соответствии с утвержденными правилами, проводить централизованные расчеты. Участники рынка при этом получают определенные преимущества, например хеджирование (страхование) своих рисков, возможность получения кредитов под сделки и др.

В соответствии с Законом " О рынке ценных бумаг", это деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками РЦБ. Понятие " фондовой биржи" согласно закону (ст. 9 и 11) входит в понятие " организатор торговли".

В торгах могут принимать участие юридические лица, имеющие лицензию брокера и (или) дилера и обладающие правом объявлять заявки и совершать сделки с ценными бумагами. Выделяют два вида особых участников торгов, принимающих на себя дополнительные обязательства. Это маркет-мейкеры, обязанные поддерживать ликвидность рынка ценных бумаг, и специалисты, обязанные аналогичным образом поддерживать ликвидность ценных бумаг эмитентов. От имени участника торгов объявляет заявки и совершает сделки трейдер - физическое лицо, являющееся штатным работником биржи и имеющее квалификационный аттестат ФСФР.

Профессиональная деятельность на РЦБ проводится только на основании лицензий ФСФР. Существуют три вида лицензий: профессионального участника рынка, регистратора, фондовой биржи.

Нормативные документы ФСФР устанавливают общие требования к профессиональным участникам РЦБ, а также минимальные требования по размеру их собственного капитала, выраженные в МРОТ: брокер - 5000; дилер - 8000; организатор торгов - 200000; депозитарий - 75000; клиринговая организация - 100000. При совмещении деятельности собственный капитал не должен быть меньше наибольшего по совмещаемым видам.

За рассмотрение (выдачу, продление) лицензии взимаются лицензионные сборы, выраженные в МРОТ: брокеру - 150; дилеру - 200; доверительному управляющему - 300; организатору торгов - 1000; депозитарию - 300; клиринговой компании - 300. В любом случае уплаченный лицензионный сбор не возвращается. Для получения (продления) лицензии профессиональному участнику РЦБ необходимо представить в саморегулируемую организацию пакет документов, которая после его рассмотрения ходатайствует в ФСФР о принятии соответствующего решения.

Сроки, на которые выдавались лицензии: брокеру, дилеру, доверительному управляющему - не более 3 лет; организатору торговли - не более 10 лет, а при совмещении с другой деятельностью - не более 3 лет; держателям реестра (регистратору) - 6 месяцев с последующим продлением по решению ФСФР. В настоящее время лицензии стали бессрочными.

Налоговое регулирование заключается в дифференциации видов и размеров налогообложения доходов, возникающих на рынке ценных бумаг. Налоги могут взиматься: с доходов от эмиссии ценных бумаг, с процентных и дивидендных текущих доходов, а также с прибыли и комиссии от операций перепродажи бумаг. Текущие доходы по отдельным видам ценных бумаг не облагаются налогом. Во многих странах не подлежат налогообложению доходы, приносимые государственными и муниципальными облигациями, а также финансовыми инструментами.

Организация налогового регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации будет рассмотрена ниже (тема 13).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.